Что будет с банками и нужно ли развивать экосистемы: спор топ-менеджеров «Альфа-банка», «Тинькофф банка» и других

Главное из дискуссии «Банк или экосистема?» Петербургского международного экономического форума.

6 июня на Петербургском международном экономическом форуме состоялась сессия под названием: «Банк или экосистема: кто кого переживёт?». Модератором выступил управляющий директор The Boston Consulting Group Макс Хаузер.

Что будет с банками и нужно ли развивать экосистемы: спор топ-менеджеров «Альфа-банка», «Тинькофф банка» и других

В конференции приняли участие:

  • Ашок Арам, главный исполнительный директор Deutsche Bank по Европе, Ближнему Востоку и Африке;
  • Владимир Верхошинский, главный управляющий директор, член совета директоров «Альфа-банка»;
  • Олег Вьюгин, председатель наблюдательного совета «Московской биржи», член совета директоров, независимый директор «Роснефти»;
  • Сергей Монин, председатель правления «Райффайзенбанка»;
  • Илья Поляков, председатель правления «Росбанка», член правления группы Societe Generale;
  • Сергей Солонин, генеральный директор Qiwi;
  • Оливер Хьюз, председатель правления «Тинькофф банка».

Они обсудили, как нужно развивать банки, чтобы остаться жизнеспособными на рынке. Часть банкиров считает, что будущее за созданием экосистемы из банковских и небанковских продуктов. Их оппоненты настроены развивать только основное направление бизнеса, стараясь стать лучшим сервисом для клиентов.

Основная дискуссия развернулась между главным управляющим директором «Альфа-банка» Владимиром Верхошинским, который высказался против развития экосистем, и председателем правления «Тинькофф банка» Оливером Хьюзом, заявившим, что банк добился 9 млн клиентов только благодаря развитию экосистемы.

Мнения оппонентов

Сторона «банков»: Владимир Верхошинский

Владимир Верхошинский
Владимир Верхошинский

По словам Верхошинского, обсуждение экосистем опоздало на три года — говорить про них уже неактуально, а в экосистемы он «не очень верит». Он сравнил рост технических монополий в России и за рубежом с золотой лихорадкой, когда «кто-то нашёл золотой самородок, и все хотят найти такой же». Но это не означает, что банки старомодные.

Мы провели исследование: клиенты хотят идти в банк, а не в ИТ-компанию, это вопрос доверия. Они не хотят получать ипотеку в экосистеме, а хотят в банке. В России это доминирующее клиентское мнение.

У нас должно быть мощное ИТ, гибкая разработка, крутой бренд, широкая продуктовая линейка и бесшовная миграция клиентов между продуктами. И в этом случае мы точно банк. Противопоставление банка и экосистемы? Конечно, банк, а не экосистема.

Владимир Верхошинский, главный управляющий директор «Альфа-банка»

По его мнению, банк должен оставаться банком и наращивать качество обслуживания клиентов. Он добавил, что победят не банки или экосистемы, а более сильные и слаженные команды. «Чем сильнее развиваются цифровые технологии, тем важнее для победы человеческие компетенции», — заявил Верхошинский.

Темп роста клиентской базы «Альфа-Банка» — 30% рост год к году физических лиц, 50% — юридических лиц. 75% наших клиентов цифровизованы, что для универсального банка топовый показатель мирового уровня. Около 80% расходов покрыто безрисковым транзакционным доходом, такого в России больше нет ни у кого.

Банк сейчас — это что-то другое, чем то, что было десять лет назад.

Основное внимание мы уделяем клиентскому опыту и сервису. Предыдущие пять лет все пытались ответить на вопрос: «Что же будет, что же делать?»

Ответ понятен, что делать. Все сложные термины про продвинутую аналитику, искусственный интеллект, дизайн мышления, открытую архитектуру — все это уже знают. А теперь вопрос: «Кто сможет?» Не «Что сделать?», а «Как сделать?»

Владимир Верхошинский, главный управляющий директор «Альфа-банка»

Сторона экосистем: Оливер Хьюз

Оливер Хьюз
Оливер Хьюз

По словам Хьюза, «Тинькофф-банк» — это и есть экосистема, и если бы компания не стала создавать финансовую экосистему, ей бы не удалось набрать 9 млн клиентов за «достаточно короткий срок».

Нам 12–13 лет, шесть лет назад мы диверсифицировали бизнес и последние три–четыре года набираем миллионы клиентов за счёт экосистемного подхода.

Экосистема — это технологии, а без них ты не можешь стать экосистемой. Это общий бренд, это использование данных, это быстрое масштабирование, снижение стоимости привлечения за счёт экосистемного эффекта. Это много сервисов не только в финансовой области, но и за её пределами, чтобы клиент мог бесшовно переходить между ними.

Оливер Хьюз, председатель правления «Тинькофф банка»

Хьюз считает, что трансформация необходима как для клиентов, желающих получить простой интерфейс услуг, так и для привлечения хороших технических специалистов. А без них «Тинькофф» не сможет конкурировать с другими российскими экосистемами.

Вот почему нужно идти в технологии: если вы будете дальше говорить банковскими терминами — проценты дохода, комиссионные доходы... 99% моих коллег в «Тинькофф» не понимают такие слова.

Вы не привлечёте технологических людей: аналитиков, технологов и так далее, они просто не пойдут к вам работать. Они пойдут в технологические компании, потому что там интересно.

И это проблема, с которой мы боремся. Наши люди не думают про «Тинькофф» как про финансовую организацию, тем более банк — это хорошо.

Если мы их не привлечём, у нас не будет лучших интерфейсов в России, мы не сможем конкурировать с «Яндексом», Mail.ru, «Сбербанком», которые уже экосистемы, а также, разумеется, с зарубежным Big Tech, когда он наконец придёт. А он придёт.

Оливер Хьюз, председатель правления «Тинькофф банка»

Это западло — работать в банке, если ты ИТ-специалист. Извините, но это так.

Оливер Хьюз, председатель правления «Тинькофф банка»

По мнению Хьюза, зарубежные компании — это «страшный сон», так как их технологии лучшие на рынке.

Amazon, китайцы — они для нас страшный сон. У них есть данные, у них сильные бренды, которые интересны не 40-летним, а молодым людям.

Такие технологии некоторым из нас и не снились. Это лучшие интерфейсы с лучшими технологиями. Пришло время голосовых интерфейсов, веб уже не считается, а мобильные приложения устарели.

Вот почему нужно думать про экосистемы — с технологиями в основе. Экосистемы в России есть, некоторые даже best practices, и они сопоставимы с китайцами.

Оливер Хьюз, председатель правления «Тинькофф банка»

Сторона экосистем: Сергей Солонин

Сергей Солонин
Сергей Солонин

Генеральный директор Qiwi Сергей Солонин также считает, что банкам нужно развивать не только финансовые услуги, потому что в перспективе ближайших 10–15 лет финансы будут «где-то позади».

Получить кредит не то, что нужно клиентам. Им нужно купить кроссовки. И паттерн, при котором нужно сначала идти в одно место за каким-то сервисом или товаром, а потом в другое место за финансовой услугой, скоро закончится.

У нас есть 10–15 лет — прежде чем поколение, которому не нужны банки, станет основным участником. Банки в этом формате будут не нужны, на передний план выйдет удовлетворение нефинансовых потребностей.

Все расчёты будут проводиться незаметно, например, с помощью биометрии. И так будет во всём: человек окажется в месте получения услуги, а банковская система — где-то позади.

Новый бизнес строятся на инновациях, а они возникают, а не делаются силой или государством. Они появляются не внутри банков, а в головах отчаянных молодых и бодрых команд.

Можно поддержать свои разработки на плаву при большой клиентской базе, но я не вижу банка как отдельной сущности, не вижу, что есть потребность в финансовой сущности — она идет на бэкенд.

Сергей Солонин, генеральный директор Qiwi

Нейтральная сторона: Илья Поляков

Илья Поляков
Илья Поляков

Предправления «Росбанка» Илья Поляков считает, что есть три варианта развития банков:

Первый путь. Ничего не делать, ждать и смотреть, что произойдёт на рынке. Это позволит не ошибиться с быстрыми инвестициями, не тратить много CAPEX и попытаться потом войти в последний момент, используя технологию, которая уже есть на рынке. Риск понятен — можно превратиться в too late adopter, поэтому не самая верная стратегия.

Второй путь. Создание глобальных экосистем, где банки пытаются предложить услуги, которые не связаны с банковскими продуктами. По этому пути пошли некоторые игроки на российском и мировом рынках.

Третий путь. Мы в России идём как раз по этому пути. Это экосистема строится вокруг ипотеки: мы предлагаем клиентам не только её, но и другие услуги, позволяющие клиенту получить всё, что связано с квартирой, домом. Эту концепцию мы продолжаем выстраивать в онлайне и в офлайне — в рамках наших отделений.

Илья Поляков, председатель правления «Росбанка»

По мнению Полякова, оптимальный выбор для банка — развитие нишевых экосистем, в которых он сосредоточен на сильных сторонах, а не на развитии небанковских продуктов.

Я соглашусь с Владимиром [Верхошинским], победит тот, кто предложит более удобный и надёжный сервис для клиента и сможет выделиться.

Мы активно развиваем концепцию нишевых экосистем. Мы переименовали ипотечный бренд: был «Дельта-кредит», произошло слияние с «Росбанком», теперь называется «Росбанк Дом». Это отражает наше видение построения этого бизнеса.

Мы строим экосистемы и в других областях. Например, автокредитование и всё, что касается мобилити. В каршеринге тоже сильные позиции, строим экосистему вокруг малого и среднего бизнеса, стараемся фокусировать инвестиции в наиболее востребованных сферах для клиента.

Илья Поляков, председатель правления «Росбанка»

О конкуренции на рынке

Хьюз не считает «Яндекс» и другие технологические компании конкурентами на финансовом рынке, по его мнению, основная борьба идёт за технических специалистов.

Мы с ними [«Яндексом», «Сбербанком», Mail.ru] конкурируем за кадры. И с западными компаниями, и с Кремниевой долиной. Когда рубль слабеет — наши разработчики смотрят туда, их хантят. Русские разработчики — лучший интеллектуальный капитал в мире, они очень востребованы.

Оливер Хьюз, председатель правления «Тинькофф банка»

Получить лицензию и конкурировать в банковской сфере можно, так как это более фрагментированная сфера, на которой есть место для многих игроков, считает Хьюз. А вот на рынке услуг точек пересечения интересов становится больше, но только там, где «Тинькофф» может адекватно конкурировать.

Если смотреть на транзакционный бизнес, он достаточно фрагментированный — это не работает, как в уберизации, есть место для многих игроков. Нет такого, что у лидера будет 60% всего дохода, на втором месте — 30% дохода, а 10% делят все остальные игроки.

Про другие сервисы — у нас всё больше конкуренции в области развлечения, контента, путешествий, шоппинга. Здесь как раз то, куда мы инвестируем: цифровые услуги в мобильном приложении. Мы продаем 300–350 тысяч билетов в кино в месяц через приложение — не стараясь.

Но мы не залезем в доставку еды или такси, у нас нет конкурентных преимуществ и способов доставить эти услуги.

Оливер Хьюз, председатель правления «Тинькофф банка»

Что нужно банкам, чтобы выжить

Мнения разделились и в вопросе развития банков — топ-менеджеры «Росбанка», Deutsche Bank считают, что главное, кроме технологической трансформации, это надежность и качество услуг, которые нужны клиенту.

Новое поколение не знает, что такое риск. Если вы открываете депозит на €5 — это одно, а на €100 тысяч — другое. Человек хочет получить соответствующие услуги и защиту вклада, а это лицензия, которую предоставляет регулятор. Основной аспект управления рисками не исчезает.

Я должен быть уверен в надёжности экосистемы. Если мы сможем сохранить компетенции вокруг вопросов риска и качественных услуг, эти компетенции должны приспосабливаться к новому миру.

Ашок Арам, Deutsche Bank

[Продолжает монолог Ашока Арама] Это те понятия, которые будут ассоциироваться с банками, и если появляется сумма средств, которую хочешь сохранить и преумножить, выберешь надёжную организацию.

Илья Поляков, председатель правления «Росбанка»

С ними не согласились представители Qiwi и «Тинькофф банка»:

Нужно понимать потребности нового поколения — как они живут. Они родились с телефоном, мозг работает иначе, другой тип мышления, другие реакции на события. Старыми методами достучаться до этого поколения невозможно. Кому удастся, тот сделает большой бизнес.

Сергей Солонин, генеральный директор Qiwi

Лицензия не конкурентное преимущество, а пограничный фактор — если её нет, ты просто не работаешь, здесь никак не конкурировать. Бренды? Им [пользователям] всё равно, что за бренд.

Моей дочке не важно, как взаимодействовать с сервисами, от которых она что-то хочет получить. Она уже не тыкает в телефон, она отправляет голосовые сообщения. Если у тебя нет голосового интерфейса, через пять лет тебя не будет, это точно.

А то, что ты сейчас делаешь, разрабатываешь голосовые интерфейсы, — они через пять лет уже устареют. Это гонка вооружений на интерфейсе, и всё, что стоит за ним, идёт полным ходом. А те, кто только сейчас запускают мобильные приложения, уже намного опоздали.

Оливер Хьюз, председатель правления «Тинькофф-Банка»
3434
98 комментариев

Комментарий недоступен

70
Ответить

И ипотека под 1.5%

48
Ответить

Еще скажите что вам и суды независимые нужны...

28
Ответить

Популизм)

6
Ответить

Разжигаете? Чтобы добиться 2% годовых, нужно перестать печатать деньги и раздавать их своим направо и налево. Если перестать печатать деньги, то придется либо налоги увеличить в два раза, либо длину яхт сократить, трудный выбор...
https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/cb-napechatal-dlya-spaseniya-bankov-6-trillionov-rubley-za-4-goda-1026706506

5
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Рубль дешевеет относительно валюты гораздо быстрее. Если дать людям кредиты под 2% годовых, все наберут кредитов, закупят валюты и все перестанут работать :D

1
Ответить