Словесность для десятиклассников: Иов многострадальный

Сейчас во многих негуманитарных профильных школах ЕГЭ по русскому языку сдают по окончании 10 класса. В таком случае весь учебный год отдан подготовке.
Но, если ЕГЭ сдают по старинке, когда ребята заканчивают школу, 10-тый даёт возможность длительной передышки перед последним рывком в выпускном классе. При таком раскладе многие десятиклассники посвящают себя олимпиадам и проектам, поездкам в «Сириус», спортивным соревнованиям, а учитель словесности может позволить себе провести последнее погружение в мир анализа длинного сложного текста.

Я Инна, репетитор по русскому языку, и это серия статей про созданную мной систему упражнений, в которой я использовала принцип возвращения словесности как предмета, соединяющего в себе литературу и русский язык.

Иов многострадальный. Иллюстрация Уильяма Блейка
Иов многострадальный. Иллюстрация Уильяма Блейка

В 179 школе ЕГЭ сдают после 11 класса. В десятом классе мы подробно изучали крупные произведения: «Одиссею», «Войну и мир», «Вишнёвый сад». А начинали год с Книги Иова из Ветхого Завета, и вот почему:

1. Я убеждена, что школьники должны знакомиться с христианской литературой как основой общеевропейской культуры, а Книга Иова — один из базовых христианских текстов.

2. С литературной точки зрения Книга Иова — чрезвычайно богатый, яркий, образный источник, полный различных средств языковой выразительности и стилистических приёмов, знание которых требуется, чтобы успешно сдать ЕГЭ.

3. Книга Иова - это также метафизические размышления о смысле жизни и человеческой личности, таким образом, мы продолжаем работу с философией, начатую в 8 классе.

4. Книга Иова — сложный текст, состоящий в основном из речей персонажей, разобраться в его структуре и логике — интересная задача и настоящий вызов для десятиклассника.

Вообще следует сказать, что с точки зрения развития личности десятиклассник — это уже взрослый человек с определённой жизненной позицией и картиной мира, ему только недостаёт жизненного опыта. Поэтому полезно ставить цели с повышенной планкой, не адаптируя для детского и раннего подросткового возраста, не упрощая, как мы обычно делаем в школе.

Мозг развивается, когда ему приходиться напрячься и встать на цыпочки, чтобы справиться с поставленной задачей. Именно это происходило, когда мы анализировали Книгу Иова. После многих дней работы с этим самым древним из ветхозаветных текстов роман-эпопея «Война и мир» воспринимался как понятный, относительно лёгкий, логически завершённый, приятный для чтения.

Как шла работа над Книгой Иова?

Сначала я выбрала перевод на современный русский язык — М.П. Кулакова, он сделан понятным, но не примитивным языком, без искажений первоначального смысла слов древнего иврита, на котором написана Книга Иова.

Затем разбила текст на части, которые распечатывала заранее и на паре раздавала ученикам. На занятиях по Иову мы работали непосредственно с текстом: я задавала вопросы на понимание, а ответы нужно было подкреплять цитатами.

В Книге Иова действует (то есть выступает с речами) всего несколько персонажей: сначала сам Иов и три его друга, затем к ним присоединяется Бог и ещё один собеседник. Итак, перед нами речи шести героев, причём при первом прочтении складывается стойкое впечатление, что говорят об одном и том же одними и теми же словами. При этом налицо явный спор между собеседниками, в который включается даже Бог.

Десятиклассникам предстоит распутать этот противоречивый клубок и убедиться на деле, в чём смысл показаний каждого из участников событий. Я не оговорилась: именно показаний. Потому что налицо преступление: Иов в результате заговора против него теряет здоровье, имущество, семью. Как в хорошем детективе, нужно разобраться во всех деталях происшедшего, найти виновника и восстановить справедливость. Этим мы и занимались на парах по словесности.

Кроме устного обсуждения и исследования были и письменные задания по Книге Иова:

  • Создание конспекта в виде майнд-карты.
  • Список хороших вопросов.
  • Сочинение в формате ЕГЭ по проблемам, поднятым в тексте (аналитический пересказ).

Я считаю, что на парах по словесности в школе учитель должен задавать более высокую планку, чем требования ЕГЭ. И ни в коем случае не превращать уроки в марафон по подготовке к экзаменам. Дети способны на большее, и учитель может и должен дать им возможность проявить себя.

Исследуя Книгу Иова, мы продолжили линию, заложенную во время работы с философией Ж.-П. Сартра в 8 классе, вышли на новый уровень чтения и понимания текста и научились извлекать мнение и позицию автора высказывания из сложного полилога.

Больше обо мне и о моих методах работы можно прочитать в ТГ-канале.

А ещё я пишу статьи про Аргентину, и это тоже словесность: ссылка здесь и здесь.

#егэ, #огэ, #учительрусского, #словесность

88
16 комментариев

Интересно. Два вопроса:
1. Сколько времени занимает прочтение книги?
2. Как реагируют ученики нехристианских конфессий?

2

1. На чтение и анализ только в учебное время, без домашки, нужно около 10 пар.
2. Мы изучали Книгу Иова именно как литературное произведение, без религиозной пропаганды. Ученики воспринимали положительно, вопрос о конфессиональной принадлежности вообще не стоял. Да и Книга Иова ближе к философии, чем к религии, если речь идёт о религии как об обрядах и символах веры.

Так вы Инна или Инесса?

2

Почему Вы не считаете что это отличный способ убить любовь к литературе у и так перегруженных учеников?

1

В точку сказано

1

Потому что всю работу мы проводим на уроках, дома ничего делать не надо. Не вижу здесь оснований для перегруза. Кроме того, если любовь к литературе под угрозой, учитель не может не заметить — тогда и надо что-то менять. Система должна быть гибкой и ориентированной на человека.

еще со времен школы не любил читать то, что говорят читать, только после школы по собственному желанию начал читать школьную литературу

1