{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Инфобизнес в России в 2024 году

Проблемы ниши инфобизнеса и пути их решения

Ритм жизни и огромный поток информации спровоцировали бум инфобизнеса в России, который длится несколько лет. Так, по самым скромным подсчётам, в денежном выражении он уже превысил 100 млрд рублей. Поэтому неудивительно, что в ситуацию вмешалось государство. О том, чего ждать онлайн-бизнесу в 2024 году и как на нём отразится государственное регулирование, рассказывает Макс Белоусов – эксперт по маркетингу и психологии, автор книг, бизнес консультант, международный спикер.

Тот самый инфобизнесмен "Вы издеваетесь"

Старый новый бизнес

Для начала стоит очертить, что есть современный инфобизнес. В первую очередь, это продажа своих знаний, навыков и опыта другим людям. И тут стоит понимать, что это весьма творческий процесс без жёстких методологических требований, как в классическом образовании. Ведь в онлайн-образование люди идут за личностью, неким лидером общественного мнения, который предлагает поделиться личным опытом по достижению результата, а не за картонкой с надписью «Диплом».

При этом стоит отметить, что классическое фундаментальное образование сегодня теряет свою актуальность, не успевая за современными скоростями, трендами и тенденциями. То, что необходимо для успеха сегодня в университетах, в лучшем случае, будут изучать только через лет 10-15. Причина банальна: для попадания предмета в программу вуза нужны десятки согласований, бюрократических проволочек и, главное, преподаватели. Да и пойдёт ли действительно высокопрофессиональный специалист работать в вуз на, будем честны, скромный оклад, если самостоятельно он может заработать на своих навыках в несколько раз больше? Вопрос риторический.

Именно поэтому я считаю инфобизнес творческим процессом. А творчество, которое загоняют в жёсткие рамки – перестаёт быть творчеством и становится посредственностью.

Закон и порядок

До недавнего времени сфера инфобизнеса в России особо не регулировалась государством, но 2023 год стал переломным в этом плане.

Так, после внесения изменений в законодательство о необходимости аккредитации курсов и тех кто их продаёт, многие инфобизнесмены начали паниковать, не понимая что делать, куда бежать и как работать дальше. И неудивительно, потому что на данный момент нет никакой ясности кто и по каким критериям будет регулировать, оценивать и выдавать разрешения в этой сфере.

Оценивать онлайн курсы по тем же критериям, что и классическое образование – невозможно. Нужно помнить, что в большинстве своём на тренинги, марафоны и курсы люди идут не столько за знаниями, сколько за ощущением причастности, общением и эмоциями. А по каким критериям можно оценить эмоции?

Более того, даже лекции заслуженных профессоров в вузах каждый студент воспринимает по-своему: один усваивает весь материал и выносит максимум пользы для себя, другой слушает, но не может понять о чём речь, а третий всю лекцию в «змейку» играет и тоже выходит с пустой головой. Но ведь ни один из них не идёт к ректору и не требует вернуть деньги за учёбу. Так почему с инфобизнесом дела должны обстоять иначе?

Приведу ещё один пример, вы пришли на концерт где три часа протанцевали и пропели. А через три дня подумали и решили, что, в общем-то, концерт был плохой. С такими аргументами пришли к организаторам и потребовали вернуть деньги. Каков шанс, что деньги вам вернут? Ситуация весьма абсурдная и утрированная, но именно это сейчас происходит с инфобизнесом.

Что день грядущий готовит

Если вектор, заданный государством, останется прежним, а к реализации инициатив подход будет стандартным, бюрократично-наплевательский, то результат станет плачевным.

Рынок, как любой живой организм, начнёт подстраиваться под ситуацию и трансформироваться. Вот только не в лучшую сторону. Высока вероятность, что пропадут по-настоящему интересные и яркие проекты, а на их место придут формализованные, сухие и пресные полуфабрикаты. Соответственно, спрос на такие продукты тоже резко снизится. По итогу мы можем потерять целую нишу как таковую.

Ведь людям не интересны тренинги, курсы и марафоны сделанные по шаблону и для галочки. Когда спикер говорит не от души, а по заготовленной и согласованной во всех бюрократических инстанциях бумажке. Никакой пользы и уж тем более эмоций такие проекты вызывать не будут.

Поэтому, если законодательная база не будет реально доработана, а исполнители будут плохо понимать суть вопроса и актуальные задачи, то перспектив, как таковых, у инфобизнеса нет. С одной стороны, то что государство серьёзно взялось за инфобизнес – логично и оправдано из-за разнообразных схем ухода от уплаты налогов. А с другой, в таком случае необходимо регулирование не только инфобизнеса, но и тех же компаний по ставкам, которых сейчас огромное множество и деятельность их никак не регулируется.

Опять же вернёмся к классическому образованию. Поступая в вуз, человек принимает на себя риски: он может не освоить материал, быть отчисленным или не работать по профессии после окончания. И никто не идёт за возвратом денег при наступлении этих рисков. Тоже самое и с онлайн обучением.

Опять же приведу наглядный пример, несколько лет назад был любопытный случай, когда известный музыкант спустился в метро и целый день играл, но большинство людей прошли мимо, не оценив его мастерства. При этом, чтобы послушать его исполнение в театре другая категория людей отдавала за билеты весьма внушительные суммы. Также и в инфобизнесе: кому-то это надо и он готов заплатить, а кто-то не видит ценности и может спокойно пройти мимо. Но нужно понимать, что только спрос рождает предложение.

Есть ли выход

Сейчас ситуация выглядит безрадостной, но её можно изменить если предпринять ряд действий:

- Признать, что инфобизнес – такой же бизнес, как например, IT сфера, где есть свои особенности, тенденции, проблемы и перспективы, которые не нужно душить на корню. По факту, инфобизнес уже стал отдельной нишей Edutainment, которая сильно отличается от классического образования и требует иного подхода, больше похожего на Event-индустрию. В противном случае, блогеры и инфобизнесмены ещё больше уйдут в теневую деятельность либо этот рынок вымрет. Ни один из этих вариантов не принесёт выгоды ни одной стороне.

- Вместо вектора по закручиванию гаек перейти к открытому диалогу, чтобы выработать конкретные шаги по поддержке ниши онлайн образования и правового урегулирования спорных моментов. Для этого необходимо проводить встречи с представителями сферы: конференции, семинары и открытые дискуссии, где бизнесмены смогут получать ответы на актуальные вопросы, обсуждать проблемы и вырабатывать совместно с государством пути их решения.

- Закрепить отдельные правовые инициативы и регламенты с учётом особенностей Edutainment ниши. Например, закрепить необходимость клиентом ознакомления с условиями обучения и публичной офертой, а бизнесмена обязать высылать подписанную и акцептованную копию договора и оферты на почту потребителю. В таком случае клиент будет понимать на что он соглашается, а бизнесмен будет защищён от ситуаций, когда потребитель заявляет после обучения, что его ввели в заблуждение. Это сделает процесс взаимодействия инфо бизнеса и потребителей более прозрачным и сократит число конфликтов.

- Заменить необходимость сертификации продуктов и инфобизнесменов, на размещение подробной информации на сайте о том, что продукт не является профессиональным обучением. То есть по аналогии с сигаретами, предупреждать клиента заранее о том, что курс не даст ему официальный диплом за которым следует обращаться в вуз. Так можно снизить ожидания и напомнить, что онлайн образование не является заменой профильному или повышением квалификации. Соответственно, этот шаг также поможет избежать многих конфликтных ситуаций в дальнейшем.

- Отказаться от утверждения закона, который позволит клиенту после обучения бездоказательно возвращать деньги. Это приведёт лишь к разрушению целой ниши, потому что инфобизнесмены станут абсолютно бесправными. А клиенты начнут заниматься потребительским терроризмом, то есть возвращать деньги за каждый пройденный курс вне зависимости от его качества. Необходим взвешенный подход, как например, с концертами – в случае переноса или отмены покупателю возвращаются деньги или предоставляется аналогичная услуга. Приведу пример, я приобретал билеты себе и супруге за весьма крупную сумму на концерт Томаса Андерса, который переносился три раза за два года. В итоге даты так и не появилось, но деньги мне вернули только после десятков писем и обещания обратиться в суд. То есть даже за неоказанную услугу я с трудом вернул средства и мне пришлось приложить массу усилий, чтобы доказать свою правоту. Поэтому возвращать деньги за пройденный курс, на который были потрачены ресурсы бизнесмена, по меньшей мере, несправедливо.

- Разделить ответственность между покупателем и продавцом, чтобы не только бизнесмены думали о последствиях своих действий, но и клиенты трезво оценивали ситуацию перед приобретением продукта. Это необходимо, чтобы исключить детскую позицию у ряда потребителей, которые в случае неудачи ищут виновных вокруг и не анализируют собственные шаги. Речь идёт о тех у кого всегда виноват кто-то другой, а они несчастные жертвы обстоятельств. А в связи с тем, что судебная и правовая системы в нашей стране на данный момент не подготовлены к эффективному решению таких споров, в отличие от Америки, где подобная практика поставлена на поток уже много лет, результаты лишь усугубляют ситуацию в нише. Именно поэтому клиент должен осознавать, что несёт равную ответственность с предпринимателем. Причём это актуально не только для ниши инфобизнеса, но и для всего рынка по предоставлению услуг.

- Вместо системы «белых», «серых» и «черных» списков, обязать бизнесменов на сайтах подробно указывать из чего состоит их продукт. И уже в случае конфликтных ситуаций проверять соответствие заявленного пула услуг с фактически оказанным (количество уроков, продолжительность, учебные материалы и темы). То есть проверять объективные характеристики, а не субъективные из серии впечатления и личности спикера. Ведь эмоции от одного и того же каждый человек получает разные. Это всё равно, что прийти в Третьяковскую галерею, не получить эстетического удовольствия и потребовать вернуть деньги за билет.

Итоги

Чтобы ситуация с инфобизнесом не стала из серии: «Хотели как лучше, а получилось как всегда», необходим диалог. Как в любом деле нужен адекватный диалог между бизнесом и государством, где каждая из сторон слышит оппонента и заинтересована в положительном результате. То есть, когда государство заинтересовано в развитии инфобизнеса, как источника налоговых отчислений, а инфобизнес заинтересован в регулировании, как инструменте защиты интересов не только потребителей, но и предпринимателей. Только в этом случае результат действительно будет эффективным.

0
2 комментария
Lissa Zorina

Проблема инфобиза в заполонении его инфоцыганами

Ответить
Развернуть ветку
Макс Белоусов
Автор

Любая ниша проходит этап пресыщения и когда предложение превышает спрос, также было и с юристами и с экономистами. Отличие в том, что блогеры и инфобизнес светятся больше и чаще на виду.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда