Сколько и как надо готовиться к профильной математике и что из этого выйдет

Расскажу немного о себе и как я дошла до жизни такой — стала профессиональным репетитором. Я поступила на Физтех (МФТИ) в 2005 году. Примерно в это время один из физтехов придумал сайт Ваш репетитор (из которого теперь вырос гигант Профи.ру) и стал потихоньку его развивать. Зарегистрировалась (ссылка на мою анкету) я на нём довольно быстро, но учеников стала брать, когда перешла на второй курс — в 2007 году. Потом я закончила институт, поступила в аспирантуру, защитила кандидатскую диссертацию (как моя мама и дедушка) , но всё это время не переставала работать репетитором, сначала как ИП, теперь как самозанятая.

Моя анкета на профи.ру
Моя анкета на профи.ру

Но сегодня я хочу рассказать не об этом тернистом пути, длинною в 17 лет (за это время через меня прошли сотни учеников) , а об опыте, который за эти годы наработан в очень узкой области — подготовке ребят к ЕГЭ профильного уровня, хотя могу я всё: ОГЭ, ЕГЭ (база/профиль) и ДВИ МГУ. Олимпиады не люблю, но к ним тоже готовлю, в частности к олимпиаде Физтех для 10-11-х классов (призёры и победители этой олимпиады получают 100 баллов за ДВИ МГУ) , по которой в институт поступила сама.

Раньше я работала только очно, объединяя детей в пары и группы, теперь только дистанционно. Современные технологии позволяют сделать такие занятия неотличимыми от очных: возможности электронной доски miro практически безграничны (её российский аналог sboard немного хуже и с менее удобным интерфейсом).

Но давайте по порядку: какие бывают дети (ученики) и сколько каждому из них надо заниматься. Скажу сразу: за 17 лет работы 100 бальников у меня только два: один (Вася Болматов) — технарь (ВМК МГУ, ЕГЭ-2019), другой (Егор Корольков) — чистый гуманитарий (ВШЭ, ЕГЭ-2022). Один шёл к своему результату 9 месяцев, другой — три года. Но второй результат это скорее исключение из правил, это невероятная целеустремлённость, упорство и трудолюбие самого ученика, профессионализм двух его репетиторов и мамы-психолога.

Брильянтов мало, но они есть, результаты 90+ моих учеников: Мирон Помазков 98 (МФТИ, ЕГЭ-2023); Костя Зверевич 96 (физфак ВШЭ, ЕГЭ-2023); Артём Локостов 94 (ВШЭ, ЕГЭ-2020), гуманитарий; Митя Зверевич 92 (МФТИ, ЕГЭ-2017); Никита Тимохин 90 (ВШЭ, ЕГЭ 2019).

Моя статистика результатов учеников
Моя статистика результатов учеников

Детей приходит на профиль на самом деле три основных типа: технари, гуманитарии и хим-био (те, кто сдают базу, например, музыканты, — отдельная статья) . У каждого свои особенности восприятия информации, свои проблемы, свои психологически уязвимые места. Дальше я расскажу подробно о том, сколько и как нужно готовиться каждому из них, чтобы получить хорошие результаты, какие бывают скрытые проблемы, как с ними бороться, какие полезные ресурсы для самоподготовки есть и как их правильно использовать.

Давайте начнём с тех, кому подготовиться к профильной математике проще всего (и их результаты по статистике будут выше) — с технарей. Что имеет значение на начальном этапе. Ну конечно же школа! Чем лучше школьный учитель (чем лучше он отрабатывает программу) , тем потенциально выше будет итоговый результат. Ну почему: всё просто, если ребёнок привык много работать, если он собран, если у него задан высокий уровень сложности задач, то проблем при подготовки к ЕГЭ не будет никаких. Тут, как правило, занятий один раз в неделю по полтора часа — выше крыши. А если школа не очень, если привычки работать нет, то заниматься придётся два раза в неделю год, а где-то, может быть, и полтора (лето после 10-го класса и весь 11-й) .

Ну что такое год занятий? Это 37 недель, 9 месяцев. А школьная программа и программа ЕГЭ не совпадают: в некоторых школах не проходят параметры, почти нигде теорию чисел, экономической задачи в программе и вовсе нет. Трудностей много. В первой части экзамена у таких детей проблем, как правило нет, сложности начинаются во второй. И то, чего больше всего не хватает это время: тригонометрия, планиматрия, стереометрия, параметры, теория чисел — всё это очень объёмные темы, времени на занятиях на каждую мало, дома надо заниматься много. Я нашла выход из ситуации! Все мои ученики дополнительно занимаются на одном дистанционном курсе на степике (ссылка, стоит 4 т. р.) . Это позволяет им заниматься математикой практически каждый день — вот он ключ к высоким достижениям. При должном уровне мотивации самостоятельные занятия только в радость! На дату курса можно не обращать внимания. Он настолько хорошо сделан, что будет актуальным ещё лет 10 — до новых кардинальных изменений в ЕГЭ профильного уровня.

Курс Тимура Гуева по профильной математике
Курс Тимура Гуева по профильной математике

Сложности в работе с высокобальниками технической направленности чисто психологические. Им может казаться, что они и так знают всё, что им виднее. Авторитет репетитора должен быть очень высок, чтобы ученики понимали, что настаивать на своём лучше не стоит — опыт это такая штука, с которой иногда лучше не спорить.

Теперь гуманитарии и хим-био — моя любимая категория (90% моих учеников) . Сложности у них чисто технические: как правило это проблемы в первой части экзамена (наиболее вариативной) из-за которой они теряют баллы. Сейчас эту проблему легко преодолеть. Есть прекрасный бесплатный курс на степике (ссылка раз и два). Самостоятельно отработав эти две ссылки любой гуманитарий может начать твёрдо стоять на ногах и получить около 60 баллов с гарантией. А дальше вопрос: сколько надо заниматься с репетитором. Я бы рекомендовала два раза в неделю по часу — это оптимально и хорошо держит в тонусе. Когда начинать заниматься с репетитором? Да, в 10-м классе уже пора (один раз в неделю в 10-м, два раза в неделю в 11-м) .

Бесплатный курс по первой части экзамена
Бесплатный курс по первой части экзамена

Во второй части экзамена есть чисто гуманитарный набор: тригонометрия, неравенства, экономическая и теория чисел (буква а). Как правило ребята справляются с этим набором легко и набирают 76-78-80 баллов, если в первой части всё идеально. Бич гуманитария это, конечно, геометрия и стереометрия. С ней будут наибольшие сложности как в первой, так и во второй части. Дети просто не видят пространственные фигуры. Преодолеть эту проблему за год занятий практически нереально, нужно объективно больше времени.

#репетитор #математика #егэ #профиль

33
Начать дискуссию