Запись лекций в тетради: необходимость или отсутствие прогресса?

На днях мне написала школьная подруга. Её дочь учится на факультете, на котором я преподаю. Её вопрос звучал так: «Оля, а правда есть требование, чтобы студенты обязательно писали лекции в тетрадях? Лиза отхватила за то, что записывала в телефоне. Неужели нет никакого прогресса? Еще и предмет «Копирайтинг», а ведь копирайтеры давно не пользуются бумагой».

<i>Комикс "<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2F4pairs&postId=822904" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">4 пары</a>"</i>
Комикс "4 пары"

Да, кажется, прогресс окружает нас повсюду, но в образовании он как будто слегка опаздывает. Вроде мы уже не пишем мелом, в каждой аудитории есть интерактивная или маркерная доска, кондиционер, проектор и т.д. Однако многие преподаватели до сих пор пугают студентов своим «Взяли ручки в руки и пишем под диктовку». Под конец 1,5 часов стандартной пары студент думает только об одном: “Скорей бы пара закончилась, а то пальцы уже болят и кушать хочется” (впрочем, кушать им хочется всегда 😁).

Исследования давно доказали, что такой способ обучения довольно эффективен: слух воспринимает информацию и записывает ее на подкорку, рука пишет, а значит, подключается моторная память. Мысль + действие = усвоение информации. Даже если сознание студента отключается и уносится в мечтах в столовку, мозг продолжает записывать материал, а рука надежно фиксирует все сказанное, дублируя эффект.

О своих наблюдениях за тем, как студенты ведут конспекты, и о том, каким может быть университет будущего, я писала в другой статье.

Что происходит потом, когда студент открывает конспект и пробегает его глазами? Четкое ощущение, что ты это знаешь, потому что где-то слышал. Но если копнуть на уровень понимания и применения, то тут уже сложнее: нужно обязательно включенное сознание во время лекции и выстраивание логических связей между имеющейся информацией и новой. Соединение нового и уже усвоенного создает новые нейронные связи в мозгу, появляются собственные мысли, вспоминаются примеры из жизни. И происходит чудо – ясность. Чудесное слово - “ясность”, сразу представляешь ясный день, когда все озарено светом, все просто, легко и понятно. Так вот эта осмысленная часть лекции становится понятной, встраивается в имеющийся багаж знаний и надолго остается в голове не в виде слов лектора, а в виде своих мыслей и выводов.

Все мы знаем, что лучше всего усваивается и запоминается не то, что мы услышали и записали. И даже не то, что осознали и попробовали. А то, о чем размышляли, а еще лучше – дискутировали. Тогда предмет обсуждения появляется в голове как нечто объемное, многогранное, обдуманное и усвоенное. С таким знанием студент сдаст любой экзамен, ведь ему не нужно зубрить, достаточно лишь вспомнить пройденный мысленный путь.

Таким образом, вопрос «А нужно ли писать конспекты в вузе» решается сам собой. Услышать и записать – это лишь первый, самый примитивный уровень познания. Если студенту интересна тема, и он успевает осознать и обдумать ее, пока записывает за лектором, то это эффект будет. Кратковременная память сохранит какую-то часть из услышанного, рука запомнит часть из записанного, а мозг будет продолжать обдумывать что-то из того, что реально понравилось и зацепило. Но все 1,5 часа не могут быть эффективными при такой напряженной работе. Многое останется неосознанным и необдуманным.

Да, лучше такая работа на паре, чем отвлекаться на соцсети или шептаться с подружкой по парте. Но можно ли сделать обучение более эффективным процессом для тех, кто реально открыт новым знаниям? Может, действительно, прогресс не только в том, чтобы вместо ручки и тетради печатать буквы в смартфоне, как мечтают студенты? На самом деле, набор букв в заметках по сути то же самое, что писать в тетради. Поменялась технология, но мозг работает практически так же, и с каждым поколением разница все меньше.

<i>Из интернета</i>
Из интернета

Так в чем же прогресс? Давайте посмотрим, как учатся реальные люди и что они говорят про конспекты лекций.

Алина:

Преподаватели на лекциях часто не говорят по теме, а все самое важное написано в презентации. Студенты либо переписывают информацию со слайдов, либо их фотографируют. Но это не мой вариант, потому что потом сложно ориентироваться в телефоне в 80 разных фотографиях, искать там нужную информацию. Я пишу в тетради.

Катя:

На лекциях 30% какие-то штуки, которые надо конспектировать, например, вышмат или статистика; ещё 30% тех, где все на слайдах; 40% тех, кто читает принципиально без презентации. Если открыть чат любой студенческой группы раздел фото, то там будет 1000 фотографий слайдов. Есть такой большой мем, что любая фотоплёнка студенческая на 10% селфи, а на 90% с фото стен со слайдами на интерактивной доске.

Владимир, КубГУ:

Для записи лекций использую диктофон, который включаю в начале лекции. За некоторое время до экзамена я смотрю, какие будут вопросы, и ищу в интернете информацию, в диктофоне, в учебниках. Систематизирую информацию на ноутбуке, создаю папки, указываю дату лекции и тему.

<i>Комикс "<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2F4pairs&postId=822904" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">4 пары</a>"</i>
Комикс "4 пары"

Тимофей, студент онлайн-курса:

Лучше всего усвоить информацию для меня - это кому-то рассказать, что узнал. Или пройти какой-то тест. Когда узнаешь новое - мгновенно все забывается. Буквально закрыл книгу и забыл.

Итак, что мы имеем: фото презентаций, засоряющие телефоны, диктофонные записи, которые переслушиваются в крайнем случае перед экзаменами, трудности с систематизацией материалов и запоминанием… Но при этом все прекрасно выкручиваются и сдают сессию за сессией. У студента вуза одна цель – сдать экзамен или зачет, чтобы в итоге получить диплом. Новые знания, какие-то ценные мысли и важные тезисы – это сопутствующие атрибуты студенчества. Ведь нельзя учиться 4-6 лет и не узнать ничего нового.

Но есть студенты, которые дорожат полученными знаниями и не так зациклены на экзаменах. Прогресс, первым делом, придет к тем, кому это нужно, кто реально хочет, чтобы в их обучении работал принцип Парето: 20% усилий давали 80% результата. Не нужно писать, фотографировать презентации (!), переслушивать часы лекций. А можно легко получать доступный материал, преобразовать и сохранить его для своего спокойствия и сосредоточиться на его понимании и усвоении.

Тут на сцену выходит искусственный интеллект, который реально упрощает процессы во многих сферах. Все сложности с получением и обработкой информации он возьмет на себя. Поэтому тот сервис для обучения, который разрабатывает наша команда, основан на искусственном интеллекте. Иногда это вызывает смех, иногда критику (“моторная память!”), но мы точно знаем, что есть люди, для которых именно Conspectus станет любимым и самым удобным приложением.

Запись лекций в тетради: необходимость или отсутствие прогресса?

Калькулятор, который когда-то был революционным инструментом, теперь является основным предметом в классе, улучшая понимание математики учениками. Так же и AI следует рассматривать как жизненно важный элемент для формирования людей, готовых к будущему.

Николь Серена Сильвер, лектор U.C. Berkeley

AI не заменит людей. Люди, использующие AI, заменят людей, которые этого не делают.

Из отчета IBM об AI

В общем, своей подруге на её вопрос о требовании преподавателей писать лекции и прогрессе в образовании я ответила, что дело не только в прогрессе. Преподаватели хотят видеть студентов, которые внимательно слушают, осознают и усваивают новые знания, задают вопросы и готовы дискутировать по теме лекции. Мы просто хотим быть эффективными, и необязательно, чтобы студенты корпели над тетрадками.

Что вы думаете по этому поводу? Как вы лучше усваиваете новые знания? Каким будет процесс обучения в вузах в будущем?

Подписывайтесь на наш телеграм-канал о том, как мы делаем сервис для ведения конспектов Conspectus:

66
6 комментариев

Помню на лекции преподаватель спросила меня:
Почему я не записываю лекции?
Я ответил, что у меня есть учебник, по которому она нам диктует.
))
Во взрослом состоянии когда получал допобразование, некоторые преподы тоже спрашивали на эту тему.
Я отвечал, что у меня есть бумажная библиотека - не вижу смысла переписывать то, что есть в моих книгах.
Заметки в тетрадях какие-то делал, но не открыл ни разу. )

1

А что-то вспоминалось из того, что говорил лектор и хотелось бы снова это услышать или перечитать? )

Я всегда мог либо хорошо записывать, либо хорошо слушать и воспринимать информацию, но не эти два дела одновременно. В итоге обычно получалось понять тему, но в тетради полнейшая хрень.

Так что нормальный учебный процесс - у всех студентов есть либо презентация, либо книга, по которой препод читает лекцию, а в тетрадь они записывают только ответы на непонятные вопросы, которые задали преподу во время лекции и пояснения для себя.

1

А вы не наблюдали такой эффект: если преподаватель дает студентам презентацию, то у них сразу мозг отключается и они не слушают? Типа зачем, у меня ведь все будет ))