Адаптация к новой реальности

В бизнес-школе СКОЛКОВО профессор по лидерству дает студентам довольно простую математическую задачу, но вот справиться с этим упражнением могут отнюдь не все. Студентам предлагается найти оптимальное стратегическое решение на управленческую дилемму. И вот когда кажется, что группа студентов MBA — талантливых управленце после долгих дискуссий нашли лучшее решение из возможных, профессор замирает, перестает отвечать и реагировать; и далее в течение некоторого времени в созданной ситуации полной неопределенности наблюдает за поведением своих студентов, пришедших на модуль по лидерству, как правило, без капли сомнения – курс про всех, кто находится в классе. За это время группа проходит несколько циклов – от веселых шуток до настоящей паники: кажется, мы потеряли контроль над ситуацией! Что происходит?

Добро пожаловать в ambiguity! И когда Вам кажется, что у вас все под контролем, то где-то из-за горизонта уже виднеется пара черных лебедей, которые летят к вам, и будьте уверены, — принесут с собой долю неопределённости и приведут к событиям, способным перевернуть ход истории. Как за прошедшие два месяца это случилось с миром и Россией в частности.

Ситуация в глобальной экономике – не что иное, как «Черный лебедь»: распространяющаяся пандемия короновируса и война на нефтяном рынке после срыва сделки ОПЕК+. Как результат, — российская экономика продолжает уходить в крутое пике: торги на фондовом рынке вот уже которую неделю закрываются корпоративными цветами коммунистической партии, а цены на нефть пробивают дно, опустившись до уровня цен 2003 года. Тем временем бизнес на всех уровнях испытывает самый настоящий шок: крупные корпорации перестраивают формы организации труда, обеспечивая массовый переход сотрудников на удаленный режим работы, сфера услуг уже несет колоссальные убытки, а малый и средний бизнес находится в поисках плана Б, поскольку очевидно, — вхождение и выход из рецессии затронет все сферы и виды деятельности.

События последних двух недель в России напоминают фильмы про катастрофы. Одни сметают полки с крупами и предметами первой необходимости в продовольственных магазинах, другие почти подпольно покупают в аптеках антисептики, третьи выводят все наличные деньги из банков. И всех их объединяет одно – люди готовятся к страшному сценарию. Иногда кажется, что самый смелый в мире режиссер-фантаст и любитель остросюжетных сценариев решил снять кассовый фильм и дано указание — палить весь бюджет!

Как современный хаос объясняет теория

Фраза «Черный лебедь» получила распространение 10 лет назад в США во время Великой рецессии и продолжила свое развитие после выхода из нее. Ее автор — инвестор и математик Нассим Николас Талеб. Более 20 лет он проработал трейдером на Уолл-Стрит, а сегодня инвестирует в венчурные проекты. Его книга «Черный лебедь», вышедшая в 2007 году, за год до финансового кризиса 2008 году, будто предсказала, — черный лебедь прилетит совсем скоро.

В 1697 году голландский исследователь Виллем де Вламинг увидел черного лебедя в Австралии, что стало полной неожиданностью для орнитологов всего мира, они были уверены – черных лебедей в природе не существует. С тех пор этим феноменом стали называть события, выходящие за рамки возможного.

Согласно концепции Талеба, «Черные лебеди» имеют три основные характеристики:

1. Они непредсказуемы.

2. Оказывают большое влияние на человечество.

3. После этого люди приходят с объяснениями того, почему событие было предсказуемым.

Другими примерами «Черных лебедей», например, могут служить трагические события 11 сентября 2001 года, когда террористы направили захваченные самолеты с пассажирами на борту в небоскребы в Нью-Йорке, или авария на Фукусиме, которая технически казалась готовой к любой внештатной ситуации, но не оказалась готовой к цунами, или Титаник — величайший корабль, призванный быть непотопляемым, но слияние человеческой ошибки и технического недостатка обрекли его на гибель.

Еще вчера с трудом можно было представить, что такие маловероятные события, как вспышка распространения вируса в мире или решение России выйти из мирового соглашения о регулировании цен на нефть возможны, и тем более, изменят мировой порядок.

Вывод 1. Хаос – это нормально и к этому нельзя подготовиться

Если Вы с трудом понимаете происходящее вокруг, или не можете объяснить вовсе – это нормально. В такие ситуации, когда стресс выключает передние лобные доли и осознанное мышление, включается основной инстинкт человека и он направлен на выживание, что создает тенденцию фокусироваться на очень краткосрочной перспективе.

Но даже в нестабильной обстановке правильная диагностика текущей ситуации и фокусировка на стратегии – еще более важно.

Шоковая терапия первых дней

5 марта руководители Sequoia Capital — одного из самых успешных венчурных фондов в мире, за плечами которого инвестиции в крупные корпорации, такие как Apple, Google и Airbnb, направили в адрес менеджеров портфельных компаний тревожное письмо. В нем они предложили подготовиться к резкому снижению деловой активности в связи с распространением вируса, а главное, — поставить под сомнение свой бизнес. «Мы усвоили важный урок – никто никогда не сожалеет о том, что быстро и решительно адаптировался к изменяющимся обстоятельствам, — написали менеджеры компании, поделившись извлеченными уроками из экономических спадов за последние 50 лет, добавив, — бизнес отражает биологию. Как писал Дарвин, выживают «не самые сильные и не самые умные, а те, кому удалось приспособиться к переменам».

Это письмо широко распространилась по западному побережью США и послужило шоковой терапией в ответ на панику в условиях неопределенности, в которой оказался целый пласт индустрий.

В течение последнего времени я особенно внимательно наблюдаю за действиями своих знакомых фаундров в благословенной на венчур Bay Area в США, и вот далеко не исчерпывающий список принятых ими мер в ответ на наступающий кризис.

1. Разработка четкой стратегии управления доходами, которая доносится до всех уровней сотрудников.

2. Эффективная коммуникациям и поддержание лояльных отношений со всеми видами стейколдеров – клиентами, сотрудниками компании, поставщиками.

3. Процессы, позволяющие поддерживать лояльность и пользовательский опыт клиентов – улучшаются еще больше.

4. Антикризисный список сокращения затрат на случай, если показатели выручки будут ниже прежнего – и это не касается любых процессов, которые завязаны на потребителях.

5. Переговоры с кредиторами/банками о рефинансировании заемного капитала при самом худшем сценарии.

Вывод 2. Выгоду извлекут те, кто способен адаптироваться

Ключевой компетенцией менеджера в кризисные времена становится способность правильно реагировать и принимать решения в условиях большого уровня неопределённости, и это очевидно. При этом события последних недель показали, что российский менеджмент оказался к этому не готов.

Традиционно мы воспитываемся на классической теории управления, которая подчеркивает необходимость действовать по сценарию: планировать, организовывать, руководить и контролировать. Это подход основан на предсказуемой среде, где поставленные цели будут актуальны в долгосрочной перспективе, где сохраняющийся уровень стабильности гарантирует результативность поставленных задач, а четкие показатели эффективности позволяют принимать взвешенные решения. И эта концепция перестала быть актуальной в условиях современного мира, а значит, дает неправильные рецепты.

Рассел Линкольн Акофф, выдающийся ученый в сфере теории управления и профессор школы менеджмента Wharton как-то сказал: «Менеджеры не решают простых, изолированных проблем, они управляют беспорядками».

Можно продолжать жить по законам любого метода планирования бизнеса, но в реалиях настоящего дня о способности выжить скажет ровно то, насколько быстро в условиях высокого уровня неопределённости вы способны адаптироваться к вызовам внешней среды. Это говорит о том, что лучший способ управления сегодня – вкладывать ресурсы в улучшение возможностей принятия решений. Возникает вопрос, с чего начать?

Подходите к неизвестному с любопытством, а не со страхом — запустите метаболизм саморазвития

Этому способствует развитие здоровой доли любопытства, и поверьте, это хорошая привычка на всю жизнь. Развитие мышления: «а что если?» позволит подходить к неизвестному с любопытством, а не со страхом. Примером этого может служить развитие технологий и появление их в нашей жизни, как например, голосовые помощники на мобильном телефоне. Поначалу из-за неопределённости в вопросах безопасности мы ставили под сомнение эту технологическую инновацию в нашей жизни, но стоило только сфокусировать мышление на поиске новых возможностей, а не подводных камней, — некоторые из нас извлекли от технологии большую выгоду.

Смотрите на ситуацию с разных сторон

В теории переговоров есть понятие «рефрейминг» — оно позволяет посмотреть на ситуацию под совершенно другим углом и найти решение тогда, когда казалось, что ситуация зашла в тупик.

Чтобы переосмыслить проблему, бросьте вызов вашим же утверждениям. Задавайте вопрос не «как решить эту проблему», а «почему это важно» или «что если посмотреть на ситуацию с другой стороны». Найдите скрытые предположения и рассмотрите альтернативные сценарии.

Изменив фрейм, вы найдете для себя новые сценарии разрешения текущей ситуации:

· Проблема как возможность

· Слабость как сила

· Невозможность сейчас как возможность в долгосрочной перспективе

· Угнетение («против вас») как нейтральное («вас не волнует»)

· Агрессия по отношению к Вам как непонимание

Перевернуть фрейм означает полностью изменить эмоциональные и концептуальные установки в отношении которых переживается ситуация в совершенно другую структуру, которая соответствует текущим фактам, но имеет позитивный сценарий развития.

Определив проблему и возможности, начните эксперименты

Понимая возможности, приступайте к их тестированию. Наверняка часть из них окажутся неудачными, и для вас это возможность получить обратную связь, что это не работает, как можно раньше. На этапе становления стартап-экосистемы среди фаундеров и инвесторов в мире широко распространилось выражение fail fast, fail cheap (ошибайся быстро, ошибайся часто).

Сегодня мир меняется быстрее, чем когда-либо. Мы не только не знаем, как будет выглядеть будущее, мы не можем его предугадать даже в краткосрочной перспективе.

Вывод 3 самый важный. Начинать изменения сейчас

Очевидно, что происходящие сегодня события приведут к макро зиме большую часть нашего мира, и возможно период рецессии станет длинными экономическим циклом в нашей истории. Мы боимся кризисов, и это нормально.

Черные лебеди, которые сейчас бороздят просторы глобальной экономики, серьезно обнажили проблемы, которые нарастали годами, а то и десятки лет. И сейчас самое время провести ревизию – возможно, скорректировать бизнес-модель, закрыть убыточную компанию или перестроить мышление под новые обстоятельства нашей жизни. Но все эти события определенно станут серьёзной движущей силой масштабных изменений в будущем. Любая рецессия всегда служит авансовым платежом за более высокий экономический рост в долгосрочной перспективе.

Рано или поздно даже самые стойкие к изменениям среди нас признают, что мир изменился. И текущий хаос – он ненадолго. Как сказал легендарный экономист Герберт Стайн: «Если что-то не может продолжаться вечно, оно остановится». Также что текущая среда дают отличную возможность, чтобы учиться принимать правильные решения в том мире ambiguity, в котором нам, очевидно, предстоит жить еще несколько десятков лет.

Юлия Данчина

11
реклама
разместить
7 комментариев

Что такое ambiguity? 

неоднозначность

Молодец