Современное образование: как учат в ТОП-вузах страны
Университеты сегодня — это не только образовательные учреждения, но и передовые научные центры и поставщики решений для индустриальных партнеров. Почему сегодня главный человек в вузе — это студент и как университеты адаптируются к изменениям — разбираемся вместе с Юлией Васильевой, начальником управления проектирования и реализации образовательных программ ИТМО.
Содержание статьи:
Ключевые тренды современного образования
Высшее образование в России сегодня характеризуется тремя трендами:
Первый тренд — это индивидуализация и персонализация учебных планов.
Смысл такого подхода заключается в персональном сопровождении обучающихся и предложении контента на выбор. Каждый студент самостоятельно формирует учебный план, подбирая к ряду дисциплин, обязательных для освоения образовательной программы, несколько дополнительных. Это могут быть дисциплины блока Soft Skills (от англ. «мягкие навыки» — Прим.ред) — надпрофессиональные навыки, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми.
Второй тренд, характеризующий современное высшее образование, заключается в переходе на проектно-продуктовый формат обучения.
Происходит отказ от традиционных классно-урочной, лекционной и семинарской форм. Индивидуальные образовательные планы студентов строятся вокруг проектов, для выполнения которых студенты разных направлений встречаются на общих дисциплинах.
Сообщничество студентов, компетентных в разных областях знаний, позволяет добиваться успехов в проектной деятельности. «Технари» занимаются «начинкой» проекта, а «гуманитарии» — его экономической, маркетинговой и бизнес-частями.
Третий тренд характеризуется внедрением смешанных и гибридных форматов обучения.
Масштабный переход на «удаленку» в период пандемии COVID-19 дал возможность оценить все преимущества и недостатки дистанционного обучения. После отмены карантина университеты не стали отказываться от «дистанта».
Новый формат обучения объединяет традиционный и дистанционный и компенсирует их недостатки. Студенты по-прежнему могут свободно формировать социальные и культурные навыки, общаясь друг с другом во время очных занятий. При этом темп обучения или время и место освоения дисциплин зависят от их выбора и уровня интеграции цифровых систем в образовательный процесс.
Образовательный фастфуд: чем не угодили онлайн-школы?
Во время пандемии произошел расцвет онлайн-образования: согласно аналитикам Smart Ranking, рост рынка в 2020 году составил 113%. Рынок EdTech и сегодня продолжает расти — по итогам первой половины 2023 года он достиг 52,4 млрд рублей, что на треть больше, чем в аналогичный период в прошлом году. Ключевые тренды: персонализация, работа над кейсами и гибридный формат. Все то же самое, что и в университетах, однако красной нитью проходит идея образовательного фастфуда.
«На учебу вам нужно всего 15 минут в день, пока вы завтракаете или собираетесь на работу» — пример рекламной интеграции образовательной онлайн-платформы в видео YouTube-блогеров.
Развитием навыков критического мышления и занимается высшее образование. Углубление или расширение кругозора, выстраивание мировоззрения за счет прямого доступа к великим людям, лучшим текстам и науке на данный момент могут предложить только университеты.
Решить проблему медленной трансформации университетов и фастфудности онлайн-школ может только коллаборация.
Конструктор: какие задачи ставят перед университетами и как вузы их решают?
Формально университетские программы называют основными образовательными программами профессионального образования. Это значит, что вузы выполняют заказ государства и общества на подготовку трудовых ресурсов. С одной стороны — обеспечивают рынок труда необходимыми специалистами. С другой стороны — помогают людям получить работу.
Для того чтобы решить эти задачи, университетам необходимо постоянно балансировать между факторами реальности.
Во-первых, вузам необходимо понимать, какое поколение поступает на их образовательные программы.
Традиционный формат обучения перестает быть эффективным — это и подталкивает вузы искать новые решения.
Во-вторых, университеты должны смотреть в сторону рынка труда и понимать, какие изменения там происходят и какие тенденции появляются.
Это необходимо для того, чтобы готовить людей с определенными навыками. Стремительное развитие технологий приводит к исчезновению традиционных профессий — все, что можно автоматизировать, автоматизируется.
Постоянное слежение за рынком труда и попытки предугадать, что же потребуется в будущем, заставляют образовательные программы быстро меняться и искать новые модели и новые форматы обучения.
Трансформации, внедряемые в университеты, не только адаптируют образовательный процесс под новых людей и запросы рынка, но и создают новые категории академических людей, умеющих работать в условиях турбулентности и многозадачности. Именно этим и характеризуется современное высшее образование.
Какой он: ВУЗ новой реальности?
Наиболее яркий пример вуза новой реальности — ИТМО. В 2022 году университет перешел к развитию по новой модели в виде научно-образовательной корпорации. Стремительное развитие и новые задачи побудили факультеты ИТМО обновить свои образовательные программы. Так, например, на Факультете технологического менеджмента и инноваций (ФТМИ) была полностью перезапущена магистратура.
Узнать больше о современном образовании на примере ФТМИ можно по ссылке: https://ftmi.itmo.ru
Создано по мотивам подкаста с Александром Волковым «Папа сказал спросить у мамы». Слушать можно на Яндекс Музыке и ВКонтакте.
💥