Насколько привлекательны для инвестора корпорации из игры Cyberpunk 2077

Отвечает эксперт.

Насколько привлекательны для инвестора корпорации из игры Cyberpunk 2077

Игры моделируют собственную реальность — как, например, вселенная Cyberpunk 2077 (18+), основой для которой стала «настолка» 1990 года. Главенствующая валюта в ней — евродоллар, Луна и Марс уже колонизированы, а корпоративные войны и киберимпланты — такая же обыденность, как смартфон в 2022 году.

В Cyberpunk 2077 (18+) работает множество корпораций, доминирующих на приоритетных по сюжету рынках — оружейных и транспортных, технологических, а также продовольственных. Вместе с аналитиком «Финама» Андреем Масловым выбрали три корпорации и попытались оценить их инвестиционную привлекательность, будто перед нами стоит выбор: покупать их акции или нет.

Военно-промышленная корпорация «Милитех»

Насколько привлекательны для инвестора корпорации из игры Cyberpunk 2077
  • Кем и когда основана: итальянским оружейным конструктором в конце 20-го века.
  • Что делает: производит боевое оружие, экипировку и транспорт; готовит солдат и продаёт их услуги на аутсорс; занимается научно-исследовательскими и конструкторскими работами в собственных центрах.
  • Во сколько оценивается: в 1,2 трлн евродолларов на 2077 год.

С чего начинала

В начале своего пути «Милитех» была аутсайдером. Например, в 1998 году компания вызвалась участвовать в государственном тендере на разработку новых систем штурмового оружия. По соотношению цены и качества она обходила конкурентов, но выиграть не смогла: сделка досталась конкуренту со связями в госаппарате.

Затем компания перешла в собственность НСША (государство, возникшее после банкротства и политического краха США), а к её руководству присоединился бывший глава Пентагона и генерал армии США Дональд Ланди, который выступал за победу «Милитеха» на тендере в 1998 году.

Благодаря национализации корпорация смогла стать одной из самых влиятельных в мире.

Как развивается в 2077 году

«Милетех» и её дочерние предприятия работают практически во всех крупных странах мира: от Китая и Японии до Советского Союза (не развалившегося в мире игры) и Швеции. Она производит недорогое, но надёжное стрелковое, тяжёлое, химическое и биологическое оружие для государственной армии, полиции, а также частных военных организаций и физлиц. Продаёт также дроны, импланты, снаряжение и технику: внедорожники и грузовики, бронетранспортёры и танки, корабли и подводные лодки, самолёты и реактивные истребители.

Во вселенной игры «Милитех» — монополист на рынке частных военных компаний. Её натренированные войска нанимают не только местные правоохранительные органы, но также целые страны. Нехватки кадров при этом нет: она не перестаёт вербовать новых солдат.

В качестве эксперимента корпорация генетически модифицирует солдат и животных, чтобы первые стали более выносливыми, а вторые могли служить как самостоятельные бойцы. Среди разработок — лекарственные препараты и импланты, а долгосрочная цель — полная киборгизация человека.

План на будущее: стать главной мегакорпорацией мира. Для этого «Милитех» поглощает мелкие компании и осваивает дополнительные рынки — например, производства гражданских портативных микрокомпьютеров и сырья, которым располагает её конкурент «Арасака».

«Милитех» как финансовый актив

У «Милитеха» 430 млн обыкновенных акций. 8% принадлежат Дональду Ланди, 35% — совету директоров. 10% бумаг раздают руководителям среднего звена и офицерам в качестве бонуса, но продавать их по собственному усмотрению не разрешают.

55% акций торгуется на бирже по цене от 80 до 100 евродолларов. Если крупный конкурент попробует поглотить большую долю, компании хватит денежных запасов, чтобы купить до 30% своих бумаг даже по завышенным ценам и получить контрольный пакет.

В мире Cyberpunk, считает Андрей Маслов, инвестор вряд ли станет игнорировать акции «Милитеха» — это самая высокооцениваемая корпорация в игре. Её услуги всегда пользуются спросом, поскольку корпоративные войны в игре не прекращаются, а компания не перестаёт производить не только оружие, но и побочное оборудование.

Государственное участие особых рисков не представляет: государства не играют практически никакой роли в мире «Киберпанка» — они слабее крупных корпораций по уровню экономического и политического влияния.

Схема с выдачей акций сотрудникам не сильно отличается от системы опционов, которую предлагают многие реальные компании: они тоже выдают бумаги как бонус и «отбирают» их при увольнении. По этой причине страховкой такой портфель не назовёшь, но зато он наверняка приносит хорошую доходность — если учесть, что компания стоит больше 1 трлн евродолларов.

На какую реальную компанию похожа: на производителей оружия из США — вроде Smith & Wesson или Sturm, Ruger & Co. Первая работает с 1852 года и торгуется на Nasdaq, вторая основана в 1949 году и размещается на Нью-Йоркской бирже. Их акции, как правило, подрастают на фоне гражданских протестов и вооружённых конфликтов.

Чем может пугать инвесторов: зависимостью компании от войн и столкновений. Возможная аналогия — лобби армии США: пока ситуация стабильная, военные сталкиваются с недофинансированием, как только зарождается конфликт — правительство увеличивает бюджеты. Но во вселенной Cyberpunk у «Милитех» вряд ли возникнет проблема со спросом, так как на её территориях идут постоянные войны.

Ещё один риск — геополитические вмешательства. Корпорацию часто обвиняют в спорных и иногда незаконных военных операциях, заказных чистках и государственных переворотах. Впрочем, такие события, скорее всего, будут мало сказываться на стоимости её бумаг — в том числе благодаря поддержке НСША.

Военно-промышленная корпорация «Арасака»

Насколько привлекательны для инвестора корпорации из игры Cyberpunk 2077
  • Кем и когда основана: японским военным пилотом Сасаи Арасака в начале 20-го века.
  • Что делает: производит оружие и транспорт; тренирует полицейских и безопасников и продаёт их услуги на аутсорс; поставляет цифровые системы охранного оборудования и банковские услуги.
  • Во сколько оценивается: в 890 млрд евродолларов на 2077 год.

С чего начинала

До Второй мировой войны «Арасака» работала как небольшой семейный бизнес, а поднялась она преимущественно на военных заказах, как и «Милитех». Её новый управленец — сын Сасаи Арасаки Сабуро — создал подразделение, которое стало тренировать корпоративную рабочую силу, а также разрабатывать электронные системы защиты и безопасности.

До 2077 года корпорация то и дело теряла позиции на мировом рынке из-за корпоративных и гражданских войн. Проиграв однажды «Милитеху», она даже вынуждена была работать только на внутреннем рынке Японии. Но ей удавалось восстанавливаться после любого кризиса, так что она без потерь перенесла и крах мирового рынка в 1994 году, и коллапс США в 1996 году (после него и появились НСША).

Как развивается в 2077 году

Считается локомотивом развития систем безопасности и сама производит и продаёт дронов, камеры наблюдения, серверы и ПО для охраны баз данных и сбережений, датчики обнаружения бомб и воздушные системы устрашения. Их заказывают банки, правоохранительные органы и частные корпорации со всего мира. Помимо этого, через дочерние компании за рубежом выпускает также тяжёлое и лёгкое вооружение, транспортные средства вроде авиалайнеров и медицинское оборудование.

Одна из флагманских услуг «Арасаки» — «прокат» её безопасников для корпоративного и частного секторов (это отличает компанию от «Милитеха», которая тренирует прежде всего солдат, а не охрану). Клиент может заказать агентов — мужчин или женщин со знанием любого языка. Нанять можно хоть целый отряд, хоть личного телохранителя. За отдельную плату корпорация готова проводить операции, которые в том числе будут стоить ей людей. Охрана «Арасаки» стоит дорого, поэтому в качестве дополнительной услуги компания предлагает консультационные услуги: для тех, у кого есть свой штат безопасников, но нет понимания, как их организовать.

Среди передовых технологий японского игрока — программа переноса личности человека на физический носитель: данные из нервной системы конвертируются в код и записываются на биочип. Продукт позволяет семьям общаться с умершими близкими, а богачам — обрести новое тело (правда, к 2077 году это удалось только самому Сабуро Арасаки).

Планы на будущее: корпорация намерена занять доминирующую позицию не только на Земле, но и в колониях Солнечной системы. Один из инструментов влияния — собственный банк, через который компания может кредитовать бизнес и физлиц.

«Арасака» как финансовый актив

«Арасака» — «дзайбацу»: бизнес, управление которым передаётся по наследству. Корпорация выпустила 560 млн акций: 54% контролирует семья, 15% — совет директоров, 31% торгуется на бирже. Стоимость бумаги колеблется от 100 до 140 евродолларов.

Японская корпорация больше всех напоминает классических игроков ИТ-сектора, поскольку во многом зависит от технологических инноваций, считает Андрей Маслов. Она, вероятно, может приносить наибольшую доходность, поскольку не просто выпускает оружие, а создаёт нечто принципиально новое для решения существующих проблем — скажем, для обнаружения угроз: как цифровых, так и физических.

Стоимость бумаг вряд ли волатильна. Если условная Apple выпустит не самый свой лучший iPhone, акции не обвалятся, а немного просядут и восстановятся с другими релизами и благодаря лояльности потребителя в целом. Так было бы и с «Арасакой».

Даже если её офисную башню взорвут, как однажды сделал «Милитех», здание, вероятно, в кратчайшие сроки отстроят снова.

Наличие у семьи контрольного пакета акций, с одной стороны, не внушает доверия. С другой, наследникам-самодурам просто невыгодно устраивать перевороты — именно потому, что компания считается лидером в своём деле и за счёт этого может смелее рисковать, чтобы осваивать новые рынки.

На какую реальную компанию похожа: ближайшие аналоги в технологическом секторе — Tesla и Google. Эти компании на слуху у всего мира, и хотя они производят множество товаров и услуг, доминирующий сегмент у них один — они создают уникальный продукт, от которого зависят цены на акции. Как семейный бизнес, «Арасака» напоминает Samsung и Kia, но у всех таких корпораций есть механизмы защиты: обычно они владеют 20–30% акций, чтобы совет директоров в случае чего мог выкупить контрольный пакет.

Чем может пугать инвесторов: частые провалы корпорации в прошлом (доллар тоже не всегда был мировой валютой, но из каждого валютного противостояния выходил победителем, поэтому считается почти безрисковым). А ещё её теневая деятельность — она, как и «Милитех», участвовала в заказных диверсиях. Впрочем, благодаря связям в судах она в силах выиграть практически любое дело.

Энергетическая корпорация «Петрохем»

Насколько привлекательны для инвестора корпорации из игры Cyberpunk 2077
  • Кем и когда основана: американским землевладельцем в конце 20-го века.
  • Что делает: производит нефтяные и химические продукты; выращивает сельскохозяйственную продукцию; разрабатывает технологии переработки сырья, двигатели и энергетические системы.
  • Во сколько оценивается: в 381 млрд евродолларов на 2020 год.

С чего начинала

В 1990-х «Петрохем» был крупнейшей нефтедобывающей корпорацией США. Но так как месторождения истощались и разрушались в ходе войн на Ближнем Востоке, компания решила найти альтернативный источник энергоресурсов. Им стало CHOOH2 — передовое топливо на основе пшеницы, разработанное итальянской компанией «Биотехника». «Петрохем» купила лицензию на него, а также приобрела сотни тысяч акров для посева. Вскоре под новое топливо автоконцерны и судостроительные предприятия спроектировали транспорт.

Нефть не исчезла, а корпорация нашла новые месторождения за пределами НСША, но столкнулась с конкурентом — советским нефтяным гигантом «СовОил», который тоже купил лицензию на CHOOH2. «Петрохем» хотела заключить с ним сделку: корпорация будет качать нефть в Сибири, а взамен поможет Советскому Союзу разработать новые технологии перекачки. «СовОил» отказалась, и напряжение переросло в корпоративную войну 2007 года. «Петрохем» проиграла в войне, но по темпам производства CHOOH2 осталась лидером, так что со временем окупила потери.

Как развивается в 2077 году

Основной доход она получает от производства CHOOH2, который транспортирует по собственным трубопроводам через все континенты. Пшеница для CHOOH2 съедобна, так что излишки «Петрохем» продаёт для изготовления зерновых продуктов. А полей в её владениях достаточно, чтобы выращивать также кукурузу, картофель, сою, рис и хлопок. На тех же акрах земли она разводит рыбу и скот.

На основе CHOOH2 корпорация также разрабатывает технологии для переработки, ферментации и рафинации, выпускает энергетические двигатели и оружие — преимущественно взрывчатое и химическое. Наличие своих разработок и земли позволяет «Петрохему» занимать долю на рынке химической промышленности и продавать удобрения, моторные масла, косметику и пищевые добавки.

Впрочем, диверсификация на этом не заканчивается. Через дочерние фирмы компания делает лекарства для сложноизлечимых и малоизвестных заболеваний (именно она создала вакцину от СПИДа и нашла способ бороться с шизофренией). И производит проводники, наночипы, полимеры и керамику.

Планы на будущее: руководство «Петрохем» стремится к тому, чтобы стать топливным лидером. У неё нет могущества, как у «Арасаки» и «Милитеха», но даже они считаются с компанией, закупая продукты её производства.

«Петрохем» как финансовый актив

У «Петрохем» 402 млн акций, стоимость которых колеблется от 79 до 121 евродоллара за штуку. Младший и старший советы директоров вместе держат контрольную долю в 53%, но ни у кого из них нет доли более чем в 11%, а 47% принадлежат частным инвесторам, фондам и сторонним компаниям.

«Петрохем» — монополисты в энергетической сфере: без их топлива практически всё перестанет работать (да, есть «СовОил», но её мощностей не хватит, чтобы покрыть спрос). На ней также завязаны другие американские участники рынка, производящие CHOOH2: они, конечно, могут купить кукурузу в Италии, но это будет гораздо дороже.

Ещё одна привлекательная черта, по мнению Маслова, — практически безотходное производство. Кукуруза, которая не пошла на топливо, идёт на еду или в бедные страны забесплатно. Поля, на которых не выращивается кукуруза, используются для других культур. В вопросе технологий «Петрохем» также зависит только от себя — и поэтому располагает предприятиями полного цикла, вливая миллионы в разработки.

На какую реальную компанию похожа: с натяжкой — на небольших производителей возобновляемой энергии, но по сути «Петрохем» — уникальный бизнес со множеством сторонних направлений. В этом смысле её можно сравнить разве что с «Яндексом», который позиционирует себя как ИТ-компания, а занимается при этом и едой, и такси. Сходство с «Яндексом», а не, например, Google, эксперт отмечает потому, что первый финансирует своё основное направление (ИТ) с помощью более доходных проектов — такси и еды.

Чем может пугать инвесторов: зависимостью от погодных условий. На самом деле развитость технологий в игре давно могла позволить компании построить «умные» теплицы, защищённые от ураганов, радиоактивных ливней и засух. Впрочем, если представить, что в Cyberpunk 2077 есть погодные опционы, и это не проблема: инвестор может купить контракт на засуху и получить компенсацию, если она действительно придёт, — это способ хеджировать риски.

Какие выводы может сделать инвестор

Этот блок временно не поддерживается

Аналогичных корпораций пока не существует

К такому полному циклу производства, как у упомянутых трёх компаний, близок разве что McDonald’s — у него есть и фермы, и логистика, и маркетинг, и заведения, и корпоративная школа. Но по степени монополизации с киберпанк-корпорациями нельзя сравнить ни одну существующую в реальном мире фирму.

Это даже не корпорации — это государства в государстве, где вместо паспорта выдают корпоративный бейдж или встраивают чип. Все три компании — это анархо-капиталистические системы, где всё возведено в абсолют. Почему это важно отметить? Потому что в реальном мире из-за антимонопольной политики и отсутствия повсеместных ядерных и корпоративных войн у инвестора всегда есть сотни крупных и мелких альтернатив. Благодаря этому развивается конкуренция и за счёт этого формируются цены на бирже.

Рынок «Киберпанка» — негибкий

Стоимость акций, скорее всего, крайне предсказуемая, поскольку двигать рынками может только ограниченное количество мегакорпораций. И если бы во вселенной игры были аналитики, они бы за столько лет наверняка научились просчитывать их возможные ходы.

Корпорации регулируют сами себя

Государство не имеет никакого влияния на биржу. Если одна корпорация продаст большой пакет акций, рухнет сразу весь рынок — просто потому, что крупных игроков мало, а бумаги мелких не имеют особого значения для фондового сектора.

Волатильность сильная, но колебания редкие

Именно из-за того, что одна компания способна обвалить всю биржу, волатильность можно назвать «драматической». Но, несмотря на постоянные противостояния, мир сам по себе развивается стабильно: монополистическое производство продолжает работать и производить нужные отраслям товары. Так что сильные колебания, вероятно, будут редкими событиями.

Покупать нужно всех крупных игроков

Чтобы защитить себя от частных рисков. Если «Арасака» проиграет «Милитеху», её акции упадут, но акции победителя подрастут. Слепо надеяться на вечное лидерство «Петрохема» тоже не стоит — проще приобрести бумаги также и «СовОила». Успокоить себя можно тем, что все эти компании сами пытаются «захеджироваться» от угроз и именно потому диверсифицируют бизнес.

Избавляться от бумаг конкретных игроков тоже нет смысла — вливать их всё равно больше некуда. Проще держать и докупать в зависимости от геополитической обстановки, если позволяют бюджет и готовность к рискам.

Аналитики «Финама» могут и фантазировать об экономике игровых вселенных, и разбирать «по винтикам» реальные активы. А сможете ли вы? Проверьте, как хорошо вы ориентируетесь в мире ценных бумаг, — попробуйте получить «чёрный пояс» по инвестициям в тесте «Финама».

АО «Инвестиционная компания «ФИНАМ». Лицензия на осуществление брокерской деятельности №177-02739-100000 от 09.11.2000 выдана ФКЦБ России без ограничения срока действия.

ООО «Управляющая компания «Финам Менеджмент». Лицензия на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами №077-11748-001000 выдана ФСФР России без ограничения срока действия.

АО «Банк ФИНАМ». Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте № 2799 от 29 сентября 2015 года.

ООО «ФИНАМ ФОРЕКС», лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности форекс-дилера № 045-13961-020000 от 14 декабря 2015 года.

4040 показов
8.8K8.8K открытий
8 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

Поиграй в игру, она тебя точно заинтересует. Сейчас многие баги после публикации исправили, так что стало более "играбельно"

Ответить

О, классический уровень аналитики рынка акций подьехал

Ответить