Сборники нормативов для расчёта стоимости инвестиционных проектов в энергетике. Обзор УНЦ и НЦС

В электросетевом строительстве есть как минимум два действующих сборника стоимостных нормативов со схожим названием:

  • укрупнённые нормативы цены строительства;
  • укрупнённые нормативы цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики в части объектов электросетевого хозяйства (УНЦ).

Можно было бы добавить к этом списку третий сборник — «Укрупненные стоимостные показатели линий электропередачи и подстанций напряжением 35-750 кВ» (УСП), но де-факто Минэнерго и Минстрой перестали их признавать, хотя де-юре нормативы ещё действуют. Ранее УСП использовали для расчёта стоимости нового строительства, реконструкции и расширения действующих объектов на этапе инвестиционного планирования.

В настоящий момент УСП по технологиям находятся на уровне 2013 года, когда и были выпущены. Кроме того, показатели были рассчитаны в ценах 2000 года, а к текущим их приводили индексы Минстроя по видам объектов — то есть индекс применялся к стоимости строительства целиком.

Теперь же Минстрой публикует индексы по элементам затрат, и для их применения нужно, чтобы стоимость строительства была разбита на элементы:

  • зарплата;
  • эксплуатация машин и механизмов;
  • материалы;
  • оборудование;
  • прочие.

В сборнике же УСП затраты разнесены только на СМР, оборудование, прочие.

Остановимся подробнее на действующих и использующихся сборниках.

НЦС — укрупнённые нормативы цены строительства

Используют для расчёта стоимости строительства новых объектов на этапе инвестиционного планирования.

С НЦС на текущий момент есть две основные проблемы.

Во-первых, номенклатура существующих сборников пока еще не покрывает всё многообразие электросетевых объектов. Необходимые дополнительные показатели находятся в разработке, и в ближайшей перспективе эта проблема будет решена. А пока для расчета стоимости таких «неучтённых» НЦС объектов на этапе планирования используют ценовую информацию из утверждённой проектно-сметной документации по аналогичным объектам — так называемый метод объектов-аналогов.

На данный момент в контексте электроэнергетики есть следующие НЦС:

Сборник № 21. Объекты энергетики (за исключением линейных) (Приказ Минстроя России от 14 марта 2023 г. № 182/пр);

Сборник № 12. Наружные электрические сети» (Приказ Минстроя России от 6 марта 2023 г. № 153/пр).

Во-вторых, НЦС разрабатываются в отношении объектов капитального строительства, то есть новых объектов. Поэтому, чтобы учесть дополнительные конструктивные решения, которые не предусмотрены соответствующим НЦС (например, реконструкция «смежных» объектов: доукомплектация существующего оборудования, установка дополнительных устройств РЗА, ПА, АСУ ТП, ТМ, АИИС КУЭ и прочее), приходится использовать ценовую информацию из утвержденной проектно-сметной документации по аналогичным объектам. Опять.

С расчётом стоимости на основании ценовой информацию из утвержденной проектно-сметной документации по аналогичным объектам всё неоднозначно.

Нет утвержденных законодательно правил выполнения таких расчетов, поэтому электросетевые компании разрабатывают собственные правила, и конечно, они у всех разные, далеко не всегда идеальные. Поэтому об унификации расчётов не может быть и речи.

УНЦ — укрупнённые нормативы цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики в части объектов электросетевого хозяйства (УНЦ)

Применяют, чтобы определить предельную цену инвестиционного проекта для объектов нового строительства, реконструкции, модернизации на всех этапах жизненного цикла. Расчёты с применением УНЦ позволяют предотвратить завышение стоимости, выявить ошибки в ПСД, а также повысить прозрачность инвестиционной программы.

До апреля 2024 года будут опубликованы обновлённые и расширенные укрупнённые нормативы цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики — УНЦ–2024. Этот сборник станет наиболее актуальной и исчерпывающей базой отраслевых нормативов в сфере электроэнергетики. УНЦ–2024 учитывают стоимость ресурсов на 1 января 2023 года, последние тенденции в строительстве и нормативные акты, изданные вплоть до 2024 года.

«УНЦы» лишены недостатков, характерных для НЦС. Ну или почти лишены: в сборнике есть, так называемая на профессиональном сленге, «неунцируемая» часть — ненормируемые затраты, для которых по тем или иным причинам было невозможно стандартизировать стоимость. Например, отсутствует опыт применения и использования отдельных технических решений / оборудования или стоимость по ТКП, запрошенным у производителей, различается на порядок в силу специфики локализации производства на территории РФ.

Проблема УНЦов в том, что, к сожалению, они могут использоваться только для планирования и только для определения предела цены. Например, расчёт начальной максимальной цены контракта по УНЦ является нелегетимным.

Алексей Голиков
Генеральный директор IT-компании «Мастерская цифровых решений» Эксперт Комитета Государственной Думы РФ по энергетике  Telegram
Начать дискуссию