Сила буквы «О»

«Бизнес – это образ жизни, чтобы делать этот мир лучше»

Сила буквы «О»
Сергей Иванов
Исполнительный директор ЭФКО

Этот доклад был сделан в феврале на Global Impact Summit YPO в Коста-Рике. YPO – это международный клуб, объединяющий по всему миру 33 тысячи собственников и генеральных директоров из 150 стран. Выручка компаний, которыми управляют или владеют члены клуба, 9 трлн. долларов США. В этих компаниях работают 22 миллиона человек.

Если честно, ехал с ожиданием, что доклад не примут в какой-нибудь жесткой форме. Но реальность превзошла любые мои ожидания – в результате этой поездки нашел огромное количество единомышленников.

Следующий саммит будет в Руанде. Мы уже готовим к нему ряд исследований. А кейсу ЭФКО там будет посвящена отдельная часть программы.

Вашему вниманию – переведенный текст того выступления. А ниже найдете отзывы слушателей.

Сила буквы «О»

Я родился и вырос в забайкальской деревне. В 16 лет уехал в физматшколу. Сейчас – исполнительный директор компании с оборотом 4,5 млрд долларов, одного из крупнейших производителей продуктов питания в Восточной Европе.

Сила буквы «О»

А это моя жена Ирина. Недавно отметили 23 года, как живем вместе. Ирина –заслуженная артистка России и театральный режиссер. 33 года в этом театральном мире. Однажды в интервью она сказала, что для нее театр – это образ жизни, чтобы делать этот мир лучше. В меня тогда очень попало. Подумал: а почему про бизнес нельзя так же сказать?

Бизнес – это образ жизни, чтобы делать этот мир лучше.

Сила буквы «О»

Попробую с вами поделиться, как такой бизнес мог бы выглядеть.

Четыре года назад в нашей компании мы задали себе вопрос – КАК ЖИТЬ ДАЛЬШЕ? Осознали, что пищевка перестала быть тихой гаванью. Что мир и технологии меняются настолько быстро, что нашего запаса прочности хватит максимум лет на 10-15. А если хотим оставаться на плаву и через 20-30 лет, то хорошо бы понять, что к этому времени будет точно востребовано на рынке.

Сделали простое упражнение, ответили на вопрос – какие вызовы день сегодняшний ставит перед глобальной индустрией еды? Нашли три: голод, экология и здоровье.

Сила буквы «О»

Решили, что если наши продукты будут одновременно на каждый из этих вызовов отвечать, то с высокой вероятностью какое-то место в том будущем мы себе точно найдем. И решили инвестировать только в такие технологии, которые одновременно:

• качественно улучшают жизнь людей;

• дружат с экологией;

• и доступны для всех.

Сила буквы «О»

Потом увидели, что из Y-combinator выпустился стартап, который разрабатывает технологию производства растительных жиров из микроорганизмов. Когда с этим разобрались, стало понятно, что в итоге может привести к концу наш бизнес. Полный «дисрапшен» от прецизионной ферментации.

И сказали себе: «Если мы занимаемся едой и не занимаемся биотехом, рано или поздно биотех начнет заниматься и нами, и нашей едой».

Инвестировали в науку и инновации. Создали новые лаборатории в научном городке. Выстроили отношения с учеными.

Сила буквы «О»

Так появился проект Healthy Innovation.

Сила буквы «О»

Мы начали заниматься растительным мясом, молоком и пищевыми волокнами. В отдельное направление вывели биотех и стали разрабатывать сладкие белки, жиры из микроорганизмов и клеточное питание.

В таком виде импакт занял свое место в нашей бизнес-стратегии.

В исполнительном комитете YPO-Russia я отвечаю за импакт. Год назад мы сделали исследование и обнаружили, что мало кто понимает, что этот самый импакт означает. Чем отличаются ESG, ЦУРы, КСО, устойчивое развитие. Импакт для большинства членов нашего чаптера – что-то размытое и непонятное. И не только у нас. Это проблема существует и в глобальном YPO. И не только внутри YPO, но и среди всего бизнес-сообщества.

Попробую сформулировать свою версию ответа на вопрос, почему. Мне кажется, мы потеряли смыслы, заблудились в идеях и в конце концов подменили цели.

Сила буквы «О»

В конце 1980-х концепцию устойчивого развития стали изображать тремя кольцами. Экономический рост рождает проблемы с окружающей средой, которые невозможно решить вне социальной сферы. Под социальной сферой ученые имели в виду поиск новых моделей и идей для трансформации социально-экономической модели. Потому что свободный рынок, очевидно, был неспособен с этим справиться, а капитализм в сути своей только усугублял проблемы. Здесь вроде всё понятно.

В 2004 году концепция трансформировалась в три буквы. ESG.

Сила буквы «О»

И здесь уже возникают справедливые вопросы.

Как помним, «Е» отвечает за окружающую среду. «S» – за социальную сферу. «G» – за корпоративное управление.

Но позвольте спросить! Почему «G» (корпоративное управление) отвечает за экономический рост? Вам не кажется, что в этом месте были подменены причины и следствия? И сознательно или бессознательно, но получилось отвлечь внимание от главных субъектов, которые влияют на экономический рост.

«G» – важная буква и система смыслов. Не надо от нее отказываться. Можно даже поместить ее в центр.

Сила буквы «О»

Но не будет ли правильнее вместо буквы «G» поставить букву «О»? «О», которая отвечает за владельцев (owners). Потому что именно владельцы – главные бенефициары экономического роста. И именно владельцы – главные выгодоприобретатели мировой системы, которая довела конфликт человека и природы до уровня, когда цивилизация может прекратить свое существование.

Только эта «О» – очень некомфортная и непопулярная буква. Потому что она поднимает неприятные вопросы:

• Кто такой акционер (владелец) будущего?

• Сколько ему прилично зарабатывать, какую доходность в бизнесе справедливо иметь?

• Сколько тратить на собственную жизнь?

• В проекты с какой окупаемостью инвестировать? 1, 2, 3 года? А может, 10, 20, 30 лет?

• Сколько инвестировать в науку и инновации?

• За что нести ответственность? За себя и свою семью? Или за свой бизнес и работников? А может, за страну? А может быть, уже и за планету?

В нашей компании, мы в букву «О» вкладываем такие смыслы и идеи:

• Ни у кого из акционеров ЭФКО нет контрольного пакета. И это первый пункт нашего акционерного соглашения.

• Все работают в компании. И много работают. С 8 утра в офисе. Суббота – рабочий день.

• Акции у нас не наследуются. Потому что мы любим наших детей. И желаем здорового будущего этой компании.

• Если акционер уходит с операционной деятельности (устал или на пенсию), он лишается акционерства. Ему выплачиваются деньги, но акции возвращаются в компанию.

• Каждый сотрудник в нашей компании может стать акционером. 6 из 8 сегодняшних акционеров пришли в компанию специалистами или младшими руководителями.

Так мы понимаем «устойчивость» акционерной модели. Мы говорим, что компания имеет будущее только до тех пор, пока способна воспроизводить акционеров. И каждому сотруднику мы говорим: «Ребята! Развивайтесь! У вас нет лимита в этом развитии! Мы вас ждем на акционерном уровне. У нас 30% нераспределенных акций. И нам очень не хватает акционеров!»

Но главная идея, вокруг которой основатели 30 лет назад договорились заниматься бизнесом, – это ответ на вопрос, что такое бизнес.

Бизнес для нас – это польза, которая должна найти место в жизни людей экономически эффективным способом.

Наш бизнес будет устойчив, только если он социально полезен. А деньги – это то, что позволяет той самой пользе (а значит, и нашему бизнесу) существовать долго.

Наша компания производит больше 2 млн тонн еды. У нас работают 18 тыс. человек. Мы растем. В 2020 году – на 25%, в 2021-м – на 56%, в 2022-м – на 26%. Для наших размеров это очень хорошие темпы роста. Это всё важно. Но гораздо важнее то, что уже четыре года мы стараемся реинвестировать всё, что зарабатываем, в проекты, которые одновременно полезны для людей, дружат с окружающей средой и доступны каждому.

Сила буквы «О»

Если честно, как и большинство моих коллег, много лет меня вообще не беспокоил ни импакт, ни проблемы планеты.

10 лет назад мы с товарищами строили аэрокосмический бизнес и разрабатывали сервисы дистанционного зондирования Земли. Тогда впервые увидел эти фотографии:

Сила буквы «О»
Сила буквы «О»

Это Аральское море. 47 лет назад, в год моего рождения, и сегодня. Моря не стало фактически на моих глазах. Жуткая картина. Но 10 лет назад я даже думать об этом не хотел. Проблемы в бизнесе. Выживаешь, как умеешь. Вообще не веришь, что можешь на что-то повлиять. Поэтому даже мысли гонишь.

И никто тогда не напомнил мне о силе, которая у меня на самом деле есть.

Эта СИЛА и у вас есть. Попробую показать.

Внутри глобального YPO четверть членов не владельцы и собственники бизнесов. Это наемные СЕО и генеральные директора. Но ведь каждый из нас – на самом деле, владелец:

• мы владельцы наших собственных жизней;

• мы совладельцы наших семей;

• мы акционеры этой планеты.

И у каждого из нас есть СИЛА. Это сила буквы «О».

Сила буквы «О»

Сила делать мир лучше, помогать планете, менять то, на что, нам кажется, мы не можем повлиять.

Только начинать надо с себя. Потому что быть владельцем (собственником) – это не только быть финансово свободным и иметь возможность делать, что пожелаешь. Английское слово owner (владелец) произошло от глагола to owe (быть должным).

Сила буквы «О»

А значит быть владельцем, то есть обладать силой буквы «О» – это:

быть должным своей семье;

быть должным обществу;

быть должным этой планете.

Я верующий человек. Православный христианин. 20 лет хожу в церковь. 13 лет пою в церковном хоре.

Эти слова для меня очень важны: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам».

Решил их показать вам, потому что мне кажется, в них заложена формула бизнес-успеха. Или как минимум зашифрованное послание нам о чем-то важном из прошлого. Хочу повторить тот же трюк, что в начале, и немного поменять слова. Перевести их на современный язык.

Посмотрите:

Сила буквы «О»

Ищите прежде, как быть полезными другим людям (делать это мир лучше). А всё остальное (доли рынка, выручка, прибыль, устойчивый бизнес) приложится вам.

В YPO – 33 тысячи членов. В наших компаниях работают 22 миллиона человек. Мы контролируем бизнес на 9 триллионов долларов. Я уверен, что самый простой ИМПАКТ, который наше сообщество может подарить миру, можно сформулировать в двух очень простых шагах, доступных каждому:

заботиться о своих сотрудниках (doing good for our employees), думать об их настоящем и будущем;

заботиться о пользе, которую мы создаем для наших клиентов (doing good for our customers).

Искренне желаю всем нам делать этот мир лучше.

И не забывать о силе, которая есть у нас. Силе буквы «О».

Отзывы участников

«Как у вас организована акционерная модель… Это что-то. Я много слышал, как люди говорят о таком, но нигде и никогда не встречал ничего подобного! Нигде и никогда!» – журналист из США.

«Сергей вчера взорвал наш мозг. И конкретикой в осмыслении прорывных инноваций. И тем, что и как вы создаете в своей компании. Ваша компания – это подарок миру (gift to the world). Теперь вы просто должны нашему небольшому сообществу, да и глобальному YPO помогать масштабировать тот импакт, который делаете сами», – СЕО проекта Imagine (Оксфорд).

«Ваш рассказ об ЭФКО – это было что-то! В меня особенно попало про «О». Про владение в ЭФКО. Что вы даете возможность всем работникам стать акционерами. Ну и то, что в вашей компании акционеры должны работать и полностью быть вовлечены в бизнес – это очень правильно и очень сильно!» – американец, владеет бизнесом в Таиланде.

«Очень вдохновляюще. Это живой пример того, что бизнес – не только производство и прибыль. Что бизнес может объединять, давать возможность заботиться о планете, испытывая чувство выполненного долга. Вы показываете, как должен думать Гражданин планеты, и это очень вдохновляет. Спасибо за всю ту невероятную работу, что вы делаете!» – профессор из США.

«Новый взгляд на власть как на нечто, что мы ДОЛЖНЫ, – сильная концепция. Об этом должны узнать все!» – министр юстиции Уганды.

«Я верю в твое ESG-ESO. Когда впервые услышал твой TED про неустойчивое устойчивое развитие на русском с подстрочным переводом, меня как током прошибло. Это правда! ESG – полная ерунда. Потому что важно не то, как бизнес управляется. Важно, как и кем он «владеется» и что в головах акционеров», – инвестор из Швейцарии.

«ЭФКО – это ролевая модель для всех нас. Невероятно вдохновляет», – инвестор из Лондона.

«Сергей, если вы обратили внимание, в зале была абсолютная тишина во время вашего выступления. Каждый. Абсолютно каждый в зале вслушивался в то, о чем вы говорили. Потому что чувствовалась сила, которую вы представляете. А насколько серьезно вы относитесь к ответственности при таком масштабе бизнеса – это просто прекрасно», – социальный предприниматель из США.

«За нашим столом было 5 человек. Мы все верующие. И для каждого из нас – это был «АХА»-момент. Когда не веришь своим ушам, что представитель корпорации такого масштаба обращается к Нагорной проповеди. И этому веришь. Неважно, какая у нас религия. Потому что религия – это часть истории человечества. То, что вы говорите словами Писания, настолько выделяет вашу компанию из всех, кого знаю. Мы потом весь вечер возвращались к выступлению, и к вашему бизнесу, и к тому, как у вас устроено внутри».

«Ваш инновационный центр выглядит как современнейший западный научный городок. Неужели это в России?».

Оригинал доклада на английском языке можно почитать тут.

Посмотреть краткое видео с отзывами с подстрочным переводом можно здесь, а здесь – полную версию.

Такая вот история. Вернулся я из этой поездки с неожиданным выводом. Люди везде одинаковы. И если ты занимаешься созиданием (себя, семьи, продукта, компании) и предлагаешь вокруг созидательных ценностей строить бизнес – идеи эти находят единомышленников, независимо от паспорта или цвета кожи.

Буду признателен, если в комментариях поделитесь своими мыслями. И о самом докладе. И о реакции слушателей.

Приходите ко мне в Telegram-канал. Там мы как раз собираем сообщество тех, кому эти темы интересны.

22
Начать дискуссию