"Самое ценное — дети хотят учиться", —

Евгения Дегтярева, соосновательница билингвальной онлайн-школы "Открытые Горизонты", рассказала, как дать ребенку качественное образование в условиях релокации.

Open Horizons — билингвальная онлайн-школа, где обучение организовано на русском и английском языках одновременно, а дети могут сдать аттестации ФГОС (прим. от автора* Федеральные Государственные Образовательные Стандарты) и осваивают элементы международных программ ICA (прим. от автора* International Curriculum Association). При этом школа принимает всех учеников, несмотря на уровень английского. Учителя живут в разных точках планеты, владеют несколькими иностранными языками — они думающие, творческие люди и редкие профессионалы.

— Женя, хотелось бы познакомить тебя с читателями. Расскажи про свою историю эмиграции. Где вы с семьей живете сейчас?

— С 2014 года мы первый раз поехали в то, что называется “релокация”. Меня релоцировали по работе в Австрию, там я работала в банке. Это был наш первый опыт серьезного переезда и адаптации. Тогда моему старшему сыну было два года. Это была эмиграция в чистом виде, потому что мы планировали жить в Австрии, встраиваться в местное сообщество, говорить на немецком языке.

— А потом?

— Будучи в Австрии, мы начали путешествовать и жить в Таиланде, в Индии короткими вылазками по три-четыре месяца. В какой-то момент возвращаясь в Австрию я поняла, что не хотела бы жить именно там. И тогда мы решили пожить недолго в России. Потом поехали на два года в Грузию. И опять вернулись в Москву. И вот сейчас, до большой мобилизации в начале сентября, мы уехали — сначала год прожили в Черногории, теперь в Сербии.

— Сейчас хотелось бы перейти к главной теме — образование детей в условиях релокации. Почему ты когда-то решилась на создание такого прогрессивного образовательного пространства?

"Самое ценное — дети хотят учиться", —

— Школа “Открытые горизонты” в том виде, в котором она есть сейчас — является продолжением образовательных проектов ее основателей. С 2015-го я стала заниматься детским образованием: делала лагеря, выезды, различные образовательные туры. Мой старший ребёнок рос и на себе тестировал все, что делает мама. С возвращением в Россию я работала в Центре содействия инновациям в обществе (ЦСИО Соль), а с 2019 года стала помогать организовывать начальную школу на базе детского сада Reggiostudio. Это было достаточно популярно и интересно. Дети в саду подросли, и им нужна была школа.
Эта школа была в противовеc стандартному подходу. У нас уделялось много внимания ребёнку и его психологическому состоянию. Эта школа просуществовала два года.

— А что было после?

— После событий февраля 2022 люди начали уезжать. Мы тоже уехали и Юля продала бизнес. Собственно у тех, кто у нас учился, стал возникать вопрос: а как же дальше? Плюс, мы сами находясь в релокации, начали думать, как быть. Я понимала, что онлайн становится все более актуальным сейчас и мы не можем держаться за свои офлайновые истории. Многие уезжают в разные страны, скучают, кто-то хочет вернуться, кто-то теряет друзей. Захотелось создать некое место куда дети могли бы приходить поучиться, отогреться и встретиться с друзьями. Чтобы они могли почувствовать себя нужными и важными, потому что в эмиграции у нас у взрослых с этим большие проблемы, что уж там говорить про детей.

— То есть сама школа возникла после начала СВО?

— Да, в сентябре 2023. Мы год проектировали “Горизонты”, базируясь на прошлых офлайн проектах, сама школа запустилась сейчас.

"Самое ценное — дети хотят учиться", —

— Какую роль играют родители в обучении?

— Родители — ключевые партнеры школы в образовательной траектории ребенка. Если мы видим, что у ребёнка проблемы, мы хотим их решать вместе - каждый со своей стороны. Часто проблемы в обучении связаны с коммуникацией в семье или не отстроенными границами и соответственно, тем что ребенок не чувствует себя в роли ученика и не готов брать ответственность за свое обучение. Мне видится, что именно школа может помочь родителю разделить роль поддерживающего взрослого и взрослого, ответственного за обучение ребенка.

Родители ребят очень думающие, держащие руку на пульсе. Тему с образованием ребёнка они хорошо понимают. Разбираются зачем нужен психолог и тьютор. Это люди, которым важно, чтобы ребёнок действительно хотел учиться не из под палки. Они ценят хорошее качественное образование.

— Опиши ученика вашей школы: его возраст, где живёт?

— В нашей школе разные дети. Кто-то из них недавно переехал. Часто они живут в так называемых буферных странах: Армении, Грузии, Сербии, Черногории, Тайланде и др, где люди не хотят интегрироваться в среду, тк думают уезжать со временем. Также есть семьи из Европы, где разрешено семейное образование (например, Португалия). Тогда они ищут онлайн вариант. И часто дети приходят немного взъерошенные и испуганные, потому что не понимают, что происходит и куда могут переехать дальше. В начале обучения бывает много тревоги и даже агрессии, но дети видят много поддержки от учителей, психологов и других ребят и быстро отогреваются.
Также, есть дети, которые находятся в России. Они уходят на семейное обучение из-за того, что им не нравится среда или обучение - это может быть буллинг, трудности в обучении или разговоры о важном. Либо живут в отдаленном регионе, где рядом нет школ с английским языком и международной программой. У нас учатся дети с первого по шестой класс. Со следующего года мы запустим седьмые и восьмые классы.

— Какие преимущества имеет билингвальная онлайн-школа перед обычной государственной?

— Во-первых, персонализация обучения. У ребенка есть своя траектория движения внутри предмета и совместно с тьютором он может определить
на какой уровень ему достаточно знать той или иной предмет (есть базовый
и углубленный). Во-вторых, мы делаем двойную программу: российская и международная. Российская часть — для детей, которые планируют вернуться в Россию, которым важен аспект русского языка и литературы. Плюс, у нас есть школа-партнёр, через которую дети аттестуются. В качестве международной программы мы выбрали программу ICA — это международная ассоциация, которая аккредитует школы и проверяет качество образования.
В международную программу заложены академические критерии как
в российской школе, а также то, что называется soft skills. То есть много внимания уделяется развитию таких навыков, как коммуникация, критическое мышление, умение работать в команде и быть внимательным к себе и другим. У каждого ребенка есть профиль учащегося, который включает личный и академический профиль. Это гарантирует то, что учителя обращают внимание и на личностное развитие, и на академические задачи. А то, что касается изучения английского языка — это, кажется, на текущий момент “must”.
Это отличная возможность для людей, которые хотят уезжать и путешествовать по миру. Особенно для современных детей, из которых многие стремятся в IT сферу или в дизайн. Вот поэтому мы стремимся к тому, чтобы дети могли учиться свободно на двух языках.

— На вашем сайте я прочитала, что на уроках, независимо от уровня владения языком, применяется технология CLIL(прим. от автора* Content and Language Integrated Learning ) — изучение иностранного языка становится не просто задачей, а средством для изучения нового предмета. Что делать если у ребенка имеются сложности с английском языком?

— Мы понимаем, что к нам приходят русскоязычные дети и у них совершенно разный уровень английского языка, в том числе есть ученики из обычных российских школ, которые к пятому классу могут не знать ничего, кроме “my name is” и простого набора фраз и слов. Поэтому у нас уровневое обучение. Дети идут на свой уровень независимо от возраста. Многие сейчас по уровню не готовы учиться на английском. Поэтому для них мы организуем адаптационный трек — проводим уроки на русском языке, вводим интенсивный английский как предмет и на других предметах (математика, Арт, Драма, Science) учителя используют термины, инструкции, некоторые слова на английском — так, чтобы дети могли через плавное погружение осваивать предмет. Это подход CLIL — происходит обучение предмету на языке, но делается это постепенно. Для этого мы привлекли консультанта с большим опытом в международных школах, в том числе работающих по системе IB (межд бакалавриат).
Мой ребенок ходил сначала в школу в Сербии, где английско-сербская программа и у него было так называемое погружение. При этом язык общения был русский, потому что 95% детей русскоязычные. На уроке ничего не понимал, а на переменах общался на русском. Поэтому мы видим, что нужна система адаптации, чтобы у ребёнка это не вызывало дикого сопротивления.

— Сталкивался ли твой сын со сложностями в адаптации?

— Он пошёл в сербско-английскую школу и за два месяца у него совсем пропала мотивация учиться. Каждое утро начиналось с того, что у него болела голова, тошнило, а иногда он просто не хотел идти в школу и плакал. Я ходила, разговаривала с учителями, с администрацией, спрашивала, могут ли они помочь с адаптацией. Из разговоров я поняла, что учителя в школе не занимаются тем, что называется "атмосферой" и не все чувствуют себя комфортно. А также на уроках ребенку нужен был языковой адаптационный трек, потому что он не знал ни сербского, ни английского, а это было школе сложно организовать.

— То есть твой ребенок сейчас учится в школе “Открытые Горизонты”?

— Да, он учится в нашей школе. Но в целом я не делаю школу для своего ребёнка, это принципиально. Я делаю проект, который мне интересен, в который я верю и считаю, что он должен поменять нормы в отношении образования. Мы не просто вбиваем детей, какие-то знания, мы сотрудничаем с детьми и семьями, чтобы у детей взращивался свой интерес, своё любопытство. Чтобы они понимали, как дальше получать новые знания и как преодолевать все, что нужно в современном мире.

— Есть ли универсальный совет, как подготовить ребёнка к переезду в новую страну?

— Нужно определиться с целью поездки и временными рамками. Куда ты едешь, как надолго, ты кочевник или уезжаешь навсегда? Вас как родителей перевели по работе или вы переехали и решили куда конкретно переехать? Также нужно учить заранее язык, чтобы было проще. С ребенком часто говорить о том, что мы переезжаем. Очень важно быть на стороне ребёнка, разделять свои чувства. Проговорить, что он будет грустить по дому и да, это тяжело, мы будем строить новый дом. Будет грустить по друзьям, бабушкам и дедушкам. Конечно, мы тоже будем грустить, это очень печально, но мы можем что-то придумать, например, приезжать на лето. Нужно прожить с ним вместе горевание. Это нужно брать как задачу в работу и заниматься адаптацией в эмиграции, ходить везде, знакомиться, дружить.

ссылка на сайт онлайн-школы: https://openhorizons.school

11
1 комментарий

Приятно видеть, как забота о детях остается в центре внимания

1
Ответить