{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Манифестус. Как выбрать обучение в IT

Информационное пространство в наше время, мягко говоря, перенасыщено. Интернет пестрит курсами, мастер-классами, вебинарами, мастермайндами, марафонами и прочими предложениями обучиться чему угодно. Как не потеряться в многообразии вариантов и не нарваться на откровенное инфоцыганство? Особенно если дело касается выбора профессии в одной из самых популярных отраслей – IT?

Пообщались с Антоном QAsmokeQA – создателем уникального проекта «Manifestus PRO», который помогает не ошибиться в выборе обучения для начинающих и продвинутых IT-специалистов. Но обо всем по порядку.

Антон QAsmokeQA
Cоздатель уникального проекта «Manifestus PRO»

Просим любить и жаловать

Антон QAsmokeQA – full-stack разработчик с 2000 по 2009 год, автор масштабного исследования QA-курсов, цикла статей про IT-образование на Habr (более 400'000 прочтений), ведущий канала «QAsmokeQA – тестируем качество IT-обучения».

Как родился Manifestus PRO?

От большой несправедливости, ради великой цели или… Просто от скуки? Да-да, исследование, занявшее более полутора лет и охватывающее сотни студентов и десятки курсов, родилось от ностальгии по профессии и достаточного количества свободного времени. Сам Антон признается, что тогда он только переехал за границу, сделал перерыв в практике стратегического консалтинга и подумал, почему бы не тряхнуть стариной и не узнать, как обстоят дела в современном EdTech.

«Изначально я делал исследование для себя, но потом понял, что все это затрагивает десятки тысяч людей, которые смотрят в сторону IT. На меня произвели глубокое впечатление сотни глубинных интервью с абитуриентами, студентами и выпускниками, для которых это была попытка изменить свою жизнь в лучшую сторону. И для многих из которых эта попытка стала неудачной.»

Как отличить «плохие» курсы от «хороших»?

Поговорим о методологии.

Основная ценность исследования в том, что оно создано глазами студентов. Есть множество метрик, по которым можно оценить качество обучения. Антон взял одну, самую важную на его взгляд, – количество трудоустроившихся от общего числа изначально поступивших на курс.

В течение 1,5 лет Антон и помощник, присоединившийся к нему позже, провели глубинные интервью более чем с 400 студентами: общались на разных этапах, следили за их судьбами, вычисляли «засланных казачков».

Кроме того, команда Manifestus самостоятельно «проверяла» курсы в роли студентов, чтобы составить четкое понимание ситуации изнутри.

В исследовании также приняли участие преподаватели, менторы и кураторы изучаемых курсов – они делились честным мнением о плюсах и минусах обучения и обеспечивали данные о количестве студентов и качестве их обучения.

Как проходило исследование

Шаг 1.

Набрать статистически значимое число студентов с каждого курса и пообщаться с каждым из них. Понять, какая мотивация ими движет и как они выбирали курс.

Шаг 2.

Накопление данных по трудоустройству. Необходимо было выяснить, через какое количество времени после окончания курса начинать отсчет и что считать «успешным» трудоуйством.

Шаг 3.

Систематизация, анализ и сопоставление всех полученных данных, выводы.

В общей сложности в исследовании поучаствовало более 400 студентов и несколько десятков онлайн-школ.

Что в итоге – стоит ли идти учиться и, если стоит, то куда?

Итак, 2 главные проблемы взрослого IT-образования, которые выделило исследование:

  • Курсы обещают, что они научат ВСЕХ. Поэтому студенты приходят с искаженным мнением, что IT-специалистом станет каждый. В результате это сильно демотивирует значительную часть обучающихся по ходу программы.

Почему, к примеру, тестировщиком может стать не каждый? По той же причине, почему не каждый может стать врачом, пилотом или финансистом. Любая IT-профессия требует не только hard, но и soft skills. К тому же, делать работу хорошо человек может только тогда, когда он получает от нее удовольствие. В противном случае его ждут выгорание, разочарование и «потраченные» годы жизни.

Поэтому, когда курсы заявляют, что их программы подойдут и понравятся всем и абсолютно каждый сможет приступить к работе чуть ли не во время обучения – закладывается бомба замедленного действия.

  • Не очень качественные обучающие программы на этапе создания или реализации

Вторая проблема плавно вытекает из первой. Если на курс приходят все: те, у кого есть предрасположенность и необходимые качества для профессии и те, кто совершенно не готов ни технически, ни морально. Как можно составить программу, оптимальную для тех и для других? Как можно реализовать программу, уделяя достаточно времени и внимания всем? С этим не справятся даже самые лучшие методисты, преподаватели и кураторы.

«В России нет ни одного ВУЗа, который действительно качественно готовил бы IT-специалистов разного профиля. У нас никогда не умели хорошо преподавать IT.»

Большинство думает, что все курсы плюс-минус одинаковы, но это совершенно не так! Разброс между лучшими и худшими с точки зрения трудоустройства очень силён и доходит аж до 1000%. И это в одной и той же ценовой категории с примерно похожей программой!

Отдельно про цены: статистика показала, что курсы стоимостью менее 30-40 тысяч рублей практически ни к чему не готовят; а оптимальным ценником является диапазон 50-200 тысяч рублей в зависимости от длительности курса.

«Результаты OTUS получились достаточно предсказуемыми.»

Результатами исследования стало сегментирование курсов на 3 группы:

Группа С – трудоустраиваются менее 10% от изначально поступивших.

Группа В – трудоустраиваются от 10% до 25% от изначально поступивших.

Группа А – трудоустраиваются более 35% от изначально поступивших. Кстати, в эту группу не вошла еще ни одна компания, но, по словам Антона, это вопрос времени и умения компаний меняться в зависимости от ситуации в мире.

«OTUS показал лучший результат из всех крупных платформ и уверенно вошёл в группу В. По моему мнению и мнению опытных экспертов программа курсов от OTUS наиболее сбалансированная и включает то, что нужно. Кроме того, особую ценность OTUS создает его сосредоточение исключительно на IT-специальностях.»

Как же все-таки выбрать курс?

Точно не по отзывам, убежден Антон. Знаете, у какого курса оказались самые высокие оценки и максимальное количество положительных отзывов? Правильно, у того, кто по итогам исследования набрал меньший процент трудоустроившихся студентов.

Что делать?

«Предварительно в течение нескольких недель изучить тему самостоятельно по бесплатным материалам в сети. В аудио, видео и текстовом формате, кто как лучше воспринимает. Если вам интересно изучать эту информацию, если вас тянет погружаться в тему дальше, можно начинать искать подходящее обучение. Смотрите на длительность, программу, наличие обратной связи и формат курса – живой он или записанный. Мое главное пожелание – делайте максимально осознанный выбор, тогда вы наверняка приблизите себя к перспективной профессии и достойному заработку.»

И, конечно же, пользуйтесь Manifestus PRO – некоммерческим проектом, который проверяет и объединяет действительно качественные IT-курсы.

Подробнее о Manifestus – здесь.

0
3 комментария
Алексей Комаров

"Группа А – трудоустраиваются более 35%..."
Менторпис не попадает в эту группу? Или не попадает, но очень близок к 35%?

Ответить
Развернуть ветку
John

146%

Ответить
Развернуть ветку
John

Где можно ознакомиться с дизайном исследования?

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда