Запись лекций в тетради: необходимость или отсутствие прогресса?
На днях мне написала школьная подруга. Её дочь учится на факультете, на котором я преподаю. Её вопрос звучал так: «Оля, а правда есть требование, чтобы студенты обязательно писали лекции в тетрадях? Лиза отхватила за то, что записывала в телефоне. Неужели нет никакого прогресса? Еще и предмет «Копирайтинг», а ведь копирайтеры давно не пользуются бумагой».
Да, кажется, прогресс окружает нас повсюду, но в образовании он как будто слегка опаздывает. Вроде мы уже не пишем мелом, в каждой аудитории есть интерактивная или маркерная доска, кондиционер, проектор и т.д. Однако многие преподаватели до сих пор пугают студентов своим «Взяли ручки в руки и пишем под диктовку». Под конец 1,5 часов стандартной пары студент думает только об одном: “Скорей бы пара закончилась, а то пальцы уже болят и кушать хочется” (впрочем, кушать им хочется всегда 😁).
Исследования давно доказали, что такой способ обучения довольно эффективен: слух воспринимает информацию и записывает ее на подкорку, рука пишет, а значит, подключается моторная память. Мысль + действие = усвоение информации. Даже если сознание студента отключается и уносится в мечтах в столовку, мозг продолжает записывать материал, а рука надежно фиксирует все сказанное, дублируя эффект.
Что происходит потом, когда студент открывает конспект и пробегает его глазами? Четкое ощущение, что ты это знаешь, потому что где-то слышал. Но если копнуть на уровень понимания и применения, то тут уже сложнее: нужно обязательно включенное сознание во время лекции и выстраивание логических связей между имеющейся информацией и новой. Соединение нового и уже усвоенного создает новые нейронные связи в мозгу, появляются собственные мысли, вспоминаются примеры из жизни. И происходит чудо – ясность. Чудесное слово - “ясность”, сразу представляешь ясный день, когда все озарено светом, все просто, легко и понятно. Так вот эта осмысленная часть лекции становится понятной, встраивается в имеющийся багаж знаний и надолго остается в голове не в виде слов лектора, а в виде своих мыслей и выводов.
Все мы знаем, что лучше всего усваивается и запоминается не то, что мы услышали и записали. И даже не то, что осознали и попробовали. А то, о чем размышляли, а еще лучше – дискутировали. Тогда предмет обсуждения появляется в голове как нечто объемное, многогранное, обдуманное и усвоенное. С таким знанием студент сдаст любой экзамен, ведь ему не нужно зубрить, достаточно лишь вспомнить пройденный мысленный путь.
Таким образом, вопрос «А нужно ли писать конспекты в вузе» решается сам собой. Услышать и записать – это лишь первый, самый примитивный уровень познания. Если студенту интересна тема, и он успевает осознать и обдумать ее, пока записывает за лектором, то это эффект будет. Кратковременная память сохранит какую-то часть из услышанного, рука запомнит часть из записанного, а мозг будет продолжать обдумывать что-то из того, что реально понравилось и зацепило. Но все 1,5 часа не могут быть эффективными при такой напряженной работе. Многое останется неосознанным и необдуманным.
Да, лучше такая работа на паре, чем отвлекаться на соцсети или шептаться с подружкой по парте. Но можно ли сделать обучение более эффективным процессом для тех, кто реально открыт новым знаниям? Может, действительно, прогресс не только в том, чтобы вместо ручки и тетради печатать буквы в смартфоне, как мечтают студенты? На самом деле, набор букв в заметках по сути то же самое, что писать в тетради. Поменялась технология, но мозг работает практически так же, и с каждым поколением разница все меньше.
Так в чем же прогресс? Давайте посмотрим, как учатся реальные люди и что они говорят про конспекты лекций.
Алина:
Катя:
Владимир, КубГУ:
Тимофей, студент онлайн-курса:
Итак, что мы имеем: фото презентаций, засоряющие телефоны, диктофонные записи, которые переслушиваются в крайнем случае перед экзаменами, трудности с систематизацией материалов и запоминанием… Но при этом все прекрасно выкручиваются и сдают сессию за сессией. У студента вуза одна цель – сдать экзамен или зачет, чтобы в итоге получить диплом. Новые знания, какие-то ценные мысли и важные тезисы – это сопутствующие атрибуты студенчества. Ведь нельзя учиться 4-6 лет и не узнать ничего нового.
Но есть студенты, которые дорожат полученными знаниями и не так зациклены на экзаменах. Прогресс, первым делом, придет к тем, кому это нужно, кто реально хочет, чтобы в их обучении работал принцип Парето: 20% усилий давали 80% результата. Не нужно писать, фотографировать презентации (!), переслушивать часы лекций. А можно легко получать доступный материал, преобразовать и сохранить его для своего спокойствия и сосредоточиться на его понимании и усвоении.
Тут на сцену выходит искусственный интеллект, который реально упрощает процессы во многих сферах. Все сложности с получением и обработкой информации он возьмет на себя. Поэтому тот сервис для обучения, который разрабатывает наша команда, основан на искусственном интеллекте. Иногда это вызывает смех, иногда критику (“моторная память!”), но мы точно знаем, что есть люди, для которых именно Conspectus станет любимым и самым удобным приложением.
В общем, своей подруге на её вопрос о требовании преподавателей писать лекции и прогрессе в образовании я ответила, что дело не только в прогрессе. Преподаватели хотят видеть студентов, которые внимательно слушают, осознают и усваивают новые знания, задают вопросы и готовы дискутировать по теме лекции. Мы просто хотим быть эффективными, и необязательно, чтобы студенты корпели над тетрадками.
Что вы думаете по этому поводу? Как вы лучше усваиваете новые знания? Каким будет процесс обучения в вузах в будущем?
Подписывайтесь на наш телеграм-канал о том, как мы делаем сервис для ведения конспектов Conspectus:
Помню на лекции преподаватель спросила меня:
Почему я не записываю лекции?
Я ответил, что у меня есть учебник, по которому она нам диктует.
))
Во взрослом состоянии когда получал допобразование, некоторые преподы тоже спрашивали на эту тему.
Я отвечал, что у меня есть бумажная библиотека - не вижу смысла переписывать то, что есть в моих книгах.
Заметки в тетрадях какие-то делал, но не открыл ни разу. )
А что-то вспоминалось из того, что говорил лектор и хотелось бы снова это услышать или перечитать? )
Честно?
Нет.
Особенно когда во взрослом состоянии учился.
Далекие от реального мира люди несли полную ахинею.
В итоге я решил, что мне нужно "корочки", а знания я из книг и практики возьму.
Были вопросы на экзамене: "Почему я на лекции не ходил?"
Ну да...
Я всегда мог либо хорошо записывать, либо хорошо слушать и воспринимать информацию, но не эти два дела одновременно. В итоге обычно получалось понять тему, но в тетради полнейшая хрень.
Так что нормальный учебный процесс - у всех студентов есть либо презентация, либо книга, по которой препод читает лекцию, а в тетрадь они записывают только ответы на непонятные вопросы, которые задали преподу во время лекции и пояснения для себя.
А вы не наблюдали такой эффект: если преподаватель дает студентам презентацию, то у них сразу мозг отключается и они не слушают? Типа зачем, у меня ведь все будет ))
У некоторых такое бывало, да. Но это должно выявляться на экзаменах (если студент что-то плохо выучил и не знает) и у вуза и преподавателей должна быть возможность отчислять, оставлять на лето и т.д. без вот этих тем "а что-то мы всех платников оставили на лето, как же так", "что-то у вас слишком много двоек".
Тогда студенты будут использовать лекционное время именно чтобы просветить для себя непонятные темы и использовать время преподавателя максимально продуктивно для себя.