Классификация затрат и минимаксный метод
Затраты — это денежное выражение ресурсов компании, потраченных на достижение цели: производство продукции, оказание услуг. Для принятия управленческих решений нужно их правильно считать и анализировать. Рассказываем, как это делать.
Всем привет! Мы делаем сервис по управленческому учету для бизнеса. Он помогает компании понять, сколько она зарабатывает и сколько тратит.
Для ответа на второй вопрос нужен учет затрат. Однако правильно посчитать затраты мало, для принятия управленческих решений нужно уметь их анализировать.
Это позволит:
- рассчитать себестоимость продукции и правильно установить цену;
- установить точку безубыточности и составить план производства;
- определить размер прибыли и найти способы ее повышения.
Учет затрат предполагает, что они где-то фиксируются — в блокноте, на компьютере или в специальном сервисе. Без сбора первичных данных учет невозможен.
Существует множество вариантов классификации затрат. Они позволяют по разному взглянуть на структуру расходов компании.
Классификации затрат
Классификация по способу включения в себестоимость
Зачем это нужно? Для расчета себестоимости и правильной установки цены.
Себестоимость — это денежные затраты на производство продукции. Может считаться в целом на объем выпуска и на единицу продукции.
Прямые затраты — можно напрямую отнести к производству конкретного вида продукции:
- затраты на сырье и материалы;
- зарплата работников, занимающихся производством конкретного продукта.
Косвенные затраты — не относятся к конкретному виду продукции и распределяются на несколько видов изделий. Характер распределения затрат закрепляется в учетной политике предприятия. Сюда входят:
- административные затраты (заработная плата руководителей, бухгалтеров);
- коммерческие затраты (реклама, продвижение, упаковка);
- затраты на труд вспомогательного персонала (уборщиков, грузчиков).
Как легко понять, какие затраты прямые, какие косвенные? Если отказаться от производства какого-то вида продукции, прямые затраты исчезнут, а косвенные останутся.
Рассмотрим классификацию на примере.
Фирма шьет спортивные костюмы из флиса и вечерние платья из бархата. Швеи получают сдельную заработную плату, за каждое изделие.
Затраты на флис и зарплата сотрудника за пошив спортивного костюма — прямые затраты на костюмы. Если компания откажется от их производства, эти затраты будут равны нулю. Также и с платьями.
Можно ли назначать цену, ориентируясь только на сумму прямых затрат? Нет. В нее нужно заложить косвенные затраты, например, аренду цеха, зарплату бухгалтера.
Косвенные затраты распределяются между разными видами продукции. Базу распределения компания выбирает сама. Это может быть расход материала, зарплата сотрудников, объем выпуска, время работы оборудования.
Классификация по назначению
Зачем это нужно?
Такая классификация помогает распределить зоны ответственности (производство, продажа, управление), понять, куда больше всего тратится денег и на чем можно сэкономить.
Производственные затраты — затраты, непосредственно связанные с производством продукции (сырье, зарплата рабочих на производстве, потери от брака).
Непроизводственные затраты — затраты компании, не связанные с производством напрямую:
- коммерческие, относящиеся к продаже, продвижению товара и удержанию клиентов:
— упаковка товара;
— хранение;
— доставка;
— продажа;
— реклама.
- административные, понесенные в целях управления предприятием:
— амортизация административных зданий;
— зарплата сотрудников, не занятых на производстве;
— страхование, клининг, услуги связи.
Вернемся к нашему примеру. Зарплата швей, затраты на ткань будут отнесены к производственным расходам. Аренда склада готовой продукции — к коммерческим, а зарплата бухгалтера — к административным.
Модели поведения затрат
С ростом объема производства затраты компании могут также расти или оставаться на одном уровне. Это разница лежит в основе разделения затрат на постоянные и переменные.
Зачем это нужно? Для планирования бюджета и расчета точки безубыточности.
Точка безубыточности — объем продукции или услуг, в котором доходы компании равны расходам.
Постоянные затраты не зависят от увеличения или уменьшения объема выпуска. На практике примеров затрат, которые остаются постоянными на протяжении долгого времени, очень мало. Большинство постоянных затрат являются полупостоянными (или условно-постоянными).
Полупостоянные затраты компании остаются стабильными, но при наступлении критического уровня деятельности растут или уменьшаются на определенную величину.
Если швейное производство станет настолько большим, что придется арендовать еще одно помещение под цех, то постоянные расходы на аренду единовременно возрастут, но потом будут стабильными на протяжении длительного срока.
Переменные затраты зависят от количества выпускаемой продукции. Это сырье, которого требуется больше или меньше, в зависимости от колебаний объема выпуска. Или оплата труда сотрудников со сдельной заработной платой.
Полупеременные (или условно-переменные) затраты компании содержат постоянные и переменные элементы, изменение активности влияет только на переменную часть. Примером может стать зарплата сотрудников, у которых есть премии за определенный объем выпуска.
Поведение затрат относительно объема производства можно представить на графике:
Минимаксный метод учета затрат
Используя этот метод, компания может определить постоянную и переменную часть в затратах, не применяя разбивку по статьям.
Шаг 1. Найти самый высокий и самый низкий уровень активности (минимум и максимум).
В нашем примере максимальная активность в марте, а минимальная — в феврале.
Шаг 2. Рассчитать переменные затраты на единицу.
Переменные затраты на единицу = (420 - 180) : (240 - 80) = 240 : 160 = 1,5 (тыс. руб.)
Шаг 3. Вычесть переменные затраты из самого высокого и самого низкого уровня, чтобы найти величину постоянных затрат.
Переменные затраты максимальном уровне производства = 1,5 х 240 = 360 (тыс. руб.)
Постоянные затраты = 420 - 360 = 60 (тыс. руб.)
Этот способ помогает выявить линейную зависимость и подойдет в случаях, когда компании сложно классифицировать затраты аналитическим методом, распределяя по статьям.
Минусы минимаксного подхода:
- данные из прошлого могут быть не актуальны в будущем;
- линейная зависимость может быть не обнаружена или не сохраняться в реальности;
- метод работает только в краткосрочной перспективе.
Резюмируем:
- Классификация затрат помогает управлять ими более эффективно.
- Разделение затрат на прямые и косвенные необходимо для расчета себестоимости продукции и правильной установки цены.
- Выделение производственных, коммерческих и административных затрат позволяет отслеживать их изменения по центрам ответственности.
- Классификация затрат на постоянные и переменные дает возможность рассчитать точку безубыточности и планировать объем выпуска.
- Если разделить постоянные и переменные затраты компании аналитическим путем не получается, можно использовать минимаксный метод.
- Выгода от учета и классификации затрат должна быть больше, чем расходы на это.
Скажите, а у Вас есть сравнение Вашего продукта с конкурентами, чем ы лучше?
Андрей, добрый день!
Сейчас большинство продуктов плюс/минус решают типичные задачи предпринимателей. Какие задачи вам нужно решить?
Самый лучший способ объективно сравнить сервисы – попробовать их на тестовом периоде.
Вот здесь последнее независимое сравнение сервисов - https://journal.tinkoff.ru/choose-uchet/
А вот здесь 880+ подробных и честных отзывов о ПланФакте – https://startpack.ru/application/planfact/reviews
На текущий момент никаких. Но ко мне, как к консультанту (https://tuchkov.club/) обращаются за постановкой управленческого учета. Поэтому просматриваю сервисы. Ваш до этого поста не встречал.
Хорошо, что встретились, Андрей.
По доле рынка мы точно на первых местах.
Если вас заинтересует продукт, то здесь варианты партнерства - https://special.planfact.io/partners/
Спасибо. Обязательно изучу