Классификация затрат и минимаксный метод

Затраты — это денежное выражение ресурсов компании, потраченных на достижение цели: производство продукции, оказание услуг. Для принятия управленческих решений нужно их правильно считать и анализировать. Рассказываем, как это делать.

Классификация затрат и минимаксный метод

Всем привет! Мы делаем сервис по управленческому учету для бизнеса. Он помогает компании понять, сколько она зарабатывает и сколько тратит.

Для ответа на второй вопрос нужен учет затрат. Однако правильно посчитать затраты мало, для принятия управленческих решений нужно уметь их анализировать.

Это позволит:

  • рассчитать себестоимость продукции и правильно установить цену;
  • установить точку безубыточности и составить план производства;
  • определить размер прибыли и найти способы ее повышения.

Учет затрат предполагает, что они где-то фиксируются — в блокноте, на компьютере или в специальном сервисе. Без сбора первичных данных учет невозможен.

Существует множество вариантов классификации затрат. Они позволяют по разному взглянуть на структуру расходов компании.

Для успешного анализа работы и ее планирования обязательно верно учитывать все расходы.

Мы классифицируем затраты по существующим общепринятым критериям в бухучете. Это десятки классификаций, начиная от затрат на себестоимость до затрат на контроль и регулирование, которые мы учитываем в специализированной программе.

Это помогает четко и ясно понимать все бизнес-процессы в компании, видеть слабые места и сильные стороны. Грамотный учет — залог эффективного управления: снижения затрат и повышения дохода

Роман Панасенко,

основатель бизнеса по производству геокупольных конструкций FULLERDOME

Классификации затрат

Классификация по способу включения в себестоимость

Зачем это нужно? Для расчета себестоимости и правильной установки цены.

Себестоимость — это денежные затраты на производство продукции. Может считаться в целом на объем выпуска и на единицу продукции.

Прямые затраты — можно напрямую отнести к производству конкретного вида продукции:

  • затраты на сырье и материалы;
  • зарплата работников, занимающихся производством конкретного продукта.

Косвенные затраты — не относятся к конкретному виду продукции и распределяются на несколько видов изделий. Характер распределения затрат закрепляется в учетной политике предприятия. Сюда входят:

  • административные затраты (заработная плата руководителей, бухгалтеров);
  • коммерческие затраты (реклама, продвижение, упаковка);
  • затраты на труд вспомогательного персонала (уборщиков, грузчиков).

Как легко понять, какие затраты прямые, какие косвенные? Если отказаться от производства какого-то вида продукции, прямые затраты исчезнут, а косвенные останутся.

Рассмотрим классификацию на примере.

Фирма шьет спортивные костюмы из флиса и вечерние платья из бархата. Швеи получают сдельную заработную плату, за каждое изделие.

Затраты на флис и зарплата сотрудника за пошив спортивного костюма — прямые затраты на костюмы. Если компания откажется от их производства, эти затраты будут равны нулю. Также и с платьями.

Можно ли назначать цену, ориентируясь только на сумму прямых затрат? Нет. В нее нужно заложить косвенные затраты, например, аренду цеха, зарплату бухгалтера.

Косвенные затраты распределяются между разными видами продукции. Базу распределения компания выбирает сама. Это может быть расход материала, зарплата сотрудников, объем выпуска, время работы оборудования.

Я занимаюсь классификацией затрат как внутри своей компании, так и в рамках реализации клиентских проектов.

Мы классифицируем затраты по статьям. С максимально возможной глубиной детализации. А затем распределяем на постоянные/переменные и прямые/косвенные. Такой подход дает возможность понимать свои расходы и управлять ими: планировать, анализировать и контролировать.

Разделение расходов на прямые и косвенные необходимо для верного распределения расходов между разными товарами, услугами, направлениями деятельности. Только правильное распределение затрат по данным категориям позволит верно рассчитать итоговый финансовый результат.

Все прямые расходы напрямую отнимаются от выручки того товара или услуги на который они относятся. Косвенные расходы распределяются между видами товаров или услуг и направлений деятельности по установленному в компании принципу распределения, например, на рубль выручки, объем реализации, себестоимость, площадь, количество сотрудников

Надежда Мазепова, руководитель финансово-экономического направления «Лексфорт»

Классификация по назначению

Зачем это нужно?

Такая классификация помогает распределить зоны ответственности (производство, продажа, управление), понять, куда больше всего тратится денег и на чем можно сэкономить.

Производственные затраты — затраты, непосредственно связанные с производством продукции (сырье, зарплата рабочих на производстве, потери от брака).

Непроизводственные затраты — затраты компании, не связанные с производством напрямую:

  • коммерческие, относящиеся к продаже, продвижению товара и удержанию клиентов:

— упаковка товара;
— хранение;
— доставка;
— продажа;
— реклама.

  • административные, понесенные в целях управления предприятием:

— амортизация административных зданий;
— зарплата сотрудников, не занятых на производстве;
— страхование, клининг, услуги связи.

Вернемся к нашему примеру. Зарплата швей, затраты на ткань будут отнесены к производственным расходам. Аренда склада готовой продукции — к коммерческим, а зарплата бухгалтера — к административным.

Модели поведения затрат

С ростом объема производства затраты компании могут также расти или оставаться на одном уровне. Это разница лежит в основе разделения затрат на постоянные и переменные.

Зачем это нужно? Для планирования бюджета и расчета точки безубыточности.

Точка безубыточности — объем продукции или услуг, в котором доходы компании равны расходам.

Постоянные затраты не зависят от увеличения или уменьшения объема выпуска. На практике примеров затрат, которые остаются постоянными на протяжении долгого времени, очень мало. Большинство постоянных затрат являются полупостоянными (или условно-постоянными).

Полупостоянные затраты компании остаются стабильными, но при наступлении критического уровня деятельности растут или уменьшаются на определенную величину.

Если швейное производство станет настолько большим, что придется арендовать еще одно помещение под цех, то постоянные расходы на аренду единовременно возрастут, но потом будут стабильными на протяжении длительного срока.

Переменные затраты зависят от количества выпускаемой продукции. Это сырье, которого требуется больше или меньше, в зависимости от колебаний объема выпуска. Или оплата труда сотрудников со сдельной заработной платой.

Полупеременные (или условно-переменные) затраты компании содержат постоянные и переменные элементы, изменение активности влияет только на переменную часть. Примером может стать зарплата сотрудников, у которых есть премии за определенный объем выпуска.

Поведение затрат относительно объема производства можно представить на графике:

Классификация затрат и минимаксный метод

В основном все затраты компании делим на две большие категории: постоянные и переменные. Внутри каждой категории отдельно прописываем, на что конкретно расходуем бюджет — налоги, зарплата сотрудников, продвижение, подушка безопасности, аренда.

Постоянные затраты — сумма, которая каждый месяц примерно одинаковая, поэтому от нее уже выстраиваем, сколько денег будет выделено для переменных затрат.

Отследить ситуацию можно в сравнении нескольких месяцев, если количество денег на необязательные категории уменьшаем, значит, ситуация в компании изменилась. Классификация затрат помогает эффективнее использовать средства, отслеживать, какие категории расходов забирают много денег, но не приносят пользы, и оптимизировать бюджет

Роман Горбачев, директор и основатель «Логомашины»

Минимаксный метод учета затрат

Используя этот метод, компания может определить постоянную и переменную часть в затратах, не применяя разбивку по статьям.

Шаг 1. Найти самый высокий и самый низкий уровень активности (минимум и максимум).

Классификация затрат и минимаксный метод

В нашем примере максимальная активность в марте, а минимальная — в феврале.

Шаг 2. Рассчитать переменные затраты на единицу.

Переменные затраты на единицу = (420 - 180) : (240 - 80) = 240 : 160 = 1,5 (тыс. руб.)

Шаг 3. Вычесть переменные затраты из самого высокого и самого низкого уровня, чтобы найти величину постоянных затрат.

Переменные затраты максимальном уровне производства = 1,5 х 240 = 360 (тыс. руб.)

Постоянные затраты = 420 - 360 = 60 (тыс. руб.)

Этот способ помогает выявить линейную зависимость и подойдет в случаях, когда компании сложно классифицировать затраты аналитическим методом, распределяя по статьям.

Минусы минимаксного подхода:

  • данные из прошлого могут быть не актуальны в будущем;
  • линейная зависимость может быть не обнаружена или не сохраняться в реальности;
  • метод работает только в краткосрочной перспективе.

Классификация затрат зависит от потребностей менеджмента в различные периоды времени и обстоятельств. Ее цель — предоставление информации, необходимой:

- для принятия обоснованного управленческого решения;

- для распределения затрат между реализованной продукцией и запасами;

- для планирования и контроля за деятельностью компании.

Вести учет нужно скрупулезно, чтобы информация могла удовлетворить нужды менеджмента

Юлия Мирошникова, генеральный директор «ГФК Веранда»

Резюмируем:

  • Классификация затрат помогает управлять ими более эффективно.
  • Разделение затрат на прямые и косвенные необходимо для расчета себестоимости продукции и правильной установки цены.
  • Выделение производственных, коммерческих и административных затрат позволяет отслеживать их изменения по центрам ответственности.
  • Классификация затрат на постоянные и переменные дает возможность рассчитать точку безубыточности и планировать объем выпуска.
  • Если разделить постоянные и переменные затраты компании аналитическим путем не получается, можно использовать минимаксный метод.
  • Выгода от учета и классификации затрат должна быть больше, чем расходы на это.
1414
реклама
разместить
5 комментариев

Скажите, а у Вас есть сравнение Вашего продукта с конкурентами, чем ы лучше?

Андрей, добрый день!

Сейчас большинство продуктов плюс/минус решают типичные задачи предпринимателей. Какие задачи вам нужно решить?
Самый лучший способ объективно сравнить сервисы – попробовать их на тестовом периоде.

Вот здесь последнее независимое сравнение сервисов - https://journal.tinkoff.ru/choose-uchet/

А вот здесь 880+ подробных и честных отзывов о ПланФакте – https://startpack.ru/application/planfact/reviews