Несмотря на то, что я продал свой первый технологический бизнес более семи лет назад, все последние годы такие понятия, как mentor и coach оставались для меня пространными терминами, которые в большей степени являются уделом разнообразных «говорящих голов».
Меня терзала неопределенность. Вдруг за этими понятиями все-таки скрывается реальный бизнес-инструмент? Вдруг я упускаю из виду великолепную возможность для буста себя или своих проектов? Вдруг все это время я ошибался?
Я крайне любопытный персонаж, люблю все тестировать, желательно масштабно и с размахом. В конечном итоге, все это вылилось в то, что всего за один год я дал суммарно около 40 менторских сессий в рамках акселераторов в Азии, Европе, США и России. И еще четыре раза находил менторов лично для себя и своих проектов. Я извлек несколько уроков, которые научили меня понимать, что отличает bullshit-менторство от реального бизнес-инструмента.
1. Конкретная цель
Люди просто обожают тусоваться без всякой цели! Как-то заглянув на демо-дэй в
Lisbon Challenge, я задумался о том, что происходящее больше похоже на утренник, а не на бизнес-мероприятие. Иногда возникает ощущение, что люди ищут менторов, потому что они страдают от одиночества, так что порой во время таких сессий я чувствую себя больше психологом на приеме, нежели бизнес-партнером.
Например, однажды ко мне обратился создатель некоего «медиа-приложения». По словам автора, еще в 1997 (!) году он разработал алгоритм, который позволяет в реальном времени работать с визуальным контентом — картинками и анимациями.
Узнав о том, что в 2015 году существует Instagram, Pinterest, а также около сотни визуальных редакторов, он был весьма обескуражен. После чего еще 30 минут мы обсуждали, как такое могло произойти, и почему технологии теряют свою ценность за 18 лет пребывания «в дремучем в чулане».
В то же время, менторство ни к тусовкам, ни к общению без определенного формата не имеет никакого отношения.
Это очень конкретный инструмент, который всегда имеет одну цель — сделать быстрый скачок в рамках конкретного бизнес- или персонального испытания за минимальный промежуток времени, используя опыт человека, который имеет успешные кейсы в данной сфере.
2. Конкретный формат
Второй урок я называю «заяц долбит в барабан». Молодые (и не только) предприниматели и стартаперы полагают, что все вокруг им обязаны. И сам факт того, что человек согласился стать их ментором, автоматически означает, что его можно по поводу и без повода долбить в Facebook, Linkedin, по почте, «ловить» на конференциях с очередной пачкой вопросов и мыслей.
Это неверный подход. Моя скромная практика показала, что: Менторство — это как
permission marketing. Вы спрашиваете, если вам дали на то разрешение; Вы всегда придерживаетесь конкретного формата, который является результатом взаимной договоренности.
Нужно выбрать формат, который сулит выгоды обеим сторонам.
Например, когда я хотел получить себе в менторы крупную звезду или эксперта, я придерживался следующей стратегии:
- Я писал очень краткое письмо в 2-3 строчки максимум, обрисовывающее конкретную проблему, которую я хочу решить. Например: «Я уже отличный спикер с 40 сессиями в год, но мне нужен совет, как не выглядеть идиотом на Tedx в Сан-Франциско»;
- Я четко обрисовывал, почему именно мне нужно помочь («Я пока единственный представитель индустрии со своим мировым туром, так что это крутая возможность для вас попробовать свои идеи для аудитории в Европе и Азии»);
- Последний шаг — выгода для ментора. И, да, это не деньги. Для моего ментора это было расширение его списка партнеров, добавление ученика себе в портфолио и возможность отточить свою экспертизу на новых рынках.
3. Конкретная экспертиза
Греческая мудрость гласит, что человек может преуспеть в четырех, максимум пяти навыках. Поэтому я всегда подозрительно отношусь к тем, кто раздает советы одновременно в разных областях знаний.
Поэтому лучший совет — искать ментора не по громкому имени, а по подтвержденной экспертизе.
К сожалению, практика «говорящих голов» крайне популярна. Манера говорить обо всем и ни о чем распространена повсюду, причем не только в России. Людей, имеющих экспертизу в чем-либо, отличить не сложно:
- Они имеют конкретный фокус. Более чем у 90% он достаточно четко представлен в их LinkedIn-аккаунтах и выражен в реализованных проектах, проданных компаниях, вырученных средствах, поднятых ROI и других метриках, а также реальных отзывах представителей индустрии;
- Они всегда уходят от обсуждения вопросов, которые находятся вне зоны их компетенции, просто потому что они не хотят тратить свое и ваше время на пустую болтовню.
4. Цена — 0
Настоящие менторы никогда не берут деньги за свою помощь. Поэтому, когда вы становитесь ментором любого международного акселератора, неважно — YC в США, JFDI в Сингапуре, или Lisbon Challenge в Португалии, вы должны подписать (или дать устное согласие) на следующие условия:
- Вы не пытаетесь продавать ваши продукты или услуги;
- Вы не пытаетесь продавать командам консалтинг;
- Вы не ожидаете никакой обратной финансовой выгоды за вашу деятельность.
Обиженные консультанты могут сказать: «Да они просто хотят сэкономить на внешней экспертизе!». Возможно, но это далеко не самое главное.
Реальное менторство всегда бесплатно по 3 причинам:
- Краткосрочность (менторство заканчивается тогда, когда достигнута цель);
- Полная социальная и финансовая независимость того, кто делится экспертизой.
- Высокая степень заинтересованности ментора конкретно в вас, вашей компании, продукте, технологии и прочем с точки зрения долгосрочной стратегии его бизнеса или личного бренда.
5. Конкретная ценность для ментора
Менторство — не альтруизм.
Рассмотрим реальные примеры. В чем была выгода моих менторов:
В силу того, что мои менторы были из США, а я, в свою очередь, был достаточно активен в Азии и Европе, то взаимодействие со мной означало для них взаимоотношения с потенциальным будущим бизнес-партнером на новых для них рынках, возможность испробовать свои техники и приемы на необычных кейсах и расширить экспертизу.
Зачем лично я занимаюсь этим, тратя свое время на помощь другим, да еще и в нескольких регионах? На мой взгляд, это отличный инструмент в силу следующих причин:
- Полный доступ к уже отобранным проектам из моей индустрии в каждом из регионов мира. Это просто сказка для инвестора, ангела или предпринимателя. Ведь я не провожу сессии абы с кем, а только теми, кто находится в рамках моей экспертизы;
- Сегодня ты помогаешь кому-то. Завтра помогают тебе. Еще лучше, когда помощь может прийти с трех разных континентов;
- За последние пару лет благодаря менторским сессиям я отработал сотни разных приемов и стратегий, причем на чужих проектах. Это удобно.
Русский бы язык подучить этому ментору, а то все эти бусты, коачи и демо-деи похожи на булшит
Чувак в 2015 году узнал про инстаграм и пинтерест – интересно где об был эти 18 лет...
Чел скопипастил лидген-статейку с англоязычного сайта и типа стал ментором )) ? Кто бесплатно будет возиться и решать чужие проблемы ? СВОЕЙ мозгой подумай.
До ребрендинга на ЦП было что почитать. Так и хочется цитировать Лаврова.
какими проектами известен (или просто занимается) автор?
Судите сами... https://www.linkedin.com/in/welker