Недетский выбор: как мы помогли школьникам понять, куда пойти в ИТ

Привет, это Максим Павлов из KTS. Мы разрабатываем продукты в HRTech, EduTech и делаем кастомные IT-сервисы для бизнеса.

Недавно мы пригласили школьников в наш офис для того, чтобы показать им, что программирование — это не только про создание игр и работу сисадмином. В статье подробно рассказываю о том, как это было и какие выводы мы сделали.

Недетский выбор: как мы помогли школьникам понять, куда пойти в ИТ

Хотят ли дети работать в IT

Если коротко, то да — хотят. Если углубиться, то все, как всегда, сложнее.

Во-первых, не все дети интересуются компьютерами и программированием. Многие базово разбираются в школьной информатике, но глобально больше предпочитают другие виды деятельности, например, творчество или спорт.

Тем не менее по данным GeekBrains за 2023 год, программист — профессия, которая находится в топе популярных профессий среди школьников. Отчасти тенденция связана с ростом популярности онлайн-курсов, которые все как один говорят об успешном успехе и безоблачном будущем в IT. При этом, в большинстве случаев школьники не понимают, что на самом деле из себя представляет профессия разработчика.

Во-вторых, важно понимать, что работа в IT — это не только про разработку. Существует множество других профессий, связанных с этой сферой, про которые подростки не знают. Например, все школьники знают про разработку игр, но мало кто наслышан о работе тестировщиков, проджектов или аналитиков.

‎Я помню свои ощущения в 11 классе, когда нужно было срочно понять, куда пойти поступать. Выбор нужно было делать срочно, но я даже не понимал, куда я могу пойти. Такая проблема была не только у меня, многие мои знакомые пошли учиться в университет, опираясь только на красивое название будущей специальности. И я уверен, что сейчас ситуация не особо поменялась.

Итак, хотят ли дети в IT? Да, но с оговоркой на то, что они далеко не всегда понимают, из чего именно состоит работа в IT.

Что не так с выбором будущей профессии

Согласно опросу Maximum Education, 40% школьников в 11 классе ещё не определились с будущей профессией. Разбираемся, почему так происходит:

  • Стереотипы о профессиях. У большинства людей сложилось ошибочное мнение, что область IT — это золотая жила, в которую легко попасть.

Многие не понимают, чем на самом деле занимаются разработчики. В голове предстает образ человека, который поздно встает, работает в кофейнях, а зимует на Бали. Как итог: многие выпускники идут работать в сферу технологий. Но не потому что они этим горят, а потому что им кажется, что это — билет в спокойную и безбедную жизнь.

  • Система профориентации устарела. Часто тесты по профориентации предлагают ограниченный выбор профессий, который был актуален 10-15 лет назад.
  • Школы не транслируют современные тенденции в профессиях. Например, В 9 классе я довольно поверхностно представлял, что такое IT. Мне нравилось «копаться» в компьютерах, но в моей голове все программисты были замкнутыми одиночками. Себя среди них я не видел. К счастью, я пошёл учиться на более широкую айтишную специальность, но информация об актуальных направлениях в сфере IT смогла бы сильно облегчить мой выбор.

Современные школы может и информируют учеников о нынешней ситуации на рынке труда, но делают они это крайне неуверенно. Нынешние десятиклассники скорее пойдут за знаниями на Youtube, чем станут расспрашивать своего учителя.

  • Попасть на стажировку в подростковом возрасте практически нереально. Все мы хоть раз оказывались в ситуации, когда работодатель не берет без опыта даже на начальную позицию. Кажется, что конкуренция настолько бешеная, что поиск работы со временем превращается в бесконечный марафон попыток.

Как мы попробовали решить проблему поиска стажировки для школьников

Стажировка в области IT для школьников — это сложная, но выполнимая задача. Мы можем сколько угодно рассуждать на тему сложного входа в профессию, а можем попробовать сформулировать решение проблемы.

Мы в KTS хотим помочь подросткам с выбором будущей профессии в сфере IT. Вместе с образовательным бюро «Лёрнити» мы пригласили учеников старших классов в наш офис на экскурсию и постарались максимально детально рассказать и показать нашу работу.

Как прошла наша встреча со школьниками

Экскурсия проходила в формате мини-стажировки на базе нашего офиса. Мы хотели показать, чем занимаются разработчики без нудных презентаций и заученных лекций. Только практика и живое включение в процесс.

Мы разделили экскурсию на четыре части. Примерный план был следующий: знакомство, распределение задач, самостоятельная работа и финальная фидбек-сессия.

Ребята остались довольны своей стажировкой. За один день они смогли поработать с ботами, пообщались с командой и получили позитивный опыт работы в IT-компании, который, мы надеемся, пригодится им в будущем.

В мы получили такой фидбек от «‎Лёрнити»:

Недетский выбор: как мы помогли школьникам понять, куда пойти в ИТ

Вывод

Стажировки — это крутой опыт, который может помочь в будущем. Тот самый одиннадцатиклассник внутри меня ликует от радости, когда слышит, что мы в KTS можем помочь кому-то с выбором профессии без давления и шаблонных тестов по профориентации.

Есть ощущение, что мы нащупали важную проблему. Взрослые всегда твердят подросткам о важности высшего образования, но мало кто объясняет, зачем оно им. Популярная схема «окончить школу и поступить туда, куда хватило баллов» уже устарела. Ребята сейчас не хотят тратить годы жизни просто на корочку. Надеюсь, мы сможем и в будущем помогать подросткам делать выбор осознанно.

Если у вас идеи, как ещё можно помочь школьникам не потеряться при выборе профессии, то буду рад обсудить их в комментариях.

3030
19 комментариев

картинки кайф

1

если уровень профориентаций остался по типу выбора профессий: человек-человек, человек-машина и прочее, то печаль.
Как обычно хочешь жить умей найти правильный кружок по интересам)

В моем детстве ещё было что-то типа вам нравится работать с деревом? - если да, то ваша профессия столяр

1

А вы платите за стажировку?

За обычные стажировки мы конечно же платим, я рассказывал подробности в отдельной статье про то, как мы проводим курсы и после них набираем себе стажеров https://vc.ru/life/639896-kak-nanimat-razrabotchikov-cherez-shkolu-nashi-vyvody-za-6-let-obucheniya-2600-studentov-i-50-nanyatyh-stazherov

Но в случае со школьниками стажировка длилась 1 день и цель была не получить коммерческую пользу от игрового бота, которого они сделали в результате, а познакомить ребят с профессиями в IT и дать пощупать руками что-то максимально приближенное к реальной работе. Так что за участие в этой стажировке-экскурсии-профориентации мы ребятам не платили :)

1

Если вы не изобретали формат - то в чем ценность статьи? В том что вы опробовали чей-то формат, без ссылки на источник? В том что вы опробовали популярный формат? Или вы просто описываете проблему, не предлагая решений? Вы опять юлите и цепляетесь за слова, пытаясь то перевести тему на мою персону, то выхватывая фразу из контекста - фраза "и решилась какая-то проблема так как никто не решал" - неразделима - вы же ответили так как будто я сказал что вы не решали проблем. Единственная цель моего комментария - для того чтобы читающие люди и тот для чьей галочки эта статья-отчет написана - лишний раз обратили бы внимание что это просто раздутый на ровном месте отчет об экскурсии в духе "Работу выбрать трудно, ребята сходили, ребятам было полезно, ребятам понравилось" - и чтобы каждый задался вопросом - зачем так комично раздувать экскурсию до стажировки - и что вообще за проблема решается и почему она особенная - ведь если прямо посмотреть на сломанное повествование статьи - будет - цитирую -

"40% школьников в 11 классе ещё не определились с будущей профессией. Разбираемся, почему так происходит:"

и ответ на вопрос "почему 40 процентов не определились с будущей профессией" - вот такой:

"Стереотипы о профессиях. У большинства людей сложилось ошибочное мнение, что область IT — это золотая жила, в которую легко попасть"

Из повествования статьи - получается школьники не могут определиться с профессией потому что у большинства людей ошибочное мнение что айти - это золотая жила. А если люди перестанут "заблуждаться" в прибыльности айти или в том что туда легко попасть - школьники получается тут же все определятся с работой. Браво - в этом отчете просто каждое следующее предложение не имеет никакого отношения к предыдущему. Бессвязная отчетная вода с громкими словами - удалите, не позорьтесь.

Посоветовался с коллегами, стоит ли удалять статью из-за того что она не нравится Андрею и общим голосованием решили, что всё-таки лучше оставить

Но всё равно спасибо за ваш фидбек, он очень важен для нас!

1