Как быстро оценить сколько денег нужно вложить для получения желаемой прибыли

Считаем рентабельность затрат, чтобы планировать прибыль при заданном уровне инвестиций и необходимые инвестиции для желаемой прибыли, а также не попадать в поле зрения налоговой инспекции.

Продолжаю транслировать на vc.ru серию постов о том, как путем нехитрых расчетов можно использовать бухгалтерскую отчетность для принятия решений в бизнесе, из моего телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Финансовый анализ – штука сложная, но даже без фундаментальных бухгалтерских знаний можно научиться пользоваться отдельными приемчиками. Начал с показателей рентабельности – они характеризуют эффективность работы компании. В прошлый раз я разбирал как оценить какую часть выручки можно "вынуть" из бизнеса на основе расчета рентабельности продаж. Сегодня поговорим о том зачем считать рентабельность затрат.

Рентабельность затрат (Return on Cost of Sales, ROCS) – коэффициент, показывающий сколько копеек прибыли от продаж приходится на 1 рубль затрат на производство и продажу продукции, товаров, работ или услуг.

Зачем мне считать ROCS?

Показатель рентабельности затрат помогает собственнику компании ответить на два вопроса:

- Сколько я заработаю, изготовив определенный объем продукции?

- Вероятен ли риск повышенного внимания налоговых органов к моей компании?

ROCS позволяет планировать величину прибыли от продаж при заданной величине затрат. С его помощью можно решать и обратную задачу: планировать величину затрат для получения желаемой прибыли от продаж.

Пример: ROCS вашей компании – 5%. В текущем году вы планируете вложить в производство и продажи 10 млн. руб. Это означает, что вы можете рассчитывать на 500 тыс. руб. (10 млн. руб. * 5%) прибыли от продаж. Но вы хотите получить не меньше 1 млн. руб. Тогда у вас два пути:

1) вложить в производство и продажи 20 млн. руб. (1 млн. руб. / 5%);

2) добиться снижения затрат на производство и продажи вдвое, чтобы ROCS увеличился до 10%.

Также ROCS помогает прогнозировать риск проведения налоговой проверки. Приказом ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» установлены критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. Если компания соответствует любому из этих 12 критериев, налоговики заинтересуются ей. Одним из них является значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики. Под рентабельностью налоговики понимают две ее разновидности: ROCS и ROA – рентабельность активов. Посмотреть среднеотраслевые уровни ROCS можно на сайте ФНС России. Чтобы чувствовать себя в безопасности, необходимо поддерживать ROCS выше этих величин.

Пример: Вы занимаетесь оптовой торговлей. ROCS вашей компании – 5%. Среднеотраслевая величина составляет 7,3%. Это значит, что компания в зоне риска. Обычно в таких случаях налоговики обращаются с запросом пояснить причину отклонения. Если объяснения их не удовлетворят, ждите налоговую проверку.

Как считать?

ROCS = (Прибыль от продаж за год) / (Себестоимость за год + Коммерческие расходы за год + Управленческие расходы за год) * 100%

Где взять исходные данные?

В годовой бухгалтерской отчетности вашей компании. Необходимая информация содержится в отчете о финансовых результатах. Прибыль от продаж – строка 2200. Себестоимость – строка 2120. Коммерческие расходы – строка 2210. Управленческие расходы – строка 2220. Если вы индивидуальный предприниматель или если у вас нет нормальной бухгалтерской отчетности, попробуйте рассчитать сумму в знаменателе по данным книги учета доходов и расходов как все расходы минус выплаты процентов по кредитам. Сумму в числителе – как доходы минус сумму в знаменателе. К сожалению, такой расчет будет очень приблизительным, для корректного определения ROCS нужны бухгалтерские данные. Как и в случае с другими показателями рентабельности это связано с тем, что сумма поступивших в компанию денег вовсе не обязательно есть ее доходы, а сумма выплат – расходы. Кроме того, помимо выплат по кредитам, у вас могут быть другие доходы и расходы, не относящиеся к производству и продажам.

Алексей Иванов, директор по развитию проекта бухгалтерского аутсорсинга «Гениальный штаб».

22
2 комментария

Нативная реклама канала в Телеграме?)

Ответить

Ну, не без этого :)

Ответить