Инвестиции ФРИИ: основное

В прошлом году ФРИИ анонсировал обновлённую стратегию инвестирования. В рамках новой стратегии Фонд планирует вложить в российские стартапы 2,25 млрд рублей, активная инвестиционная фаза рассчитана минимум на три года.

В новом материале акселератора Спринт мы собрали основные тезисы об инвестициях от директора Акселератора ФРИИ Дмитрия Калаева.

Об условиях и требованиях к проектам, объёмах инвестиций, приоритетных направлениях бизнеса и влиянии Спринта на инвестиционную привлекательность компаний читайте в нашей статье.

Инвестиции ФРИИ: основное

Когда начнётся процесс инвестирования

ФРИИ инвестирует постоянно. Нет такого, что необходимо обязательно прийти 1 января или 1 мая. Приходить можно в любой момент, если вы ищете инвестиции и считаете, что компания к ним готова.

Даже если вы ищете инвестиции и считаете, что компания ещё не готова, можно прийти к нам и спросить, какое состояние бизнеса необходимо и какие варианты инвестирования возможны в дальнейшем.

Подробнее о стадиях проектов, в которые инвестирует ФРИИ

Самая ранняя стадия, когда компания зарабатывает несколько сотен тысяч рублей в месяц. В наших мерках это pre-seed. В случае с таким бизнесом нас интересует, что компания находится на растущем рынке, сама быстро растёт и решает своим продуктом актуальную задачу клиентов.

Верхней планки относительно стадии практически не существует, то есть выручка компании может достигать и нескольких миллиардов рублей в месяц.

Наш коридор вхождения в сделку — от 5 до 200 миллионов рублей. Это также может быть синдицированная сделка, то есть, если компания получает от нас инвестиции в размере 5 млн рублей за один раунд, это не значит, что сумма всей сделки составит только 5 миллионов. Раунд может быть и 30 млн — остальную сумму можно собрать от бизнес-ангелов или других игроков.

Мы достаточно известны на рынке, если мы даём обязательство об инвестировании этих условных 5 млн в компанию — это повышает шанс на сборку всего инвестиционного раунда бизнеса.

Требования к проектам

Классика жанра:

  • Команда полностью занимается этим бизнесом
  • У компании есть юридическое лицо, в котором можно давать долю: это не статус ИП и самозанятый, а АО или ООО

Другие критерии — это то, что влияет на наше желание инвестировать:

  • Темп роста бизнеса. Если компания растёт на 20% каждый год — это медленно растущий бизнес, в такой проект мы скорее не будем инвестировать; если рост 40-50% из года в год — это показательно, такую компанию мы сможем рассмотреть.
  • Unit-экономика бизнеса. Если она убыточная, то перед раундом инвестиций необходимо её «починить»; и наоборот, если бизнес окупается на первой транзакции от клиентов и вам необходимы деньги в моменте, чтобы выбрать нишу, то нам тоже будет интересно поговорить о возможности инвестирования.

Есть стоп-факторы, которые ограничивают сделку — это неполная занятость команды в проекте и отсутствие юр. лица, а есть те, которые подогревают или ослабляют наш интерес — темп роста бизнеса и показатели unit-экономики.

Условия инвестирования для проектов

ФРИИ всегда инвестирует в обмен на долю в компании, обычно она составляет около 15-25% на раунде инвестирования.

На ранних стадиях возможен конвертируемый заём. То есть мы даём в долг, и в этом случае наши намерения — конвертировать эти деньги в долю компании.

Наша задача не контроль, а возможность заработать на тех деньгах, которые мы инвестировали. Например, если мы вложили 10 или 110 миллионов, то норма доходности для нас — это 30-40% годовых компании.

На каких проектах фокус — на российских или зарубежных

Наш инвестиционный фокус сейчас — Россия и дружественные страны.

Дружественные страны — это те, в которые можно отправлять деньги и где у россиян есть возможность владеть компаниями.

А в России мы стараемся попасть в ниши, которые стали динамично развиваться в связи с ограничениями, санкциями и уходом иностранных игроков.

Приоритетные направления проектов для инвестирования

Конкретных направлений, вроде медицины и финансовых технологий, у нас нет. Но есть те, которые мы точно не рассматриваем: в инвестициях мы не выходим за рамки информационных технологий, то есть не берём проекты, которые создают решения для биотеха, медицинские препараты и игры.

Приоритет с точки зрения нашего интереса — это ниши, в которых происходят динамичные изменения. Среди таких изменений сейчас импортозамещение и ряд других причин.

Мы инвестируем во все проекты, находящиеся в ИТ-сфере, а приоритетность какой-либо ниши нам могут обозначить визионеры внутри этих областей — иногда благодаря этому возникают очень интересные ниши, которые мы раньше не замечали.

Объёмы инвестирования

Мы стараемся не давать весь раунд инвестиций и проводим синдицированные сделки. Они помогают компаниям получить деньги от нескольких инвесторов в рамках одного раунда. Это может быть полезно по двум причинам:

  • Впоследствии проект может получать доинвестирование из нескольких источников
  • У всех инвесторов свои связи со стратегами и другими инвесторами, это даёт возможность создать больше точек влияния на проект

Ответ на вопрос такой: мы инвестируем в одну компанию от 5 до 200 миллионов рублей за одну сделку с учётом, что она синдицированная. Например, мы даём 5 млн, но сам раунд может быть и 25, и 50 млн — наша часть пропорциональна этой сумме.

Про модель Evergreen

Модель Evergreen предполагает, что у нас нет дедлайна по возврату инвестиций.

В классической модели венчурный фонд имеет срок жизни: например, 3 года работы займёт активное инвестирование, 3 года уйдёт на «выращивание» проектов и 1 год — на продажу активов компаний. У нас нет таких ограничений, то есть мы можем находиться в одной компании настолько долго, насколько это имеет экономический смысл.

Если мы продали активы компании, то у нас нет задачи сразу вернуть деньги обратно инвесторам, положившим средства в Фонд. Мы можем аккумулировать эти деньги на счетах и реинвестировать их в новые компании.

Фонд может работать неограниченно долго без закрытия, реинвестируя полученные от экзитов компаний деньги в новые бизнесы.

Как акселератор Спринт влияет на инвестиционную привлекательность

Для нас акселератор Спринт открывает возможность больше узнать команду и увидеть темпы роста проекта с помощью результатов акселерации.

Работая в акселераторе мы можем обсудить, какой темп роста и параметры внутри бизнеса были бы интересны для того, чтобы Фонд выступил в качестве инвестора.

Поэтому Спринт — это возможность открытого диалога, наша экспертиза, а также трёхмесячная программа, во время которой и ФРИИ, и сами проекты-участники могут «присмотреться» друг к другу, чтобы понять, насколько совместная работа оказывается комфортной.

Продолжается приём заявок в новый отбор акселератора Спринт. Если вы хотите ускорить развитие своего ИТ-продукта — переходите на сайт Спринта, читайте подробности о программе и заполняйте заявку на участие до 16 февраля.

11
Начать дискуссию