Электро самолёт
Философия Стива Джобса
iPhone 16e
Nothing Phone 3a
Оживление фото LumaAI
Велосипед Mercedes
Робота научили делать сальто
Grok vs ChatGPT vs Claude
Генерация видео от Google

Работа С.А. Чаплыгина ради будущего

Тяжелые времена порождают сильных людей, а слабые люди создают тяжелые времена... Другими словами, сильным человек становится, преодолевая трудности на своем пути. У основоположника аэродинамики и аэромеханики Сергея Алексеевича Чаплыгина было достаточно причин сдаться, сославшись на обстоятельства. Но он не только сам состоялся как ученый, но заражал других новыми идеями и методами, не заботясь, кому будет приписано их первенство — их было слишком много, чтобы самому все испытать и разработать.

1 Портрет профессора Сергея Алексеевича Чаплыгина.
1 Портрет профессора Сергея Алексеевича Чаплыгина.

Сергей Алексеевич в два года лишился отца, который умер от холеры. Мать снова вышла замуж, и отчим помог получить Сергею образование — нанял семинариста, который помог подготовиться и успешно сдать экзамены для поступления в гимназию. Но удачные обстоятельства обернулись новыми препятствиями. Отчим бросил семью и Сергею пришлось помимо учебы в гимназии взять на себя мужскую работу по хозяйству. Но это не помешало ему учиться на отлично, что позволило подрабатывать репетиторством по математике, немецкому, греческому и латыни с отстающими детьми богатых людей. И таким образом Сергей в 13 лет стал еще и обеспечивать семью.

В 1886 году после окончания гимназии с золотой медалью Сергей поступает на физико-математический факультет Московского университета. Навык репетиторства позволил ему зарабатывать и на себя, и поддерживать мать, оставшуюся с другими детьми в Воронеже. Но приходилось жить впроголодь и экономить на всем — ходить пешком в разные концы Москвы, чтобы заниматься с отстающими. Однако и в этих обстоятельствах, он успевал учиться и не пропускает лекции.

2 Николай Жуковский, портрет
2 Николай Жуковский, портрет

И эти усилия не пропали даром. В Императорском Московском Университете читали лекции блестящие ученые — Б.К. Млодзеевский, А.Г. Столетов, Ф.А. Бредихин, Н.Е. Жуковский. Именно Николай Егорович Жуковский обратил внимание на способности Чаплыгина и увлек его механикой. За дипломную работу «О движении тяжелых тел в несжимаемой жидкости» Сергей Алексеевич получил золотую медаль, рекомендацию Жуковского на его подготовку к профессорскому званию и назначение стипендии.

Чаплыгин обеспечил себе жизнь преподаванием, но при этом не бросил исследования в науке. Опубликовав ряд работ по механике в движения тел в жидкой и газообразной средах, Сергей Алексеевич в 1903 выходит на защиту докторской диссертации. В ней он описал метод исследования струйных движений газа в при меняющихся значениях скорости в дозвуковом диапазоне. А при приближении к звуковому барьеру нужно было решить еще одно дифференциальное уравнение, чтобы рассчитать лобовое аэродинамическое сопротивление.

Авиация только начала развиваться и эта работа осталась пока невостребованной. Но нет ничего более практичного, чем хорошая теория. Спустя 32 года на конференции по большим скоростям в авиации, которая прошла в Риме в 1935 году, работа Чаплыгина получила мировое признание. А пока этого не произошло, Сергей Алексеевич продолжал исследования и в 1910 создал метод расчета подъемной силы крыла самолета. Если Н.Е. Жуковский объяснил источник подъемной силы, то Чаплыгин сделал шаг от теории к практике.

3 Дым показывает движение воздуха, обусловленное взаимодействием крыла с воздухом
3 Дым показывает движение воздуха, обусловленное взаимодействием крыла с воздухом

Сергей Алексеевич не дожидался признания и немедленного внедрения результатов своих исследований. Он работал на будущее. В 1914 году он создает теорию решетчатого крыла, которая послужила позднее базой для создания расчета винтов, турбин и гидравлических машин. В 1921 году разрабатывает теорию разрезного крыла, которая через 10 лет привела к теории открылка и закрылка для регулирования подъемной силы крыла. Это смогли использовать только после смерти Чаплыгина, когда самолеты стали сверхзвуковыми. Сергей Алексеевич работал на решение проблем, которые возникли в далеком будущем. Последние написанные им слова были: «Пока есть еще силы, надо бороться... надо работать»

Интересно? Еще можно почитать

1) «Первый информационный барьер: ограниченность человеческого мозга, как хранилища необходимых знаний. Барьер был преодолён после изобретения письменности. Второй информационный барьер: ограниченность распространения уже имеющихся знаний Барьер был преодолён после изобретения книгопечатания Иоганном Гутенбергом и позже после изобретения телеграфа, телефона, фотографии, кино, телевидения и т.п. Кроме этого, огромное значение имела новая педагогическая технология, предложенная Яном Коменским. Третий информационный барьер: ограниченность человеческого мозга для восприятия и переработки огромных объёмов информации, необходимых для принятия управленческих решений»

Этот и еще 76 материалов VIKENT.RU по теме Барьеры перед творчеством

2) Видео: ТВОРЧЕСТВО / КРЕАТИВ: обманы и самообманы умных людей...

3) Видео: ИЗМЕНЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ: 16 типовых ошибок & 550 возможностей

Это принципиально бесплатный формат. Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/

Источники

  • С.А. Чаплыгин на портале VIKENT.RU https://vikent.ru/author/2941/
  • Самин Д. К., 100 великих ученых. — М.: Вече, 2004. — 592 с. (100 великих) с.443-448

Фото:

Написано для канала дзен VIKENT.RU, портала о Творческих личностях и методиках креатива

Начать дискуссию
[]