Словесность для одиннадцатиклассников: взрыв мозга, или синие тигры

В одиннадцатом классе уже не до шуток. Даже к самым неспешным и беспечным приходит понимание, что детство кончилось: скоро, неумолимо скоро экзамены и выход во взрослую жизнь. Да-да, не смейтесь и не считайте это преувеличением, ведь первое серьёзное испытание — итоговое сочинение — проходит в начале декабря.

Я Инна, репетитор по русскому языку, и это серия статей про созданную мной систему упражнений, в которой я использовала принцип возвращения словесности как предмета, соединяющего в себе литературу и русский язык.

А дальше — череда пробников по разным предметам, тесты, разбор вариантов, да и учебный год в одиннадцатом классе заканчивается раньше, так как первые ЕГЭ назначаются на май.

Уже в середине года у одиннадцатиклассника прослеживается состояние, мастерски описанное Пастернаком:

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далеком отголоске,

Что случится на моем веку.

На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронеси.

Б. Пастернак. Гамлет

И снова прошу: не смейтесь!

Пастернаковский пафос верно отражает то, что творится в душе одиннадцатиклассника, который и хотел бы вернуться, ну вот хотя бы в беззаботность десятого класса, да детство стремительно захлопывает перед носом одну дверь за другой.

Неслучайно так пронзительно звучит во время новогоднего концерта неизменный «Штиль», исполняемый выпускниками текущего учебного года:

Что нас ждёт? Море хранит молчанье.

Жажда жить сушит сердца до дна.

Только жизнь здесь ничего не стоит.

Жизнь других, но не твоя!

Штиль. Песня группы "Ария"

Облегчение наступит, только когда появятся списки поступивших в вузы и полетят к классрукам и препам сообщения: «Я прошёл в Вышку, на ФКН, спасибо за всё!»

Хорхе Луис Борхес
Хорхе Луис Борхес

А пока в общей напряжённой атмосфере предэкзаменационной гонки весьма уместно воспользоваться методом «Клин клином вышибают», или «Пожар останавливают полосой огня», и снять стресс с помощью старого доброго фантастического реализма Хорхе Луиса Борхеса.

Так что после итогового сочинения мы начинаем работу над совершенно другим типом текста — сочинением ЕГЭ — с исследования рассказа «Синие тигры».

Сочинение ЕГЭ — это именно подробный, душный, глубокий анализ чужого текста. Не выбранного тобой, как в итоговом сочинении, а предложенного экзаменаторами.

Тот, кто усвоил, что три плюс один будет четыре, не станет проверять это на монетах, игральных костях, шахматных фигурах или карандашах. Он это знает, и все тут. Он не может себе представить иной цифры.

Х. Л. Борхес. Синие тигры

— Что за бред?

— Как такое вообще может быть?

— Автор что, совсем больной? У него 56 камней превращаются то в 7, то в 103 без всякой математической закономерности!

— И почему вообще рассказ называется «Синие тигры», а речь идёт о синих камнях?!

Такими возмущёнными воплями сопровождается первый этап — чтение рассказа Борхеса. Затем наступает стадия «Я с досадой отбросил книжку в самый дальний угол и долго не мог успокоиться». Долго — это в масштабах школы минут пять-десять.

— Можно не писать про этот бред?

— Нельзя, — отвечаю спокойно.

— А что писать-то?

— Отключи эмоции и используй алгоритм сочинения ЕГЭ, который мы подробно разобрали, шаг за шагом. Обязательно соблюдай абзацную структуру.

Эти слова, такие будничные, формальные, отрезвляют и успокаивают. Начинается работа.

Открою секрет. Я бы приняла позицию ученика, который вместо сочинения написал бы, что не может, не хочет, не будет анализировать «этот бред». Мне иногда сдавали подобные рассуждения вместо требуемого текста. Но никогда такого не случалось с «Синими тиграми» Борхеса. В конце концов даже самые убеждённые в том, что в жизни нужны только математика и прога, брались за перо. Часто при этом они заявляли, что рассказчик поступил правильно, когда избавился от чудесного и зажил жизнью нормального человека.

Чему учила одиннадцатиклассников работа над Борхесом?

Сочинение ЕГЭ — это разбор чужого текста. И, чтобы преуспеть в выполнении задачи, ты должен отрешиться от себя и посвятить свои усилия анализу того, что сотворил другой. На экзамене не дадут выбирать: ты должен работать с предоставленным материалом. Неважно, нравится тебе этот материал или нет. Придётся копаться в том, что есть.

На ЕГЭ по русскому всё чаще встречаются странные, сложные, противоречивые тексты, публицистику постепенно заменяет художественная литература, в которой всё неоднозначно.

Борхеса пока не привлекали и вряд ли привлекут. Но ведь хорошо учиться на сложном, чтобы экзамен показался лёгким и не оставил после себя горького разочарования, правда?

Больше обо мне и о моих методах работы можно прочитать в ТГ-канале.

А ещё я пишу статьи про Аргентину, и это тоже словесность: ссылка здесь и здесь.

22
2 комментария

Вспоминаю этот период как зону неопределённости. С одной стороны хотелось, быстрее закончить этот год, а с другой - боязнь нового статуса университетского

1

Очень верное описание!