Сила буквы «О»
«Бизнес – это образ жизни, чтобы делать этот мир лучше»
Этот доклад был сделан в феврале на Global Impact Summit YPO в Коста-Рике. YPO – это международный клуб, объединяющий по всему миру 33 тысячи собственников и генеральных директоров из 150 стран. Выручка компаний, которыми управляют или владеют члены клуба, 9 трлн. долларов США. В этих компаниях работают 22 миллиона человек.
Если честно, ехал с ожиданием, что доклад не примут в какой-нибудь жесткой форме. Но реальность превзошла любые мои ожидания – в результате этой поездки нашел огромное количество единомышленников.
Следующий саммит будет в Руанде. Мы уже готовим к нему ряд исследований. А кейсу ЭФКО там будет посвящена отдельная часть программы.
Вашему вниманию – переведенный текст того выступления. А ниже найдете отзывы слушателей.
Я родился и вырос в забайкальской деревне. В 16 лет уехал в физматшколу. Сейчас – исполнительный директор компании с оборотом 4,5 млрд долларов, одного из крупнейших производителей продуктов питания в Восточной Европе.
А это моя жена Ирина. Недавно отметили 23 года, как живем вместе. Ирина –заслуженная артистка России и театральный режиссер. 33 года в этом театральном мире. Однажды в интервью она сказала, что для нее театр – это образ жизни, чтобы делать этот мир лучше. В меня тогда очень попало. Подумал: а почему про бизнес нельзя так же сказать?
Бизнес – это образ жизни, чтобы делать этот мир лучше.
Попробую с вами поделиться, как такой бизнес мог бы выглядеть.
Четыре года назад в нашей компании мы задали себе вопрос – КАК ЖИТЬ ДАЛЬШЕ? Осознали, что пищевка перестала быть тихой гаванью. Что мир и технологии меняются настолько быстро, что нашего запаса прочности хватит максимум лет на 10-15. А если хотим оставаться на плаву и через 20-30 лет, то хорошо бы понять, что к этому времени будет точно востребовано на рынке.
Сделали простое упражнение, ответили на вопрос – какие вызовы день сегодняшний ставит перед глобальной индустрией еды? Нашли три: голод, экология и здоровье.
Решили, что если наши продукты будут одновременно на каждый из этих вызовов отвечать, то с высокой вероятностью какое-то место в том будущем мы себе точно найдем. И решили инвестировать только в такие технологии, которые одновременно:
• качественно улучшают жизнь людей;
• дружат с экологией;
• и доступны для всех.
Потом увидели, что из Y-combinator выпустился стартап, который разрабатывает технологию производства растительных жиров из микроорганизмов. Когда с этим разобрались, стало понятно, что в итоге может привести к концу наш бизнес. Полный «дисрапшен» от прецизионной ферментации.
И сказали себе: «Если мы занимаемся едой и не занимаемся биотехом, рано или поздно биотех начнет заниматься и нами, и нашей едой».
Инвестировали в науку и инновации. Создали новые лаборатории в научном городке. Выстроили отношения с учеными.
Так появился проект Healthy Innovation.
Мы начали заниматься растительным мясом, молоком и пищевыми волокнами. В отдельное направление вывели биотех и стали разрабатывать сладкие белки, жиры из микроорганизмов и клеточное питание.
В таком виде импакт занял свое место в нашей бизнес-стратегии.
В исполнительном комитете YPO-Russia я отвечаю за импакт. Год назад мы сделали исследование и обнаружили, что мало кто понимает, что этот самый импакт означает. Чем отличаются ESG, ЦУРы, КСО, устойчивое развитие. Импакт для большинства членов нашего чаптера – что-то размытое и непонятное. И не только у нас. Это проблема существует и в глобальном YPO. И не только внутри YPO, но и среди всего бизнес-сообщества.
Попробую сформулировать свою версию ответа на вопрос, почему. Мне кажется, мы потеряли смыслы, заблудились в идеях и в конце концов подменили цели.
В конце 1980-х концепцию устойчивого развития стали изображать тремя кольцами. Экономический рост рождает проблемы с окружающей средой, которые невозможно решить вне социальной сферы. Под социальной сферой ученые имели в виду поиск новых моделей и идей для трансформации социально-экономической модели. Потому что свободный рынок, очевидно, был неспособен с этим справиться, а капитализм в сути своей только усугублял проблемы. Здесь вроде всё понятно.
В 2004 году концепция трансформировалась в три буквы. ESG.
И здесь уже возникают справедливые вопросы.
Как помним, «Е» отвечает з�� окружающую среду. «S» – за социальную сферу. «G» – за корпоративное управление.
Но позвольте спросить! Почему «G» (корпоративное управление) отвечает за экономический рост? Вам не кажется, что в этом месте были подменены причины и следствия? И сознательно или бессознательно, но получилось отвлечь внимание от главных субъектов, которые влияют на экономический рост.
«G» – важная буква и система смыслов. Не надо от нее отказываться. Можно даже поместить ее в центр.
Но не будет ли правильнее вместо буквы «G» поставить букву «О»? «О», которая отвечает за владельцев (owners). Потому что именно владельцы – главные бенефициары экономического роста. И именно владельцы – главные выгодоприобретатели мировой системы, которая довела конфликт человека и природы до уровня, когда цивилизация может прекратить свое существование.
Только эта «О» – очень некомфортная и непопулярная буква. Потому что она поднимает неприятные вопросы:
• Кто такой акционер (владелец) будущего?
• Сколько ему прилично зарабатывать, какую доходность в бизнесе справедливо иметь?
• Сколько тратить на собственную жизнь?
• В проекты с какой окупаемостью инвестировать? 1, 2, 3 года? А может, 10, 20, 30 лет?
• Сколько инвестировать в науку и инновации?
• За что нести ответственность? За себя и свою семью? Или за свой бизнес и работников? А может, за страну? А может быть, уже и за планету?
В нашей компании, мы в букву «О» вкладываем такие смыслы и идеи:
• Ни у кого из акционеров ЭФКО нет контрольного пакета. И это первый пункт нашего акционерного соглашения.
• Все работают в компании. И много работают. С 8 утра в офисе. Суббота – рабочий день.
• Акции у нас не наследуются. Потому что мы любим наших детей. И желаем здорового будущего этой компании.
• Если акционер уходит с операционной деятельности (устал или на пенсию), он лишается акционерства. Ему выплачиваются деньги, но акции возвращаются в компанию.
• Каждый сотрудник в нашей компании может стать акционером. 6 из 8 сегодняшних акционеров пришли в компанию специалистами или младшими руководителями.
Так мы понимаем «устойчивость» акционерной модели. Мы говорим, что компания имеет будущее только до тех пор, пока способна воспроизводить акционеров. И каждому сотруднику мы говорим: «Ребята! Развивайтесь! У вас нет лимита в этом развитии! Мы вас ждем на акционерном уровне. У нас 30% нераспределенных акций. И нам очень не хватает акционеров!»
Но главная идея, вокруг которой основатели 30 лет назад договорились заниматься бизнесом, – это ответ на вопрос, что такое бизнес.
Бизнес для нас – это польза, которая должна найти место в жизни людей экономически эффективным способом.
Наш бизнес будет устойчив, только если он социально полезен. А деньги – это то, что позволяет той самой пользе (а значит, и нашему бизнесу) существовать долго.
Наша компания производит больше 2 млн тонн еды. У нас работают 18 тыс. человек. Мы растем. В 2020 году – на 25%, в 2021-м – на 56%, в 2022-м – на 26%. Для наших размеров это очень хорошие темпы роста. Это всё важно. Но гораздо важнее то, что уже четыре года мы стараемся реинвестировать всё, что зарабатываем, в проекты, которые одновременно полезны для людей, дружат с окружающей средой и доступны каждому.
Если честно, как и большинство моих коллег, много лет меня вообще не беспокоил ни импакт, ни проблемы планеты.
10 лет назад мы с товарищами строили аэрокосмический бизнес и разрабатывали сервисы дистанционного зондирования Земли. Тогда впервые увидел эти фотографии:
Это Аральское море. 47 лет назад, в год моего рождения, и сегодня. Моря не стало фактически на моих глазах. Жуткая картина. Но 10 лет назад я даже думать об этом не хотел. Проблемы в бизнесе. Выживаешь, как умеешь. Вообще не веришь, что можешь на что-то повлиять. Поэтому даже мысли гонишь.
И никто тогда не напомнил мне о силе, которая у меня на самом деле есть.
Эта СИЛА и у вас есть. Попробую показать.
Внутри глобального YPO четверть членов не владельцы и собственники бизнесов. Это наемные СЕО и генеральные директора. Но ведь каждый из нас – на самом деле, владелец:
• мы владельцы наших собственных жизней;
• мы совладельцы наших семей;
• мы акционеры этой планеты.
И у каждого из нас есть СИЛА. Это сила буквы «О».
Сила делать мир лучше, помогать планете, менять то, на что, нам кажется, мы не можем повлиять.
Только начинать надо с себя. Потому что быть владельцем (собственником) – это не только быть финансово свободным и иметь возможность делать, что пожелаешь. Английское слово owner (владелец) произошло от глагола to owe (быть должным).
А значит быть владельцем, то есть обладать силой буквы «О» – это:
• быть должным своей семье;
• быть должным обществу;
• быть должным этой планете.
Я верующий человек. Православный христианин. 20 лет хожу в церковь. 13 лет пою в церковном хоре.
Эти слова для меня очень важны: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам».
Решил их показать вам, потому что мне кажется, в них заложена формула бизнес-успеха. Или как минимум зашифрованное послание нам о чем-то важном из прошлого. Хочу повторить тот же трюк, что в начале, и немного поменять слова. Перевести их на современный язык.
Посмотрите:
Ищите прежде, как быть полезными другим людям (делать это мир лучше). А всё остальное (доли рынка, выручка, прибыль, устойчивый бизнес) приложится вам.
В YPO – 33 тысячи членов. В наших компаниях работают 22 миллиона человек. Мы контролируем бизнес на 9 триллионов долларов. Я уверен, что самый простой ИМПАКТ, который наше сообщество может подарить миру, можно сформулировать в двух очень простых шагах, доступных каждому:
• заботиться о своих сотрудниках (doing good for our employees), думать об их настоящем и будущем;
• заботиться о пользе, которую мы создаем для наших клиентов (doing good for our customers).
Искренне желаю всем нам делать этот мир лучше.
И не забывать о силе, которая есть у нас. Силе буквы «О».
Отзывы участников
◆ «Как у вас организована акционерная модель… Это что-то. Я много слышал, как люди говорят о таком, но нигде и никогда не встречал ничего подобного! Нигде и никогда!» – журналист из США.
◆ «Сергей вчера взорвал наш мозг. И конкретикой в осмыслении прорывных инноваций. И тем, что и как вы создаете в своей компании. Ваша компания – это подарок миру (gift to the world). Теперь вы просто должны нашему небольшому сообществу, да и глобальному YPO помогать масштабировать тот импакт, который делаете сами», – СЕО проекта Imagine (Оксфорд).
◆ «Ваш рассказ об ЭФКО – это было что-то! В меня особенно попало про «О». Про владение в ЭФКО. Что вы даете возможность всем работникам стать акционерами. Ну и то, что в вашей компании акционеры должны работать и полностью быть вовлечены в бизнес – это очень правильно и очень сильно!» – американец, владеет бизнесом в Таиланде.
◆ «Очень вдохновляюще. Это живой пример того, что бизнес – не только производство и прибыль. Что бизнес может объединять, давать возможность заботиться о планете, испытывая чувство выполненного долга. Вы показываете, как должен думать Гражданин планеты, и это очень вдохновляет. Спасибо за всю ту невероятную работу, что вы делаете!» – профессор из США.
◆ «Новый взгляд на власть как на нечто, что мы ДОЛЖНЫ, – сильная концепция. Об этом должны узнать все!» – министр юстиции Уганды.
◆ «Я верю в твое ESG-ESO. Когда впервые услышал твой TED про неустойчивое устойчивое развитие на русском с подстрочным переводом, меня как током прошибло. Это правда! ESG – полная ерунда. Потому что важно не то, как бизнес управляется. Важно, как и кем он «владеется» и что в головах акционеров», – инвестор из Швейцарии.
◆ «ЭФКО – это ролевая модель для всех нас. Невероятно вдохновляет», – инвестор из Лондона.
◆ «Сергей, если вы обратили внимание, в зале была абсолютная тишина во время вашего выступления. Каждый. Абсолютно каждый в зале вслушивался в то, о чем вы говорили. Потому что чувствовалась сила, которую вы представляете. А насколько серьезно вы относитесь к ответственности при таком масштабе бизнеса – это просто прекрасно», – социальный предприниматель из США.
◆ «За нашим столом было 5 человек. Мы все верующие. И для каждого из нас – это был «АХА»-момент. Когда не веришь своим ушам, что представитель корпорации такого масштаба обращается к Нагорной проповеди. И этому веришь. Неважно, какая у нас религия. Потому что религия – это часть истории человечества. То, что вы говорите словами Писания, настолько выделяет вашу компанию из всех, кого знаю. Мы потом весь вечер возвращались к выступлению, и к вашему бизнесу, и к тому, как у вас устроено внутри».
◆ «Ваш инновационный центр выглядит как современнейший западный научный городок. Неужели это в России?».
Оригинал доклада на английском языке можно почитать тут.
Такая вот история. Вернулся я из этой поездки с неожиданным выводом. Люди везде одинаковы. И если ты занимаешься созиданием (себя, семьи, продукта, компании) и предлагаешь вокруг созидательных ценностей строить бизнес – идеи эти находят единомышленников, независимо от паспорта или цвета кожи.
Буду признателен, если в комментариях поделитесь своими мыслями. И о самом докладе. И о реакции слушателей.
Приходите ко мне в Telegram-канал. Там мы как раз собираем сообщество тех, кому эти темы интересны.