Почему зарплаты DevOps-инженеров растут как на дрожжах, и правильно ли это. Взгляд рекрутера

Я работаю в HR с 2009 года, с 2017-го занимаюсь только наймом в ИТ. DevOps-инженер как отдельная, полноценная специализация появилась и сформировалась на моих глазах.

Анна Суханова, рекрутер компании «Флант»

Многие из моих коллег считают, что сейчас ИТ-рынок сильно перегрет, и ожидания кандидатов завышены. Я думаю иначе. Наоборот, постоянный рост зарплат я расцениваю положительно, а суммы, которые запрашивают ИТ-специалисты, обоснованными. Попробую объяснить свою позицию на примере тех, кого я нанимаю наиболее активно.

О моем опыте в найме

Сначала я занималась оценкой и обучением сотрудников. До 2013 года руководила управлением обучения в «Сбербанк страхование». В 2013-м уехала из России в Португалию, где закончила магистратуру как клинический психолог и пост-магистерскую программу как психологический консультант и коуч. С этим бэкграундом в 2017 году я начала заниматься наймом во «Фланте», что продолжается по сей день, вот уже больше 4 лет.

Тогда в компании работало около 50 человек. У нас была большая, для тех масштабов, команда первой и второй линий техподдержки: 12 специалистов. Кроме них я также нанимала системных администраторов и менеджеров проектов. Уже в 2017 году сисадминов мы называли «DevOps-инженерами», потому что они занимались тем, что входит в типичные обязанности DevOps: поддержкой production и обслуживанием Kubernetes, настройкой CI/CD-процессов, помощью разработчикам и т. д.

(NB. В нашей отрасли много говорят о том, что DevOps — это вообще-то про культуру, а не отдельную должность. Поэтому к термину «DevOps-инженер» некоторые относятся настороженно. Но статья не об этом, так что и термин используется в самом своем «простом», распространенном смысле.)

Почему растут зарплаты DevOps-инженеров

Пандемия. ИТ-рынок в целом очень вырос с началом пандемии, и DevOps-сфера не исключение. Объяснение тут вполне логичное: закрытые в своих домах люди — это рост спроса на онлайн-сервисы и рост нагрузок на их использование. Это всё нужно кому-то обслуживать.

Сейчас инженерам на старте мы платим в среднем почти в два раза больше, чем платили в 2019 году. Это более или менее совпадает со сдвигом «вилки» стартовых окладов на рынке в целом. Для примера я нашла вакансии трёх известных компаний, опубликованных в Telegram-канале DevOps Jobs: Домклик, КРОК и Сбербанк. В 2019 году их усредненная «вилка» была 106—208 тыс. руб., а в 2020-2021 — уже 153—290.

Если верить калькулятору Хабр Карьеры, по состоянию на первое полугодие 2021 средняя зарплата DevOps’а — 171 000 руб. Согласно их же статистике, это уровень зарплат самых востребованных ИТ-специалистов.

Дефицит инженеров. Рынку сейчас остро не хватает DevOps-инженеров. Кандидаты рассказывают, что у них в день по десятку писем от моих коллег с приглашением на встречу, по несколько интервью в неделю. Неудивительно, что сейчас именно кандидат во многом диктует свои условия.

Гиперактивный хантинг принимает порой и курьезные формы — как, например, в недавней истории, которая произошла с нашим коллегой:

«Меня тут HR’ы из компании X демотивируют: пишут, что я хорош, а потом берут слова обратно :) Перед обедом приходит типичное письмо от рекрутера. В теме значится, что я идеальный кандидат на позицию, а в тексте по пунктам расписано, почему именно я подхожу, и что профиль на Y у меня отменный, и что у компании перспективный проект, и давайте в конце концов пообщаемся! Письмо без вилки было отложено, и в ход пошла обычная вилка. Возвращаюсь с обеда, приходит письмо в догонку с текстом “Пользователь ... хотел бы отозвать своё сообщение”. Окей, после обеда я уже не такой хороший специалист».

По правде сказать, я не знаю, в чем первопричина, и что или кто выступает катализатором роста планки стартовых зарплат. Возможно, инженеры чувствуют, что они в дефиците и подталкивают компании платить больше. Возможно, компании понимают, что они должны предлагать больше, потому что люди к ним не придут. Сейчас уже все реже встречаются предложения вроде таких:

Вместо этого компании придумывают новые способы привлекать и удерживать перспективных кандидатов. Традиционно эффективно действует, конечно, финансовая мотивация. Например, такая:

Тоже свежая (июльская) акция от одной крупной компании

Удаленка. На динамику роста ЗП повлиял и массовый переход на дистанционную работу. DevOps-инженеры без проблем могут работать удаленно. Это приводит к тому, что нижняя планка поднимается, и зарплаты тех, кто живет в регионах, выравниваются с зарплатами тех, кто живет Москве или Петербурге. Теперь инженеру из провинции необязательно переезжать, чтобы получать «столичную зарплату».

Стоит добавить, что борьба компаний за инженеров привела к тому, что инженеры перестали голосовать только рублем, выбирая работодателя. Гораздо больше обращают внимание на факторы, которые напрямую не относятся к финансовой мотивации. Приходя во «Флант», кандидаты часто говорят про используемые у нас технологии и интересный стек. Кто-то приходит за опытом, который, по их словам, сложно получить в других компаниях так же быстро, как во «Фланте». Ну и, конечно, для многих сейчас важны хорошо налаженные процессы на удаленке: не все кандидаты могут похвастаться тем, что на предыдущем месте с переходом на удаленку все прошло как по маслу. Для кого-то может быть критичной корпоративная культура, для другого — наличие ДМС и каких-то еще плюшек.

Взгляд коллег

Вот что ответил на вопрос о росте зарплат Дмитрий Шурупов — сооснователь нашей компании, который участвовал в тестировании и/или анализировал их результаты практически для всех сисадминов/DevOps-инженеров, приходивших к нам:

«Еще до пандемии мы видели явную проблему. Наша отрасль (да и человечество в целом) движется к повышенному спросу на высококвалифицированные кадры. Ответственная эксплуатация актуальных технологий (не говоря уж про участие в их развитии) — это действительно сложно. Отличная тому иллюстрация — это Kubernetes, познание которого, со всеми его бесчисленными “движущимися частями” и самой динамикой изменений, превращается в путешествие в “кроличью нору”.

С каждым годом всё труднее находить инженеров, обладающих необходимой базой для качественной работы с более высокоуровневыми решениями. Хотя опыт прикладной работы с нужными технологиями зачастую присутствует, самое интересное начинается в тех случаях, когда “из коробки” что-то не завелось или, того хуже, сломалось (конечно же, без видимых причин) после долгой стабильной работы. А ведь это не какие-то редкие крайности — это повседневность, в которой приходится жить».

В случае DevOps-инженера, эффективная работа которого во многом зависит от взаимодействия с коллегами из соседнего “лагеря” — разработчиками, — добавьте к этой технической базе высокие требования к soft skills. И как вишенка на торте — навыки удалённой работы.

«С такими кадрами всегда было сложно, а чем дальше развиваются технологии, тем становится только сложнее. Когда на этот затяжной тренд наложилась пандемия с её резко возросшим спросом на ИТ (и удалёнкой как часть new normal), ситуация дошла до критической, из-за чего зарплаты естественным образом взлетели вверх. Нельзя сказать, что это стало неожиданностью. Скорее это закономерность, которую значительно ускорили».

Обратная сторона роста зарплат DevOps-инженеров — рост стоимости на DevOps-услуги. Вот что по этому поводу говорит другой мой коллега — Сергей Гончарук, руководитель отдела продаж:

«Мы конкурируем не только с сервисными компаниями, но и с выбором между аутсорсингом или наймом штатных специалистов. Поэтому стоимость DevOps-услуг напрямую зависит от уровня зарплат инженеров. Растёт и то, и другое. Если ещё в начале года кто-то мог удивиться стоимости обслуживания для среднего проекта в 500-600 тысяч рублей (в месяц), то уже сегодня этот ценник не только нормально воспринимается, но и даже способен порадовать тех же клиентов».

Зависимость зарплатных ожиданий от самопозиционирования

Многие из тех, с кем я встречаюсь на собеседованиях, затрудняются с тем, как правильно себя позиционировать — как системного администратора, SRE- или DevOps-инженера. Часто резюме так и озаглавлено: «Сисадмин/SRE-инженер/DevOps-инженер». Многие просто стесняются называть себя DevOps’ом, думая: «Ну, я же у себя в должностной инструкции — сисадмин, как я напишу про себя “девопс”...»

Я не оцениваю кандидата по тому, как он обозначает свою должность. Вместо этого стараюсь смотреть вглубь — понять, чем на самом деле он занимается. В большинстве случаев гораздо важнее понять, с какими задачами чаще всего сталкивается кандидат, какой стек находится «на кончиках его пальцев», какой результат ожидает от него нынешняя компания.

Поэтому я не вижу четкой корреляции между тем, как кандидат себя позиционирует в резюме, и какие деньги просит.

Конечно, встречаются крайности. Если, например, зайти на HeadHunter и написать в поиске «DevOps-инженер», можно найти тех, кто просит 700 тысяч рублей или еще более неожиданные (для нашего рынка) деньги. Потому что — да, все знают, что тема хайповая, на этом можно заработать.

Какие DevOps-инженеры нужны нам

Для нас важен хороший опыт работы с Linux — это фундамент. Далее — уверенные навыки эксплуатации веб-приложений, СУБД, понимание того, как всё это устроено, умение писать скрипты, умение выстраивать CI/CD-конвейеры на радость разработчикам. Безусловно, будет полезным (хотя и необязательным) опыт работы с Kubernetes.

Конечно, я не могу экспертно оценить hard skills кандидата — этим занимаются наши опытные инженеры и тимлиды. Но детально изучая резюме, глядя на упомянутый опыт, на обязанности, которые были на предыдущих позициях, на ключевые навыки и технологии, я понимаю, подходит ли потенциально нам человек или нет.

На собеседовании смотрю на soft skills: насколько понятно человек описывает те задачи, которые он выполняет, способен ли управлять своим временем и самостоятельно организовать работу, готов ли получать и передавать знания, работать в команде и брать на себя ответственность. Если кандидат, на наш общий взгляд, перспективный, он переходит на следующий этап — тестовое задание. Если справляется с ним — общается уже с тимлидами на финальном интервью.

Как растет квалификация DevOps-инженеров, и соответствует ли она росту ожиданий

Появляется всё больше кандидатов, которые работали с Docker, Kubernetes и другими cloud native-технологиями. Еще полтора-два года назад таких людей было заметно меньше. И я могу сказать, что ребята с опытом в Kubernetes склонны ожидать более высокую зарплату. Хотя часто это связано с тем, откуда они приходят.

Выше ожидания у тех, кто приходит, например, из финтеха, банков, крупных ритейлеров и из других компаний, которым за последние два года быстро пришлось перестроить свои процессы. Перед такими компаниями пандемия поставила вызов, они стали использовать новые технологии, и инженеры за год-полтора оперились.

С другой стороны, нередко заявленные hard skills далеки от того уровня, на который мы рассчитываем. Недавний случай из жизни — к нам приходит тимлид из серьезного банка с весьма впечатляющими зарплатными ожиданиями… и заваливается на первом же этапе технического теста. Он честно пытался решить задачу, но просто не осилил.

Это пример того, что человек, который приходит из банка, часто сразу ожидает на 30% более высокую зарплату, чем человек, который приходит из провайдера. Однако это вовсе не значит, что квалификация у первого инженера выше, чем у второго.

В то же время необязательно, что человек сознательно завышает уровень своей компетенции. Например, один из факторов, который мешает объективной самооценке, — феномен непрозрачных команд. Чем крупнее компания, и чем сложнее ее структура, тем труднее оценить объективный вклад каждого конкретного инженера в общий результат. В этой части нам проще: у нас небольшие команды DevOps-инженеров (по 7-10 человек), которые ведут одни и те же проекты. Здесь очень просто видеть свой вклад, сравнивать свои результаты с результатами коллег и понимать, чего тебе недостает.

Почему иногда лучше не «знать» Kubernetes

Вернусь к интересному наблюдению: у тех, кто знает Kubernetes, обычно более высокие зарплатные ожидания. Многие кандидаты добавляют в резюме опыт работы с Kubernetes, рассказывают об этом в интервью, чтобы придать себе вес. Это нормально.

На первых порах это даже добавляет некоторую ценность. Но когда наши инженеры приходят оценить заявленный кандидатом опыт, часто выясняется, что кандидат не очень корректно оценивает свои знания или заблуждается в том, что он действительно знает. Это может быть абсолютно искреннее заблуждение. Как показывает практика, знать Kubernetes и думать, что ты его знаешь, или знать Kubernetes так, как его знают «в среднем по больнице», и знать так, как его знают во «Фланте», — это очень разные вещи.

Компетенции в Kubernetes — как айсберг (полная его версия)

«И вот где-то здесь [после 4-го «слоя» айсберга], на мой взгляд, заканчивается здравый смысл и необходимость копать глубже», — считает Дмитрий Столяров, наш технический директор.

Если вы молодой начинающий DevOps-инженер и хотите большое количество откликов на свое резюме, напишите, что вы знаете Kubernetes. Это вызовет интерес у моих коллег-рекрутеров, привлечет к вам внимание. И в процессе у вас, скорее всего, будет возможность получить экспертную обратную связь и объективную оценку ваших знаний.

О «перегреве» рынка труда в ИТ

Мне кажется, такое мнение сформировалось на фоне вечного противостояния рекрутеров и айтишников. Известно, что многие айтишники — разработчики, инженеры и другие технические специалисты — свысока смотрят на рекрутеров, которые «бегают» за ними, и у которых, со своей стороны, возникает справедливое чувство обиды. Отсюда — все эти разговоры о перегреве ИТ-рынка, о том, что кандидаты просят больше, чем заслуживают. Да, культура общения между рекрутерами и кандидатами, возможно, далека от идеала, но это другой вопрос.

Сообщения в Telegram-чате по работе в DevOps (июнь-июль 2021 г.)

Лично у меня очень хорошее отношение к тому, что сейчас происходит на рынке. С идеологической точки зрения это классная история.

То, что умный молодой человек или девушка, способные создавать сложные технические вещи, могут получать за свою работу хорошие деньги в России, со всеми нашими сложностями, — это же здорово.

Почему, например, я занимаюсь наймом именно в ИТ, и не пошла в другую сферу? Потому что для меня ИТ — это какая-то сбывшаяся мечта. Когда-то, в суровые 90-е, богатыми становились бандиты и аферисты. Теперь доступ к большим деньгам есть у хороших, умных ребят. Для меня это радость.

Тенденции и перспективы DevOps-рынка

Я думаю, что зарплаты DevOps-инженеров будут расти. По крайней мере, до тех пор, пока российские компании будут продолжать борьбу за специалистов и у них будет возможность «держать рублем» толковых ребят. Возможно, кроме роста ЗП, это будет рост количества разнообразных бонусов — например, релокационных пакетов.

Но конечно, самая серьезная конкуренция — со стороны зарубежных компаний, особенно США и западной Европы. Российскому рынку сложно здесь соперничать, тем более это сложно рынкам Украины и Беларуси. Я знаю некоторое количество айтишников, которые уехали из России, но гораздо больше — украинцев и белорусов, перебравшихся за рубеж или работающих на иностранные компании из дома, — именно потому, что их рынки не могут предлагать достойные условия. Наш рынок пока еще на это способен.

Заключение

На мой взгляд, зарплаты от 200—250 тыс. рублей для специалистов с опытом — это справедливо. Да и что может быть несправедливого в том, что человек, который освоил сложную специальность и стал профессионалом, получает за это адекватные деньги?

Если же говорить об уровне зарплат российских DevOps’ов глобально, то на самом деле, по меркам развитых стран, уровень этот вообще-то всё ещё довольно скромный. В России наверняка есть действительно «перегретые» отрасли и сферы экономики (извините за пример, но — футбол). Однако мне кажется, ИТ к ним точно не относятся.

Вместе с тем, если сравнивать среднюю зарплату DevOps-инженера со средней зарплатой других специалистов — даже тех, которые работают в ИТ-компаниях: дизайнеров, переводчиков и т. д., — всё не так однозначно. Среди этих ребят тоже есть крутые профессионалы, но разрыв в зарплатах стремительно растет. Несправедливость?.. Впрочем, это уже тема для другого поста.

0
218 комментариев
Написать комментарий...
nnstepan n

А у вас остался офис в Нижнем Новгороде? Помню сколько то лет назад приходил к вам в офис в НН на интервью, прошел его, но получил предложение поинтереснее.

Ответить
Развернуть ветку
Флант
Автор

Офиса больше нет, мы полностью на удалёнке.

Ответить
Развернуть ветку
215 комментариев
Раскрывать всегда