Раунды привлечения инвестиций в стартап. Что это такое и в чем особенности?

Для любого стартапа финансы - ключевой вопрос. Привлекать финансирование непросто из-за высоких рисков и сложного процесса запуска стартапов. Есть еще одна проблема - правильно построить работу с инвесторами, заинтересованными в вашем проекте.

В этом помогает разделение на раунды инвестирования. На каждой из стадий деньги привлекают под четко обозначенные задачи. Есть и лимиты финансирования.

Почему еще финансирование делят на раунды? Это дает инвесторам четкое понимание того, на какой стадии находится определенный стартап, какие задачи решает сейчас.

Деление на инвестиционные раунды полезное, но все-таки условное. Совсем не обязательно проходить каждый из них. Например, украинский сервис по проверке правописания Grammarly получал первое публичное финансирование уже в раунде B (довольно позднем). Сумма составила внушительные 110 млн долларов.

Мы расскажем о каждом из раундов в подробностях. С его задачами, особенностями и “подводными камнями”.

*Наш проект в данный момент сам ищет инвестиции на Seed раунде и нам пришлось погрузится в эту тему полностью :)) Ну и ознакомьтесь с нашем проектом:

При сид раунд (Pre-seed) - первые шаги проекта

На этой стадии создатели инвестируют собственные средства. Используют средства от FFF (family, friends, fools). О временных рамках и лимитах финансирования говорить не приходится. Стартаперы стремятся привлечь максимум денег как можно быстрее. На этом этапе исчезает множество проектов.

Сид раунд (Seed-раунд)

На этой стадии привлекают от 25 тыс до 1 млн $.

Деньги нужны для того, чтобы завершить разработку прототипа или довести его до требований рынка. Главный продукт - программа, итогом сид раунда должен стать финальный релиз программы.

Часто на этой стадии компании не способны сами обеспечивать финансирование работы.

Основная сложность - показать инвесторам перспективы проекта и правильно оценить необходимый объем финансирования.

Пример проекта:

Сейчас на Seed раунде находится стартап Vacasa из Орегона. Это сервис для собственников недвижимости, который помогает покупать, продавать и управлять гостевыми домами.

Сид раунд также прошел успешный медиа-стартап The Athletic из Сан-Франциско.

Ангельский раунд

Часто эту стадию объединяют с посевным раундом. Сроки закрытия и суммы примерно одинаковые. Главная особенность ангельского раунда в том, что стартапы привлекают скорее не инвесторов, а менторов. Помощь бизнес-ангелов в организации всех процессов бывает настолько существенной, что финансы часто уходят на второй план.

Ангельский раунд можно назвать и разновидностью seed раунда. Главная сложность здесь - вовремя понять, что вашему стартапу нужны не только деньги, но и организационная поддержка. И, конечно, бывает непросто найти инвестора и ментора в одном лице.

Раунд А (Stage A)

Эта стадия наступает если стартап успешно прошел сид-раунд. Стартапы привлекают суммы от 500 тысяч долларов.

Основные задачи:

  • организовать серийное производство (постоянную работу сервиса);
  • нанять полноценную команду.

Раунд А может быть первым для компании, если предыдущие задачи основатели стартапа решили собственными ресурсами.

Пример проекта:

Раунд А давно и успешно прошла компания Cloudflare. Это онлайн сервис, который обеспечивает ускоряет работу и обеспечивает защиту сайтов от DDoS атак.

Раунд B (Stage B)

Объем финансирования на этой стадии от 1 млн долларов.

На этой стадии происходит масштабирование компаний. Раунд B начинается когда стартап достигает финансовых показателей, оговоренных с инвесторами на стадии А.

Среди задач этого этапа:

  • рост прибыли;
  • завоевание новых рынков сбыта продукции;
  • расширение охвата в занятой нише.

Возможные риски:

  • неэффективная работа команды;
  • непонимание того, как достичь задач;
  • неправильные решения при масштабировании.

Пример проекта:

Раунд B успешно прошла компания Square. Один из ее основателей - Джек Дорси, известный как создатель Twitter. На этой стадии стартап привлек 27,5 миллионов долларов.

Раунд C (Stage C)

В этом раунде стартапы привлекают от одного миллиона долларов. Сумма может достигать 100 млн долларов и более.

Перед компанией и ее создателями стоит задача - достичь самоокупаемости. Стартап становится прибыльным только на стадии раунда C. После этого раунда компания способна существовать самостоятельно.

Главная сложность в том, чтобы наконец превратить смелый эксперимент в стабильный и прогнозируемый бизнес-проект. До этой стадии доходят далеко не все стартапы. Очень многие не достигают успеха из-за недостатка знаний и опыта, неспособности мыслить как бизнесмен, а не просто креативить.

Пример проекта:

Пример компании прошедшей раунд C - Nest Labs. Интересный факт. Для этого стартапа раунд C стал первой и единственной стадией на которой потребовалось привлечение инвесторов. Компания специализируется на производстве высокотехнологичных самообучающихся датчиков дыма и термостатов.

Раунд D (Stage D)

Это финансирование перед продажей стратегическому инвестору или выходом на IPO. Объем финансирования от 1 миллиона. Верхняя граница условна, чаще всего она составляет 50 - 100 млн.

Основная сложность для компаний - привлечь стратегического инвестора, показать покупателям свою ценность.

Пример проекта:

Этот раунд успешно прошел стартап Peloton - производитель тренажеров. Его создатели привлекли 75 миллионов долларов.

Итоги

Мы описали основные раунды финансирования. Далеко не все стартапы проходят каждый из раундов. Часто раунды объединяют или наоборот, выделяют промежуточные.

Деление на раунды инвестиций дает представление о том, по каким сценариям и с какой динамикой развиваются стартапы.

Если эта статья была интересной и полезной для вас, обязательно поделитесь публикацией в facebook и следите за нашими обновлениями.

1616
3 комментария

Если можно, то объясните пожалуйста, на каких условиях могут привлекаться средства по таким многочисленным раундам? Ведь доля в проекте для инвесторов определена и если она будет занята на этапе Seed-раунда, то получается, что для привлечения в остальные раунды нужно будет размывать долю предыдущих инвесторов. 

Спасибо

3
Ответить

Спасибо! Всё ясно и лаконично - очень ценный материал.

Ответить

Всё разложено достаточно конструктивно и понятно - каждый этап подразумевает под собой определённые цели и задачи, к которым стремятся основатели проекта. К сожалению, не каждый проект добивается привлечения инвесторов в связи с отсутствием перспективных идей и убеждения людей вложить деньги в данный проект.

Ответить