Финансы
Startup Jedi
1009

Ультимативные вопросы стартаперов, ответы на которые доходят не сразу

Забавно наблюдать, как несмотря на множество обучающих видео, усердие акселераторов и инкубаторов, стартаперы наступают на одни и те же грабли раз за разом. Словно это и есть процесс обучения: слышишь дельную мысль, слышишь ее еще раз, делаешь все наоборот, огребаешь, делаешь правильно.

В закладки

Новая статья для стартапа Jedi расскажет, на какие грабли стартапы наступают раз за разом, и какие ответы на вопросы нужно получить

Нашему стартапу THEFANDOME уже несколько лет, но именно третий год стал самым сильным в плане приобретения опыта. Каждый месяц мы подводили итоги и завершали одной мыслью, “почему мы сразу не делали так, ведь нам же намекали”...

Это стартап автора, который был упомянут чуть выше. Перейдя по ссылке, вы можете изучить детали о проекте

У меня даже есть теория на этот счет о том, что чужой опыт не передается, а осознать его можно только пропустив ошибки через себя.

Поэтому в этой статье для стартапа Jedi я хочу коротко обозначить вопросы, которые всегда лежат на поверхности, на первых страницах учебников для стартаперов; и дать на них ответы максимально честно, чтобы слова постарались проникнуть прямо в мозг, минуя отдел, отвечающий за “я знаю лучше”.

Disclaimer. Описанные ниже советы применимы к большинству стартапов, но в некоторых случаях плохо работают с продуктами для сферы развлечений, биотехнологиями, сложными НИОКР. Если вы делаете что-то из этого, я могу только посочувствовать и пожелать удачи. Ваш путь будет тернист и сложен.

Вопрос: С чего начать построение стартапа?

Ответ: С команды.

Не с идеи, не с создания продукта, не (упаси господь) поиска инвесторов. Это может показаться странным, ибо, вроде как, суть ИТ-стартапа - в его прорывной амбициозной идее. На деле же гораздо важнее иметь правильно выстроенную команду с нужными компетенциями. Суть этого подхода очень проста: имея правильно собранную команду, можно сделать с ней любой бизнес.

Путь стартапа - это поиск работающей бизнес-модели, выстроенной вокруг той или иной потребности ограниченной части экономики планеты (или локальной области). На этом пути предстоит сделать много поворотов и много работы “в стол”. При этом у вас ограниченный запас топлива. Важно использовать его эффективно. А эффективным поиском бизнес-модели занимаются люди - ваша команда. Имея команду, которая обладает нужными компетенциями, вы без труда преодолеете все повороты и найдете точку роста прибыли и/или клиентов.

Совет:Соберите вокруг себя людей, которые сочетают в себе такие качества:

  • Знания математики, статистики - люди, умеющие работать с цифрами.
  • Абстрактное мышление.
  • Критическое мышление. Не верить на слово любому тезису - вызов для каждого.
  • Эрудированность в области бизнеса: ведь важно знать, что бизнес - это про деньги, и уметь применять это знание.
  • Декомпозирование проблем и планирование.
  • Красноречие (да, кто-то должен иметь подвешенный язык).
  • Стрессоустойчивость.

По моему опыту это самые важные навыки, сочетая которые в одном, двух или трех тиммейтах вам по силам будет взяться за любой проект, вне зависимости от его сути, ниши и сложности в реализации.

Небольшой инсайт. Грамотные инвесторы и фонды на ранних стадиях оценивают именно эти навыки, а не ваш потенциальный продукт и финмодель. Они оценивают, как вы мыслите, как составляете планы, как вы можете декомпозировать задачи и абстрактно мыслить, насколько легко вы противостоите стрессу. По статистике Y Combinator, у каждого стартапа в их акселераторе происходит 1,5 пивота за 3 месяца обучения перед демо-днем.

Вопрос: С чего начать конструирование прототипа продукта?

Ответ: С копирования чужих идей.

Все было в Симпсонах. И это правда так. Если вы придумали что-то, аналогов или схожих примеров чего на рынке еще нет, вы скорее всего придумали что-то не жизнеспособное.

Совет: Начните обрамлять свою идею в бизнес-модели, которые уже работают на рынке, а со временем находите работающие модели где-то “между” уже существующих - это и будет тот самый “секретный соус”, все просто. Лучше всего это делать на базе твердо стоящей на ногах чужой модели. С этой позиции идея “Uber для…” не выглядит неправильной, даже если это вызывает у кого-то смех.

Вопрос: Как понять, что вот на базе именно этой идеи нужно начать делать MVP?

Ответ: Если вся суть вашего решения, помещенная в одно предложение, одинаково понятна 50 потенциальным клиентам и вызывает реакцию “заткнись и бери мои деньги” - это правильно выбранная идея.

Статистически 99% рабочих бизнес-моделей понятны и просты. Мастерство в том, чтобы найти правильные слова. Но правильно сформированная суть продукта (а точнее, решения для проблемы) поможет вам во всем: от позиционирования на рынке, продажах и понимания минимального функционала, чтобы начать зарабатывать.

Совет: Не игнорируйте значимость реальных реакций рынка. А на раннем этапе вашим самым важным инструментом для получения этих реакций являются опросы. Отдельно почитайте, как правильно создавать опросник и делать правильную выборку (“Спроси маму” например). Никогда не внедряйте в MVP фичи, которые не понимают потенциальные клиенты, или которые не приводят к деньгам.

Вопрос: Что должно быть в MVP?

Ответ: Только то, что продает за $ решение обозначенной в продукте проблемы.

Есть такая интересная техника. Если для обоснования внедрения фичи используется больше одной причины, ее не стоит внедрять. Должна быть только одна причина - это поможет продать наше решение.

Совет: При прототипировании используйте концепцию “Нет”, чтобы сохранять свой продукт ценным и сконцентрированным. Про это хорошо описанную тут. Еще совет: больше моделируйте, думайте абстрактно. Нарисуйте на бумаге все экраны вашего приложения, дополните бизнес-моделью и начинайте симулировать поведение реального клиента. Если есть возможность, пойдите дальше и составьте на базе Figma и Mockup интерактивный screenflow, потом проведите Custdev с потенциальными клиентами. Главное правило - если в MVP есть что-то, что не решает основную проблему - “выпиливайте” эту фичу без зазрения совести.

Вопрос: Что нужно, чтобы считаться стартапом и с вами начали разговаривать другие участники рынка?

Ответ: Найти product/market fit. По сути, вы должны создать что-то, за что клиенты, партнеры и/или пользователи будут готовы отдавать вам свои деньги или время. Это самое базовое условие, чтобы вас профессиональные инвесторы и фонды вообще начали как-то воспринимать. До этого момента вы даже не стартап.

Совет: На уровне MVP отметайте ненужное, делайте только то, что приведет вас к product/market fit. Рассуждайте так:

  • Чтобы получить инвестиции, необходим минимальный набор метрик, которые демонстрируют полезность вашего продукта.
  • Чтобы получить метрики как можно быстрее, нужно как можно скорее разработать то, что создаст полезность, отдав которую клиенту, он отдаст вам взамен свои деньги или время.
  • Следовательно, важна только полезность, а не красота и мишура.
  • Разбираем концепт продукта на кусочки и анализируем каждый, дает ли он полезность. Если нет - ответ очевиден.

Вопрос: Когда в мой стартап, наконец, захочет проинвестировать инвестор? (фонд, ангел)?

Ответ: Когда наступит одно из трех или сразу все: 1) бурный рост аудитории в течение нескольких месяцев, 2) рост доходов от месяца к месяцу, 3) доходы будут превышать расходы.

Совет: Имея одну из этих метрик в козырях, деньги найдутся. Какие - будет зависеть от самих метрик и ваших связей. Пока нет чего-то из списка, не тратьте время инвестора и свое, не надо раскидывать свою презентацию куда ни попадя. Идите делать продукт и искать product/market fit. Или ищите [лоха] друга.

Вопрос: Как найти этот чертов product market fit?

Ответ: Помимо описанного выше, вам нужно пробовать, постоянно-постоянно пытаться.

Совет: Принцип прост и стар как мир: нельзя добиться иного результата, делая каждый раз одно и то же. Поэтому постоянно меняйте подход, смотрите, что меняется в лучшую сторону. Повторите круг сначала.

Вопрос: Что сделать, чтобы мой стартап начал зарабатывать?

Ответ: Начать продавать свой продукт как можно скорее.

Совет: Тянуть тут нечего. Потратьте вечер на лендинг, который будет предлагать предоплатить услугу еще не созданного продукта, потратьте еще неделю, чтобы найти потенциальных клиентов. Вы обязательно найдете того, кто даст деньги. Это справедливо не для всех продуктов, но для большинства. В иных случаях выходите на продажи при первой же возможности на минимальном функционале.

Автор: Эдуард Мирчев, сооснователь стартапа thefandome.com и Член Совета Директоров IQDEMY (iqdemy.ch).

Вот еще можно почитать:

Проект Startup Jedi создается при поддержке Rocket DAO

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Startup Jedi", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f","\u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0446\u0438\u0438"], "comments": 1, "likes": 4, "favorites": 35, "is_advertisement": false, "subsite_label": "finance", "id": 81288, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sat, 31 Aug 2019 11:03:47 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 81288, "author_id": 340624, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/81288\/get","add":"\/comments\/81288\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/81288"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199119, "last_count_and_date": null }
1 комментарий
Популярные
По порядку
1

Мне кажется, что если начать с команды, а не с проверки нужности идеи, то стартап будет ограничен в выборе идей взглядами и скиллами тех кто в неё входит.
Если придумал и понял, что это нужно, то тогда уже можно найти тех, кто нужен. Да и привлекать специалистов так будет легче, они идут делать примерно понимая что это будет...или речь шла про команду основателей?

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ] { "page_type": "default" }