Где учить детей. Технологическая сингулярность и проблема современного образования. Дивергенты и конвергенты

Где учить детей. Технологическая сингулярность и проблема современного образования. Дивергенты и конвергенты

Технологическая сингулярность — гипотетический момент, по прошествии которого технический прогресс станет настолько быстрым и сложным, что окажется недоступным пониманию. Как отстает от этого прогресса образование сейчас?

Я уже писала о важности качества знаний и о том, как могут повлиять на это качество нейросети здесь.

Пока моя подруга закончила институт информационных технологий языки программирования полностью изменились. К счастью, она удачно вышла замуж. А если бы она выбрала путь работать по специальности ей пришлось бы постоянно доучиваться. В таком режиме работают программисты, юристы, психологи и многие другие. Информационная среда стала очень динамичной. Более того она стала грязной. Вас завалят предложениями платных, не всегда качественных, тренингов.

Дивергентное мышление (от лат. divergere — расходиться) — метод творческого мышления заключающийся в поиске множества решений для одной и той же задачи, проблемы. Впервые понятие «дивергентное мышление» в психологию ввёл учёный Д. Гилфорд, описавший дивергенцию как мышление, идущее в разных направлениях. Также Гилфорд пришел к выводу, что данная форма мозговой деятельности человека допускает варьирование основных путей решения какой-либо проблемы, приводя в итоге к неожиданным результатам и выводам. Исследованиями дивергентного мышления занимались Э. П. Торренс, К. Тейлор, Г. Груббер, И. Хайн, А. Б. Шнедер, Д. Роджерс.

Существуют специальные тесты дивергентных способностей, например, тест, представленный в книге авторов Дж. В. Гетцельс и Ф. В. Джексон: испытуемому нужно найти как можно больше способов применения таких предметов, как кирпич, кусок картона, ведро, веревка, картонный ящик, полотенце. Дополняется конвергентным мышлением.

Конвергентное мышление (от лат. convergere — сходиться) основано на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи ( проще сказать инструкции). Конвергентные задачи в процессе развития мышления ребенка играют важную роль. Это простые школьные задачи. Человечество накопило опыт за период своего существования и передало его потомкам. Мы знаем что 2х2=4. Это оптимальное решение. Гвозди забивают молотком. Вода замерзает при определенной температуре. Кстати, а вы знаете при какой именно?

Вода замерзает при очень разной температуре. На замерзание воды влияет множество химических и физических факторов... Еще мы знаем, что есть нужно за столом, сидеть на стуле, дверь удобнее открывать правой рукой, а взятку брать не своей... Всё это конвергентное мышление. Вам не нужно придумывать. У вас есть готовая инструкция.

А вам какое мышление развивали в школе? Вот вам пример конвергентной задачи. Сможете решить?

Где учить детей. Технологическая сингулярность и проблема современного образования. Дивергенты и конвергенты

А вот дивергентная задача. Представьте, что ваша прибыль зависит от того насколько вы можешь её увидеть и извлечь. Ваша задача извлечь из предоставленной возможности максимум. Вокруг нас много возможностей, но мы часто их не видим. Не замечаем двери.

Задача переложить две спички. Какое максимальное число вы можете получить?

Где учить детей. Технологическая сингулярность и проблема современного образования. Дивергенты и конвергенты

Майндхак: почему белые медведи не едят пингвинов?

Творческая задача – это не математическое уравнение, к которому можно применить стандартные схемы решения и получить готовый ответ. Случается, что приемлемое решение для задач ученые ищут годами. Например, создание системы электроосвещения заняло у Эдисона около 2-х лет и более 6000 опытов.

- Нет, там не 160 и не 999. Кто так ответил - попробуйте ещё раз.

Задача для школьников третьего класса:

В гараже стоят 750 автомобилей. Грузовые автомобили имеют по 6 колёс, а легковые по 4 колеса. Сколько и каких автомобилей в гараже, если колёс всего 3024? Сможете решить?

Да, каждый получил свою башку,Свой зад, и руки, и бока, и ноги.Но разве не мое, скажи, в итоге,Все, из чего я пользу извлеку?

Иоганн Вольфганг Гёте.

Из каких источников мы пьем?

Мои друзья, юристы, рассказывают, что много времени тратят на изучение новых законов, поправок, нововведений. Недавно, родственник из Таллина перечитывал практику Госсуда. А это чтиво... Написал так как был Наумов день, а Наум покровительствует в учении.

У психологов тоже постоянные метаморфозы. Например, когда-то все шли за Фрейдом, теперь в топку Фрейда - он устарел. В Йеле о нем почти не упоминают и сразу предупреждают, что не будут уделять ему много времени. Нас учили в университете, что истерическое расстройство личности (от др.-греч. ὑστέρα — «матка»), но уже давным-давно его переименовали в «гистрионическое расстройство» (от лат. histriō — «актёр»). Термин «гистрионический» с момента введения МКБ-10 пришёл на смену термину «истерический», так как последний получил оскорбительное бытовое распространение. Классификация DSM* постоянно меняется и не всегда, на мой взгляд, в лучшую сторону. В последней правке, кроме всего прочего, из нее вынесли мазохизм в разряд исключительно сексуальных расстройств личности, а он имеет место быть не только в сексуальной сфере.

* DSM - Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders — (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам).

И таких изменений много плюс новые исследования и статьи. При этом нет специализированного научного сайта с полным списком дат и внесенных изменений. Приходится собирать информацию по крупицам.

Становится необходимым и ценным «Доверенный источник информации» и «Чистота информации».

Если кувшин наполнен нечистотами можем ли мы налить в него молока?

Что-то на библейском.

Помните популярное учение о том, что наше тело обновляется за 7 дней? Популярный миф очень растиражированный и много повторяемый когда-то в интернетах. Один мой знакомый очень в эту теорию верил и бросив употреблять алкоголь ждал когда его тело очистится и сольется с бесконечным-вечным...

Это неправда. В организме есть митотические, постмитотические и условно постмитотические ткани. Митотические - это постоянно делящиеся клетки. Они составляют лишь 10% от всех тканей нашего тела (верхний слой кожи). Условно постмитотические клетки - это неделящиеся клетки, сохранившие способность к делению при определенных условиях (клетки печени, стволовые клетки костных, скелетных мышечных и др. тканей). Постмитотические клетки – окончательно утратившие способность к делению после созревания организма (это клетки всех слоев эпидермиса, кроме базального; нервные клетки; клетки сердечной мышцы; волокна скелетных мышц). Кафедра медицинской биологии и общей генетики.

Также активно распространялось учение о вреде дрожжей. Помню видела бабульку в ютуб называющую себя заслуженным врачом. Она рассказывала, что дрожжи придумал Гитлер, чтобы всех нас убить. Что в них содержатся яды, перечисляла какие… Многие поддерживали. Впечатление, что советское образование значительно переоценено.

Дрожжи принадлежат царствию Грибов. Их более тысячи видов. Они известны со времен древнего Египта. Тогда же их научились сушить. Советский иммунолог и вирусолог Лев Александрович Зильберг, отбывающий свой второй, но не последний, срок в ГУЛАГе из-за нелепого доноса сталкивается с проблемой высокой смертности. Спасение было получено из дрожжей выращенных на ягеле (лишайнике, которым питается северный олень). Так был открыт витамин B5. На данное изобретение были получены авторские права зарегистрированные на НКВД. Дрожжи содержат почти всю группу витамин. Они полезны.

Таких заблуждений распространяется всё больше. Невежественные люди растаскивают корм из инфопомоек. Справедливости ради мы не можем знать всего.

«Когда наш век или наша страна имеет мудрых мужей гораздо менее, нежели в других веках и сторонах, тогда виною сему есть то, что шатаемся по бесчисленным и разнородным книг стадам — без меры, без разбору, без гавани».

Григорий Саввич Сковорода.

То, что мы едим - наполняет нас. То, что мы читаем, смотрим, слушаем - тоже наполняет нас.

Господин Тиньков Олег Юрьевич отвечая на вопрос «почему вы не учите своих детей в России» сообщает: «потому что в России нет института бизнеса, не умеют учить бизнесу в России». А как вы думаете почему?

Илон Маск открыл свою школу Ad Astra, где учатся его дети. Он тоже выразил некоторую обеспокоенность современной системой образования.

Если мы говорим об образовании для аристократической элиты в Англии, то это закрытые университеты и школы основной целью которых является социализация (социальный фильтр) в своём слое. Хорошо об это рассказал Олег Яновский. Его видео можно найти в YouTube.

- 8118 тоже слишком мелко.

Где учить детей. Технологическая сингулярность и проблема современного образования. Дивергенты и конвергенты

Как развить дивергентное мышление

Если с конвергентным мышлением всё понятно, мы учимся решать задачи опираясь на опыт предыдущих поколений и правила, то дивергентное мышление доступно только гениям.

Хотите быстро обучиться дивергентному мышлению? Вы будете решать задачи, которые другие не могут. Обычный человек для решения задачи находит 3-15 вариантов. Придумайте, например, как можно использовать ваш телефон? Человек с хорошо развитым дивергентным мышлением придумает 100 способов. Он легко ответит на вопрос: «что общего между глухонемым и таблицей менделеева». А Вы знаете что?

После того, как вы пройдете мой курс по обучению дивергентному мышлению всего за 100500 тысяч рублей вы станете вишенкой на торте жизни. Дорогим Rolls-Royce среди подержанных лад и телег с лошадЯми. Будете решать задачи на уровне топовых менеджеров и миллиардеров. Хотите?

Вот и попались. Вот я вас и вывела на чистую воду. Ведетесь на все, как белочки на орешки. А я говорила не вестись больше на стеклянный бисер. Если повелись - садитесь два. Завтра начинайте курс с начала.

Нет никакого отдельно существующего дивергентного мышления. Это очередной миф. Один из тех, о которых я упоминала выше. Его раздувают преимущественно продавцы книжек и тренинг-продуктов. Какие-то задачи мы решаем дивергентным способом, а какие-то требуют конвергентного решения.

Задумайтесь нужно ли Васе придумать 100 способов, как забить гвоздь перед тем, как он его забьет? Вася эффективен. Он сразу выбирает проверенный и наиболее эффективный способ.

Представьте перед Васей стоит задача спиз… э… приватизировать кирпич на стройке. Тут Вася дивергент. Вася быстро прокрутит три-пять надежных способа и выбрал самый эффективный. Зачем ему 100?

Если мы говорим о творческих задачах, где необходим мозговой штурм (это способ создания креативных решений), то тут Вася тоже может поучаствовать, попридумывать, помечтать…

В школе нам конечно мало развивали дивергентное мышление. Нас чаще учили заучивать и решать, а не изобретать и проектировать. Да, это не хорошо. Но есть задачи, которые уже решили вместо вас. То есть человечество уже нашло наиболее эффективные способы решения для многих задач. По сути эти способы решения основных задач называются навыками (англ. skills). У кого скилов больше - тому жить будет проще. Потому что этот человек будет эффективнее.

В некоторых компьютерных играх есть задачи требующие решения, но обычно там заложено одно решение и мы его ищем, а не придумываем самостоятельное.

Есть интересные задачи на логику развивающие мышление, но дуализация дивергентного и конвергентного мышления не вполне уместна. Где-то эффективнее всего действовать по инструкции, а где-то подумать, рассмотреть варианты… или позвать Васю, чтобы он забил...

Так что общего между глухонемым и таблицей Менделеева? А вот не знаю. Представьте себе есть загадки и задачи без готового ответа. Или с несколькими вполне логичными ответами. И таких загадок и задач много.

Вот одна из них:

Где учить детей. Технологическая сингулярность и проблема современного образования. Дивергенты и конвергенты

А вот вторая:

Где учить детей. Технологическая сингулярность и проблема современного образования. Дивергенты и конвергенты

И еще немного о дивергентном мышлении. Оно может быть и даром и проблемой. Всё зависит от общего IQ. Помните фильм с одноименным названием «Дивергент»? Позволю себе напомнить. Вот короткое видео:

- Про пингвинов и медведей загадка довольно популярная и многие её уже знают. Потому что они живут на разных полюсах. Но согласитесь не сразу в голову приходит?

Однажды в школьном тесте на логику я нашла и обосновала два правильных варианта ответа. С этим все согласились. Тест был составлен не вполне корректно. А кто-то из детей проходя его мог счесть себя глупым, хотя выбрал он вполне логически обоснованный вариант. Просто не тот вариант, который задумал автор теста. В итоге, кто окажется наиболее эффективным и убедительным тот и выиграет.

Думаю больше всего подходит ответ золото. Молчание -золото. В таблице 79 элемент: Aurum - золото. Кто родился в 79 году поздравляю - вы золото. Золотые львы, тельцы, золотые рыбки и т.д. В 80-м - ртуть. В 94-м - плутоний.

Кто поспешил сейчас начать гуглить таблицу Менделеева и искать свой год - поздравляю. Вы легко внушаемы. Уже идете за чужой мыслью подводящей вас к чужому поведенческому сценарию.

Вам было интересно? С вас 50 000. Внушаемые сейчас разволновались и включили сопротивление, чтобы доказать себе, что они не такие уж и внушаемые. Но вы все равно внушаемые. Мы все внушаемые. Покажи коту бантик… Человеку купюры… Только степень внушаемости у людей разная, сложность апелляции к сознанию может отличаться у людей на разных уровнях развития.

Мы все идем за мыслью, мы все стремимся закончить фразу, задачу, процесс… Если задача нам интересна конечно. Это нормально.

- Задача про машины заключается в том, что у каждой из машин есть 4 колеса. 750 х4 = 3000. Остается 24 лишних колеса,. По ним мы и определим количество грузовых машин. Посчитайте.

Человек это система входящая в состав других энергосистем.

Мы научились выживать и мыслить в рамках индивидуальной психологии, личных потребностей и проблем. Мы не живем интересами своей системы словно считая, что все происходящее в ней нас не касается и теперь мы несемся на расшатанной колеснице…

Насколько мы интересуемся системой производства молока? Или правовой системой?

Еще немного про масштабы личностей: Айкидо - это комплекс физических упражнений и духовных практик разработанных Морихэем Уэсибой цель которых защитить от травм себя и нападающего (оцените масштаб мышления человека).

Автор: психолог Светлана Борисова

Где учить детей. Технологическая сингулярность и проблема современного образования. Дивергенты и конвергенты
66
21 комментарий

У меня получилось 9E8 в ответе на задачу со спичками, на гугловскую задачу ответ такой получился: там нарушена последовательность ряда, можно указать 98=49 и 102=51. Задача же дивергентная, могут быть и еще решения! Спасибо за интересный материал и задачи!

1

Спасибо за внимание к ребусам, которые я так люблю 🙏🏻

1. Мой ответ был 8118. Но правильный 51181. Мне не хватило смелости предположить, что число можно увеличить до пятизначного. Сработали психологические ограничения. А дивергент бы справился.

2. Во второй задаче лично я ничего не смогла придумать, а ответ оказался самым непредсказуемым. В оригинале условие задачи звучит так:

Молодой человек хочет попасть в клуб, но не знает пароля. Он решил послушать, что говорят другие посетители. Подошел мужчина, и охранник сказал ему «26». Человек ответил «13», и его пропустили. Подошла девушка, и охранник сказал «22». Она ответила «11», и ее также пропустили. Наш герой подумал, что число надо делить на 2, и смело пошел ко входу в ночной клуб. Охранник сказал «100», и молодой человек ответил «50». Ответ оказался неправильным, и его не пустили в клуб.

1

В гараже всего 750 машин по условиям задачи, а не только легковых. Поэтому умножать 750 на 4 некорректно.
Решается через уравнение
4х + 6у = 3024
Х + у = 750
Х = 750 - у
4 (750 - у) + 6у = 3024
2у = 24
У = 12
Итог: в гараже 738 легковых и 12 грузовых машин
738 × 4 + 12 × 6 = 3024

Решение более чем конвергентное

1

Математик detected 👍🏻👏😏

Для тех, кто так как Вы не умеет, можно посчитать намного проще: у всех автомобилей как минимум 4 колеса. Отсюда 750х4. Остаётся 24 лишних колеса. Это колеса грузовых машин. Их в каждой по 2, а значит в общей сложности грузовых машин 12.

1

что общего между глухонемым и таблицей менделеева»

В психиатрии с помощью таких стандартных вопросов определяют шизофрению. Нормальный человек скажет что ничего общего нет. А шизик скажет что например, и то и другое можно обматерить. Или на вопрос что общего между карандашом и петухом, скажет что и то и другое можно бросить в воду.)

1

тут и про бизнес и про дивергентное мышление и фрейда приплели