Как VR меняет образование: итоги Акселератора "Цифровизация обучения 2023" и планы на 2024 год

Вот уже три года подряд Академия VR Concept проводит бесплатную образовательную программу для сотрудников образовательных учреждений Акселератор «Цифровизация обучения». В начале декабря состоялся Демо-день, где 20 участников представили свои проекты, охватывающие применение технологии виртуальной реальности как в инженерных, так и творческих дисциплинах. О том, каких результатов нам удалось добиться, и какие планы на 2024 год, поделюсь в этой статье.

Запись прямой трансляции Демо-дня Акселератора

Миссия – эффективное внедрение VR-технологий в образовательный процесс

Цель Акселератора – помочь педагогам лучше понять, как они могут примерять VR, как с помощью этого инструмента эффективно реализовывать свои проекты и идеи.

Применение технологий виртуальной реальности используется для обогащения учебного процесса. VR предоставляет студентам возможность погружения в виртуальные среды, что может улучшить понимание сложных концепций в науке, искусстве и других областях. Также существует потенциал для использования VR в дистанционном обучении, обеспечивая более интерактивный и захватывающий опыт.

И мы видим, как на протяжение трех лет (а именно столько времени мы активно организуем и проводим разного рода образовательные программы для сотрудников вузов, колледжей, училищ, техникумов, дополнительного профессионального образования и школ) постепенно меняется отношение образовательных учреждений к VR – интерес и внимание к технологии виртуальной реальности в образовательных учреждениях растет, и мы рады этому способствовать.

С VR Concept мы работаем на протяжении последних двух лет, и внедрили у себя их решения не только в дополнительное образование, а также в проектную деятельность студентов и в основные образовательные программы, реализующиеся у нас в университете. У нас есть VR-лаборатория, где мы совместно с будущими работодателями наших студентов (а это крупные предприятия) делаем совместные проекты с нашими студентами, которые потом реализуются уже на практике в практической плоскости, что позволяет более эффективно решать промышленные задачи, которые стоят перед нашим университетом

Проректор по образовательной деят-ти МГТУ "Станкин" Бильчук Мария Викторовна

Акселератор в данном случае выступает как площадка для ускоренного создания и внедрения пилотных VR-проектов в образовательных учреждениях-участниках для повышения качества обучения.

Важно отметить, что использование VR в процессе обучения оказывает значительную поддержку для людей с ограниченными возможностями. Мы рады, что в этом году были участники с такими проектами, подсветившими, как важно внедрять VR для улучшения доступности и эффективности образовательного опыта для всех учащихся, вне зависимости от их особенностей. Так, победительница Акселератора 2023, работающая учителем-дефектологом, предлагает использовать VR для расширения представлений об окружающем мире у детей с особыми воспитательными потребностями. Это демонстрирует не только технические возможности VR, но и влияние технологии на создание инклюзивных образовательных сред.

Результаты Акселератора "Цифровизация обучения 2023"

В этом году Акселератор собрал 547 заявок, преакселерационный этап преодолели 104 участника со своими идеями внедрения VR в образование, акселерационный этап прошли 62 человека, которые представили полностью проработанные проекты с трекерами (все обучение в рамках Акселератора проходило онлайн на базе образовательной платформы CDO Global, одного из ключевых партнеров программы). Из этих 62 проектов было выбрано 20 лучших, которые были представлены на Демо-дне, прошедшем на базе МГТУ "Станкин" (участники, которые не могли присутствовать очно, защищали свои проекты онлайн).

При этом, если в первый год Акселератора наблюдались преимущественно инженерные проекты, то в этому году среди финалистов было равное количество как инженерных, так и творческих направлений, что еще раз подчеркнуло, насколько широк круг применения технологии виртуальной реальности в обучении.

Важное и одновременно приятное нововведение этого года – участники, прошедшие образовательную программу преакселератора, получили удостоверение установленного образца о повышении квалификации от генерального партнера Акселератора МПГУ.

При поддержке Агентства стратегических инициатив (АСИ) было расширено число регионов-участников: среди преподавателей и педагогов, принявших участие, были представители Архангельской, Саратовской, Нижегородской областей, Республики Коми, Кемерово – всего 19 регионов.

Еще одним ключевым партнером по традиции стала компания HTC VIVE, предоставившая участникам призы: за первое место шлем виртуальной реальности VIVE Focus 3, за второе и третье – VIVE FLOW.

Акселератор был и остается бесплатным, что позволяет большему количеству преподавателей разных учебных учреждений участвовать.

Подробнее о победителях

  • 1 место заслуженно занял проект Дарьи Ротань, учителя-дефектолога из МБОУ Фокинской средней школы. Цель проекта – обеспечить доступное и эффективное обучение для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), используя современные VR-технологии, повышая возможности детей в усвоении новых знаний об окружающем мире. Основная сложность заключается в том, что традиционные методы обучения не всегда доступны для детей с ОВЗ, у которых преобладает наглядно-действенный тип мышления. Использование VR-технологий позволяет детям сразу визуализировать изучаемые понятия. Это особенно важно, учитывая замедленный уровень развития мысленных операций у данной группы детей.

Проект не только экономит ресурсы на макетах и дополнительном оборудовании для занятий, но и предоставляет доступ к обучению в виртуальном мире, заменяя выезды в музеи и заповедники, что особенно актуально для сельских регионов. Внедрение VR позволит улучшить уровень образования и социализации детей с ОВЗ, а также снизит финансовую нагрузку на родителей.

Дарья Ротань
Учитель-дефектолог

Очень интересное и полезное обучение по использованию современных технологий в образовании. Курс, который мы прошли в рамках Акселератора, дает теоретические знания и обширный практический опыт применения VR-технологий в современном мире. Индивидуальный подход к каждому участнику закладывает доброжелательную основу конкурса выполненных проектов. Мне посчастливилось принять участие в демо-дне, где были представлены лучшие VR-проекты. Спасибо большое организаторам за возможность познакомиться с другими участниками, пообщаться с экспертами. Бесценный обмен опытом заляжет в основу дальнейшего развития нашей системы образования!

  • 2 место занял проект "Архитектурно-планировочные и конструктивные решения общественного здания", представленный Евгенией Ермаковой, ассистента Российского университета дружбы народов (РУДН). Проект решает проблему, с которой сталкиваются студенты при проектировании – отсутствие возможности полноценно оценить расположения элементов в помещениях и детально рассмотреть материалы ограждающих конструкций зданий при создании 3D-моделей. Решение проекта заключается в предоставлении методического материала в форме виртуального объекта (VR), который обеспечивает обучающихся необходимыми знаниями в области проектирования и конструирования элементов в зданиях. Внедрение виртуальной реальности в образовательный процесс позволяет студентам более полно и детально изучать архитектурные и конструктивные аспекты, улучшая качество обучения.
  • 3 место занял Андрей Конов, педагог дополнительного образования из Республиканского центра дополнительного образования в Республике Коми. Его проект "Мифы Коми народа в виртуальной реальности" нацелен на повышение уровня знаний учащихся о культуре Коми народа, включая Коми эпос, за счет создания VR-музея, закрепление знаний с использованием VR-квеста, а также формирование устойчивой мотивации для изучения современных технологий. Проведенный опрос среди учащихся 12–16 лет выявил, что более 50% не могут назвать ни одного мифа Коми народа, но при этом более 90% проявили интерес к изучению Коми мифологии с использованием технологии VR. Проект ставит перед собой задачу не только расширить знания учащихся о своей культуре, но и сделать это с использованием инновационных методов обучения.

Также было две номинации, призванные выявить неожиданные и креативные подходы к использованию виртуальной реальности: "Открытие в VR", победу в которой одержал Сергей Попов, педагог дополнительного образования Кванториум «Союз» на базе МБОУ «Школа No 60/61 имени Героя Российской Федерации Д.О.Миронова» с проектом, ориентированным на применение нейроинтерфейсов в VR, и "Креатив в VR" – здесь победителем стал проект Аллы Шаровой по обеспечению безопасности на стройке с использованием инновационных технологий. Победители получили лицензию на полгода использования VR Concept.

Алла Шарова
Заведующая кафедрой ИТиС, Ивановского государственного политехнического университета, победитель номинации "Креатив"

Акселератор "Цифровизация обучения" от компании VR Concept послужил для меня толчком к изучению VR-технологий, помог погрузиться в этот увлекательный мир. Планирую продолжать с ним знакомиться вместе со своими студентами. Хочу отдельно отметить высокий уровень организации как самого обучения, так проведения финала, и круглосуточную техническую поддержку! Спасибо организаторам! Было познавательно!

Планы: новый поток Акселератора, VR-хакатон для студентов, развитие сообщества и библиотека 3D-уроков

Наша глобальная цель как компании заключается в создании платформы и инфраструктуры, объединяющей программное обеспечение, контент (включая уроки, методички и образовательные курсы) и сообщество учителей.

На данный момент наша Академия уже имеет тысячу участников в Telegram, и нашей целью является дальнейшее развитие этого сообщества. Для этого мы и дальше планируем ежегодно проводить Акселератор "Цифровизация обучения", постепенно расширяя программу, включая в нее новые образовательные треки. В рамках панельной дискуссии, которая прошла в конце Демо-дня, мы с коллегам пришли к обоюдному мнению о том, что технологии сейчас активно взаимопроникают друг в друга, поэтому рассматривать просто виртуальную реальность саму по себе некорректно. Цифровизация не стоит на месте, и наша задача учитывать это в подготовке обновленной образовательной программы.

Кроме того, в марте 2024 года готовимся провести хакатон для старшеклассников и студентов "Цифровые миры: VR-созидатели 2024", цель которого – вовлечь будущих и молодых специалистов в VR и 3D-технологии. Здесь так же, как и в Акселераторе, будет образовательная программа, которую мы хотим расширить треком по программированию (к имеющимся трекам по 3D-моделированию, инженерной графике творческим проектам), что позволит создавать тренажеры и симуляторы, а возможно, даже игр.

Подводя итоги Акселератора "Цифровизация обучения 2023", хочется сказать, что виртуальная реальность не только становится важным инструментом в обучении, но и воплощает в себе творческие и социальные идеи, меняя представление об образовательном процессе. Проекты финалистов свидетельствуют о том, насколько разнообразны и значимы сценарии использования технологии виртуальной реальности.

Однако, эта статья — всего лишь начало разговора. Каждый прочитавший может поделиться своим взглядом и опытом в обсуждении роли виртуальной реальности в образовании. Какие ещё перспективы и вызовы вы видите в этом направлении? Давайте вместе обсудим, как можно сделать образование ещё более доступным и эффективным с использованием современных технологий. Поделитесь своим мнением в комментариях и давайте вместе создадим образовательное пространство будущего!

2 комментария

Необходимо учитывать также итоги предыдущих лет.

7
Ответить