Тренды, бренды и соцсети: итоги года

Тренды, бренды и соцсети: итоги года
Поддавшись моде подводить итоги в конце года, мы тоже предались этому увлекательному занятию. Итак, основные события/фейлы/тренды интернет-мира по версии нашего колумниста Александра Кузнецова.

***


Один из главных трендов прошедшего года – резкое увеличение активности россиян в сфере электронной коммерции. По данным, полученным от представителей «Почты России», в 2012 году наши соотечественники получили 21,6 млн. посылок из за рубежа, 70% которых (около 15 млн.) – покупки в интернет-магазинах. Страны, где россияне покупают больше всего: Китай, США, Германия, Великобритания, и (сюрприз!) Украина. Наиболее популярные площадки: eBay, Shipito, Zappos, Yoox, Asos и TaoBao. Российские интернет-магазины также не остались в стороне и отправили в общей сложности около 108 миллионов посылок. Рост получился почти двукратный, и к нему оказались не готовы как отправители, так и «Почта России». В итоге время доставки (итак немаленькое) возросло еще больше, посылки скапливаются на сортировочных площадках, а почтовики спорят с иностранцами, пытаясь доказать, что дело не в нашем традиционном бардаке, а в «неправильной логистике зарубежных отправителей».



Самая громкая новость года, по мнению многих – покупка социальной сетью Facebook стартапа Instagram за $1 млрд. Но, похоже, что это знаменательное событие может стать печальной вехой в жизни хорошего и популярного фото-приложения – денежки были вложены немалые, и монетизировать сервис пытаются грубыми и топорными методами – в результате недавней шумихи с новым пользовательским соглашением, по которому сервис получает право на использование контента пользователей в рекламных целях (несмотря на последовавшие извинения и попытки оправдаться), Instagram потерял около четверти пользователей (было 16,4 млн./ осталось 12,4 млн.). И приобрел как минимум один судебный иск, поданный юристами Finkelstein&Krinsk, к которому призывают присоединиться всех желающих из штата Калифорния. Хочется верить, что сервис не повторит судьбу MySpace и Friendster.



Но есть и позитивные новости от Instagram – в блоге сервиса выложен пост  о самых популярных местах в мире, определенных по наибольшему количеству фотографий за 2012 год. Первая пятерка: Бангкок, с аэропортом Suvarnaphumi и  торговым центром Siam Paragon, Диснейлэнд в Калифорнии, Таймс-Сквер в Нью-Йорке и бейсбольный стадион AT&T Park в Сан-Франциско.

По данным, опубликованным шведским разработчиком Йоханом Гуннарссоном (Johan Gunnarsson), самыми посещаемыми статьями русской Википедии в 2012 году стали…. Парарам!... Статьи "Россия", YouTube и "Порносайт"! В десятку вошли статьи о Вконтакте, Одноклассниках, Чемпионат Европы по футболу - 2012 и Олимпиаде – 2012. Утешает только то, что на загнивающем Западе больше всего прочтений набрала статья про Facebook.

А какими были главные фейлы года? Мы попробуем предположить, а вы дополните, если что.

Facebook после IPO подешевел вдвое (с $38 до $19 за акцию). Правда, в декабре дела пошли получше, и акции подорожали до $26.

News Corporation облажалась со своей попыткой превращения онлайн-СМИ в высокодоходный бизнес - iPad-газета The Daily, которая, по замыслу создателей, должна была распространяться на платной основе (стоимость подписки $0,99 в неделю или $39,99 в год), вместо запланированных 500 000 подписчиков набрала всего 100 000 и была закрыта. По одной из точек зрения, причина неуспеха крылось не в неправильной финансовой модели, а в ориентации исключительно на мобильную платформу Apple.

Попытаемся заглянуть и в будущее - и представить основные тренды 2013 года. Надежды тут на ВКонтакте - благодаря технологичности и качественному PR, «контактик» имеет все шансы стать главным ньюсмейкром и флагманом следующего года.



Twitter начал было терять свои позиции из-за экспансии Instagram, но теперь имеет некоторые шансы вернуть интерес пользователей. Хотя, четко выраженное смещения вектора пользовательского интереса в сторону полнофункциональных соцсетей, а именно ВКонтакте и Facebook, как основного инструмента для общения и получения информации, может серьезно в этом помешать.

Интернет уходит в мобильники, поэтому сегменты приложений, рекламы и вообще сервисов, рассчитанных на мобильные платформы, несомненно, будет одним из главных трендов. Прибавьте сюда геолокацию – и рецепт создания интереса со стороны пользователей-2013 у вас в руках!

На этом все, всех с наступающим 2013 годом!