{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

Современное образование: как учат в ТОП-вузах страны

Университеты сегодня — это не только образовательные учреждения, но и передовые научные центры и поставщики решений для индустриальных партнеров. Почему сегодня главный человек в вузе — это студент и как университеты адаптируются к изменениям — разбираемся вместе с Юлией Васильевой, начальником управления проектирования и реализации образовательных программ ИТМО.

Изображение сгенерировано с помощью MidJorney ФТМИ ИТМО.

Содержание статьи:

Ключевые тренды современного образования

Высшее образование в России сегодня характеризуется тремя трендами:

Первый тренд — это индивидуализация и персонализация учебных планов.

Смысл такого подхода заключается в персональном сопровождении обучающихся и предложении контента на выбор. Каждый студент самостоятельно формирует учебный план, подбирая к ряду дисциплин, обязательных для освоения образовательной программы, несколько дополнительных. Это могут быть дисциплины блока Soft Skills (от англ. «мягкие навыки» — Прим.ред) — надпрофессиональные навыки, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми.

Дополнительные дисциплины помогают сформировать профиль студента как специалиста, обладающего специфическим набором профессиональных навыков.

Юлия Васильева

Второй тренд, характеризующий современное высшее образование, заключается в переходе на проектно-продуктовый формат обучения.

Происходит отказ от традиционных классно-урочной, лекционной и семинарской форм. Индивидуальные образовательные планы студентов строятся вокруг проектов, для выполнения которых студенты разных направлений встречаются на общих дисциплинах.

Студенты работают над созданием своего проекта. Фото: Екатерина Кадникова / Мегабайт Медиа

Сообщничество студентов, компетентных в разных областях знаний, позволяет добиваться успехов в проектной деятельности. «Технари» занимаются «начинкой» проекта, а «гуманитарии» — его экономической, маркетинговой и бизнес-частями.

Студенты слушают питчи проектов. Фото: Екатерина Кадникова / Мегабайт Медиа

Третий тренд характеризуется внедрением смешанных и гибридных форматов обучения.

Масштабный переход на «удаленку» в период пандемии COVID-19 дал возможность оценить все преимущества и недостатки дистанционного обучения. После отмены карантина университеты не стали отказываться от «дистанта».

Новый формат обучения объединяет традиционный и дистанционный и компенсирует их недостатки. Студенты по-прежнему могут свободно формировать социальные и культурные навыки, общаясь друг с другом во время очных занятий. При этом темп обучения или время и место освоения дисциплин зависят от их выбора и уровня интеграции цифровых систем в образовательный процесс.

К началу учебного года 2022/2023, согласно данным Росстата по использованию информационных технологий в образовательных организациях, 48,1% от общей численности образовательных программ высшего образования реализуются с применением дистанционных технологий. При этом 45,7% вузов применяют методы электронного обучения.

Образовательный фастфуд: чем не угодили онлайн-школы?

Во время пандемии произошел расцвет онлайн-образования: согласно аналитикам Smart Ranking, рост рынка в 2020 году составил 113%. Рынок EdTech и сегодня продолжает расти — по итогам первой половины 2023 года он достиг 52,4 млрд рублей, что на треть больше, чем в аналогичный период в прошлом году. Ключевые тренды: персонализация, работа над кейсами и гибридный формат. Все то же самое, что и в университетах, однако красной нитью проходит идея образовательного фастфуда.

«На учебу вам нужно всего 15 минут в день, пока вы завтракаете или собираетесь на работу»пример рекламной интеграции образовательной онлайн-платформы в видео YouTube-блогеров.

В «образовательном фастфуде» нет ничего плохого — такие проекты предназначены для того, чтобы утолять сиюминутную тягу к знаниям. Однако, как и «быстрые углеводы», образовательный фастфуд вызывает привыкание и исключает наслаждение. Всеядность и несформированность вкусов свойственны людям, у которых недостаточно образовательного опыта. Чтобы фастфуд не привязался к человеку, необходимо иметь сформированные потребности в самосовершенствовании, разбираться в качестве образовательных продуктов и четко понимать, что — твое, а что для тебя недопустимо

Юлия Васильева

Развитием навыков критического мышления и занимается высшее образование. Углубление или расширение кругозора, выстраивание мировоззрения за счет прямого доступа к великим людям, лучшим текстам и науке на данный момент могут предложить только университеты.

Для того чтобы человек не терял годы, в которые может реализовываться и становиться профессионалом, но при этом все-таки всесторонне развивался, вузы создают новые форматы. Возможность отсрочки принятия решений и наработки опыта — это преимущество многоуровневого образования, которое строится с помощью магистратуры и дополнительного профессионального образования (ДПО). К сожалению, здесь университеты менее мобильны и проигрывают Edtech-проектам

Юлия Васильева

Решить проблему медленной трансформации университетов и фастфудности онлайн-школ может только коллаборация.

Первая онлайн-магистратура ФТМИ ИТМО х Нетология «Цифровые продукты: создание и управление»

В ситуации, когда конкурировать сложно, обеим институциям необходимо объединяться и брать лучшее от форматов друг-друга. Именно поэтому сегодня все чаще ТОП-вузы страны создаются онлайн-программы магистратуры совместно с «Нетологией» или «Яндексом»

Юлия Васильева

Конструктор: какие задачи ставят перед университетами и как вузы их решают?

Формально университетские программы называют основными образовательными программами профессионального образования. Это значит, что вузы выполняют заказ государства и общества на подготовку трудовых ресурсов. С одной стороны — обеспечивают рынок труда необходимыми специалистами. С другой стороны — помогают людям получить работу.

Для того чтобы решить эти задачи, университетам необходимо постоянно балансировать между факторами реальности.

Во-первых, вузам необходимо понимать, какое поколение поступает на их образовательные программы.

Нынешние выпускники школ — это представители поколения зумеров, которые родились с гаджетами в руках. Это люди, у которых зафиксирована клиповость сознания и которые привыкли воспринимать видеоряд, а не текст.

Традиционный формат обучения перестает быть эффективным — это и подталкивает вузы искать новые решения.

Во-вторых, университеты должны смотреть в сторону рынка труда и понимать, какие изменения там происходят и какие тенденции появляются.

Это необходимо для того, чтобы готовить людей с определенными навыками. Стремительное развитие технологий приводит к исчезновению традиционных профессий — все, что можно автоматизировать, автоматизируется.

Если сегодня вуз понимает, к какой профессии он готовит студентов и какие функции должен будет выполнять выпускник, совершенно точно через пару лет эти функции будут автоматизированы, а такой выпускник перестанет быть востребованным.

Постоянное слежение за рынком труда и попытки предугадать, что же потребуется в будущем, заставляют образовательные программы быстро меняться и искать новые модели и новые форматы обучения.

Образовательная программа сегодня — это гибкая модель, которая должна быть технологичной. Если у каждой вузовской дисциплины не будет оцифрованной логистики и возможности внесения в нее быстрых изменений, то качество образования будет стагнировать

Юлия Васильева

Трансформации, внедряемые в университеты, не только адаптируют образовательный процесс под новых людей и запросы рынка, но и создают новые категории академических людей, умеющих работать в условиях турбулентности и многозадачности. Именно этим и характеризуется современное высшее образование.

Какой он: ВУЗ новой реальности?

Наиболее яркий пример вуза новой реальности — ИТМО. В 2022 году университет перешел к развитию по новой модели в виде научно-образовательной корпорации. Стремительное развитие и новые задачи побудили факультеты ИТМО обновить свои образовательные программы. Так, например, на Факультете технологического менеджмента и инноваций (ФТМИ) была полностью перезапущена магистратура.

Узнать больше о современном образовании на примере ФТМИ можно по ссылке: https://ftmi.itmo.ru

Создано по мотивам подкаста с Александром Волковым «Папа сказал спросить у мамы». Слушать можно на Яндекс Музыке и ВКонтакте.

Юлия Васильева
Начальник управления проектирования и реализации образовательных программ ИТМО
Александр Волков
Ведущий подкаста «Папа сказал спросить у мамы», старший преподаватель ФТМИ, руководитель программы бакалавриата «Управление технологическими инновациями»
Ольга Кокорина
Автор статьи, офис продвижения ФТМИ ИТМО
0
1 комментарий
Александр Волков

💥

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда