Работа С.А. Чаплыгина ради будущего

Тяжелые времена порождают сильных людей, а слабые люди создают тяжелые времена... Другими словами, сильным человек становится, преодолевая трудности на своем пути. У основоположника аэродинамики и аэромеханики Сергея Алексеевича Чаплыгина было достаточно причин сдаться, сославшись на обстоятельства. Но он не только сам состоялся как ученый, но заражал других новыми идеями и методами, не заботясь, кому будет приписано их первенство — их было слишком много, чтобы самому все испытать и разработать.

1 Портрет профессора Сергея Алексеевича Чаплыгина.
1 Портрет профессора Сергея Алексеевича Чаплыгина.

Сергей Алексеевич в два года лишился отца, который умер от холеры. Мать снова вышла замуж, и отчим помог получить Сергею образование — нанял семинариста, который помог подготовиться и успешно сдать экзамены для поступления в гимназию. Но удачные обстоятельства обернулись новыми препятствиями. Отчим бросил семью и Сергею пришлось помимо учебы в гимназии взять на себя мужскую работу по хозяйству. Но это не помешало ему учиться на отлично, что позволило подрабатывать репетиторством по математике, немецкому, греческому и латыни с отстающими детьми богатых людей. И таким образом Сергей в 13 лет стал еще и обеспечивать семью.

В 1886 году после окончания гимназии с золотой медалью Сергей поступает на физико-математический факультет Московского университета. Навык репетиторства позволил ему зарабатывать и на себя, и поддерживать мать, оставшуюся с другими детьми в Воронеже. Но приходилось жить впроголодь и экономить на всем — ходить пешком в разные концы Москвы, чтобы заниматься с отстающими. Однако и в этих обстоятельствах, он успевал учиться и не пропускает лекции.

2 Николай Жуковский, портрет
2 Николай Жуковский, портрет

И эти усилия не пропали даром. В Императорском Московском Университете читали лекции блестящие ученые — Б.К. Млодзеевский, А.Г. Столетов, Ф.А. Бредихин, Н.Е. Жуковский. Именно Николай Егорович Жуковский обратил внимание на способности Чаплыгина и увлек его механикой. За дипломную работу «О движении тяжелых тел в несжимаемой жидкости» Сергей Алексеевич получил золотую медаль, рекомендацию Жуковского на его подготовку к профессорскому званию и назначение стипендии.

Чаплыгин обеспечил себе жизнь преподаванием, но при этом не бросил исследования в науке. Опубликовав ряд работ по механике в движения тел в жидкой и газообразной средах, Сергей Алексеевич в 1903 выходит на защиту докторской диссертации. В ней он описал метод исследования струйных движений газа в при меняющихся значениях скорости в дозвуковом диапазоне. А при приближении к звуковому барьеру нужно было решить еще одно дифференциальное уравнение, чтобы рассчитать лобовое аэродинамическое сопротивление.

Авиация только начала развиваться и эта работа осталась пока невостребованной. Но нет ничего более практичного, чем хорошая теория. Спустя 32 года на конференции по большим скоростям в авиации, которая прошла в Риме в 1935 году, работа Чаплыгина получила мировое признание. А пока этого не произошло, Сергей Алексеевич продолжал исследования и в 1910 создал метод расчета подъемной силы крыла самолета. Если Н.Е. Жуковский объяснил источник подъемной силы, то Чаплыгин сделал шаг от теории к практике.

3 Дым показывает движение воздуха, обусловленное взаимодействием крыла с воздухом
3 Дым показывает движение воздуха, обусловленное взаимодействием крыла с воздухом

Сергей Алексеевич не дожидался признания и немедленного внедрения результатов своих исследований. Он работал на будущее. В 1914 году он создает теорию решетчатого крыла, которая послужила позднее базой для создания расчета винтов, турбин и гидравлических машин. В 1921 году разрабатывает теорию разрезного крыла, которая через 10 лет привела к теории открылка и закрылка для регулирования подъемной силы крыла. Это смогли использовать только после смерти Чаплыгина, когда самолеты стали сверхзвуковыми. Сергей Алексеевич работал на решение проблем, которые возникли в далеком будущем. Последние написанные им слова были: «Пока есть еще силы, надо бороться... надо работать»

Интересно? Еще можно почитать

1) «Первый информационный барьер: ограниченность человеческого мозга, как хранилища необходимых знаний. Барьер был преодолён после изобретения письменности. Второй информационный барьер: ограниченность распространения уже имеющихся знаний Барьер был преодолён после изобретения книгопечатания Иоганном Гутенбергом и позже после изобретения телеграфа, телефона, фотографии, кино, телевидения и т.п. Кроме этого, огромное значение имела новая педагогическая технология, предложенная Яном Коменским. Третий информационный барьер: ограниченность человеческого мозга для восприятия и переработки огромных объёмов информации, необходимых для принятия управленческих решений»

Этот и еще 76 материалов VIKENT.RU по теме Барьеры перед творчеством

2) Видео: ТВОРЧЕСТВО / КРЕАТИВ: обманы и самообманы умных людей...

3) Видео: ИЗМЕНЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ: 16 типовых ошибок & 550 возможностей

Это принципиально бесплатный формат. Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/

Источники

  • С.А. Чаплыгин на портале VIKENT.RU https://vikent.ru/author/2941/
  • Самин Д. К., 100 великих ученых. — М.: Вече, 2004. — 592 с. (100 великих) с.443-448

Фото:

Написано для канала дзен VIKENT.RU, портала о Творческих личностях и методиках креатива

Начать дискуссию