Yahoo и AOL снова проданы

Телекоммуникационная компания Verizon продает оба актива Yahoo и AOL. Сумма сделки всего $5 млрд. «Всего» — потому что сама компания купила их гораздо дороже. Рассказываем подробности сделки и ее предысторию в материале Selectel.

Yahoo и AOL снова проданы

Verizon продает оба актива на $4,1 млрд дешевле, чем приобрела несколько лет назад. Ничего хорошего из этой покупки не вышло — компания не смогла развить бизнес за счет приобретений. То есть у самого оператора все идет неплохо, а вот у этих активов — не очень. После продажи Yahoo объединят с AOL, образовав новую компанию, название которой пока не разглашают.

Немного подробностей

Покупатель известен — им стала инвестиционная компания Apollo Global Management. Условия сделки тоже ясны: продавец получает деньгами $4,25 млрд, а остаток в сумме $750 млн передаются в виде 10% от новой компании. Пока все это — лишь планы, сделка будет закрыта (при условии одобрения регуляторами) во второй половине 2021 года.

Для Verizon продажа активов не очень выгодная сделка, поскольку компания теряет на этом большие деньги. Лишь AOL обошлась американскому оператору в $4,4 млрд в 2015 году. Примерно та же сумма, $4,7 млрд, потрачена на приобретение Yahoo. В итоге получилось $9,1 млрд, что означает $4,1 млрд чистых убытков в ходе закрытия сделки.

Зачем Verizon покупала компании — не совсем понятно, ведь они не стали активно развиваться после перехода к новому владельцу. Кстати, если кто помнит сервис Tumblr, то он тоже принадлежал Verizon, поскольку достался вместе с Yahoo.

После приобретения актива Verizon решила запретить публикацию контента для взрослых на Tumblr, что спровоцировало массовый отток пользователей — около 30% в течение пары месяцев. В 2019 году пользователей стало совсем немного по сравнению с пиковой популярностью сервиса, поэтому Verizon продал его компании Automatic, разработчику движка WordPress.

В 2013 году Tumblr стоил около $1,1 млрд, а вот в 2019 году его продали всего за… $10 млн.

На перспективу.

Selectel

Что случилось с Yahoo, ведь это пионер Интернета?

Yahoo и AOL снова проданы

Действительно, компания появилась на 2 года раньше Google. Ее успех был во многом обусловлен отсутствием конкурентов. Всего за несколько лет сервисы компании получили около 1 млрд пользователей. А к началу нового тысячелетия капитализация Yahoo достигла $130 млрд.

Все шло отлично еще лет 10, потом у компании начались проблемы — ее прибыльность стала быстро снижаться. В 2015 году Forbes оценил компанию в сумму «меньше чем ноль».

Проблема с Yahoo в том, что изначально у компании не было конкурентов. Она создала один из первых интернет-порталов, привлекла огромное число пользователей. Как оказалось, у руководства нет четкого видения будущего компании. Пока все шло хорошо, большего и не требовалось. Но потом появились конкуренты, потребовался четкий план действий. Его не было. Компания упустила множество возможностей и стала проигрывать конкурентам.

У сервисов Yahoo появились конкуренты, которым компания проиграла:

  • Gmail в кратчайшие сроки стал популярнее Yahoo Mail (кроме, пожалуй, США, здесь Yahoo Mail до сих пор остается востребованным сервисом).
  • Yahoo Answers с разгромным счетом проиграл Quora. Недавно появилась новость о том, что Yahoo Answers закрывается. А ведь это был чрезвычайно популярный сервис.
  • Flickr проиграл Instagram, хотя сервис был первым и единственным в своем роде. Лишь неудачное руководство привело к текущей ситуации.
  • Yahoo Search проиграл Google Search.

У компании и ее подразделений были деньги и пользователи. Можно было совершенствовать сервисы, экспериментировать с технологиями, создавать нечто новое.

Этому сопутствовали еще и неудачные решения Yahoo в плане инвестиций. Компания инвестировала $1 млрд в китайский сервис Alibaba, но буквально через год продала долю и купила Flickr, который был почти что на пике популярности. Продажа акций Alibaba была прибыльным делом, но заработала компания на этом несколько миллиардов вместо нескольких десятков миллиардов. Около $80 млрд она бы получила за свою долю ближе к 2020 году.

Инвестиционные ошибки перемежались с проблемами менеджмента. Высшее руководство хаотичным образом нанимало разного рода руководителей, которые постоянно старались что-то менять внутри компании. Очень сильно по Yahoo ударил полный отказ от удаленной работы. Это привело к колоссальной утечке персонала, включая сотрудников, которые работали в компании едва ли не со старта, вместе с Джеффри Янгом, основателем. Не спасла компанию ни Марисса Майер, ни Скотт Томпсон, у которого не было ученой степени в области информатики, он просто соврал.

Но худшим руководителем в 25-летней истории Yahoo считается Терри Семель, который допустил разгром сервиса компании конкурентами. У него была возможность купить Google, но он этого не сделал. Аналогичным образом Семель упустил возможность приобрести Facebook и DoubleClick. Плюс, когда Microsoft предлагала целых $40 млрд за Yahoo, Семель отказался от сделки.

В целом, каждую из упомянутых проблем можно было решить. Но их так много, и все — крупные. Yahoo пришла к закату вполне закономерно.

А что c AOL?

Yahoo и AOL снова проданы

Эту компанию можно считать ветераном глобальной сети даже по сравнению с Yahoo. Основана в 1985 году. Быстро набрав обороты, компания стала крупнейшим в США интернет-провайдером. В конце 90-х годов прошлого века примерно половина американских домохозяйств имела доступ в интернет через AOL. В 1998 году компания приобрела Netscape за $4,2 млрд.

В 2001 году AOL объединилась с Time Warner Inc. В 2009 она отделилась, став самостоятельной. Чуть ранее у AOL начались проблемы — как с руководством, так и с сервисами, услугами. К 2008 году компания закрыла ряд сервисов, которые были популярными, включая: Xdrive, AOL Pictures и BlueString.

В 1998 года компания купила всем нам хорошо известный мессенджер ICQ, а в апреле 2010 года — продала его фонду Digital Sky Technologies (DST) Юрия Мильнера.

У компании были проблемы, но она неплохо держалась. В 2010 году ее руководителем стал Тим Армстронг, компания взяла курс на рекламный премиальный сегмент. Компания заявила о намерении сосредоточиться на издательском бизнесе, кино и телевидении.

В 2013 году компания впервые за 8 лет сообщила о росте выручки благодаря новой стратегии работы. В том же году начались массовые увольнения. Все было неплохо еще несколько лет — компания успешно действовала в рекламном сегменте. В 2015 году ее приобрел оператор Verizon для расширения сферы своей деятельности. После покупки акции AOL выросли на 17%.

Несколько лет компания продолжала работать, но не очень успешно. Ее стоимость постепенно снижалась. И сейчас все подошло к логическому завершению.

Что дальше?

Пока неясно, у этой сделки слишком много неизвестных факторов. До ее закрытия — около полугода. За это время может случиться всякое. Покупатель может отказаться от сделки, регуляторы могут ее не одобрить. Да и глобальная экономика находится не в самом лучшем состоянии, условия могут измениться в любой момент.

Но ясно одно — компании, которые можно назвать основателями интернет-индустрии, с рынка ушли. Их влияние на отрасль минимально, они уже давно потеряли собственную значимость. Жаль, но ничего не поделать — их время закончилось, сейчас главную скрипку играют совсем другие компании.

Не пропускайте последние новости из мира IT и технологий, подписывайтесь на блог Selectel.

Yahoo и AOL снова проданы
33 показа
432432 открытия
1 комментарий