«Настоящие менторы никогда не берут деньги за свою помощь»

Предприниматель Артем Велькер подготовил для vc.ru колонку о менторстве: пять правил для тех, кто хочет извлечь из этого пользу. Они подойдут не только тем, кто сам дает людям советы, но и тем, кто нуждается в помощи ментора.

«Настоящие менторы никогда не берут деньги за свою помощь»

Несмотря на то, что я продал свой первый технологический бизнес более семи лет назад, все последние годы такие понятия, как mentor и coach оставались для меня пространными терминами, которые в большей степени являются уделом разнообразных «говорящих голов».

Меня терзала неопределенность. Вдруг за этими понятиями все-таки скрывается реальный бизнес-инструмент? Вдруг я упускаю из виду великолепную возможность для буста себя или своих проектов? Вдруг все это время я ошибался?

Я крайне любопытный персонаж, люблю все тестировать, желательно масштабно и с размахом. В конечном итоге, все это вылилось в то, что всего за один год я дал суммарно около 40 менторских сессий в рамках акселераторов в Азии, Европе, США и России. И еще четыре раза находил менторов лично для себя и своих проектов. Я извлек несколько уроков, которые научили меня понимать, что отличает bullshit-менторство от реального бизнес-инструмента.

1. Конкретная цель

Люди просто обожают тусоваться без всякой цели! Как-то заглянув на демо-дэй в Lisbon Challenge, я задумался о том, что происходящее больше похоже на утренник, а не на бизнес-мероприятие. Иногда возникает ощущение, что люди ищут менторов, потому что они страдают от одиночества, так что порой во время таких сессий я чувствую себя больше психологом на приеме, нежели бизнес-партнером.

Например, однажды ко мне обратился создатель некоего «медиа-приложения». По словам автора, еще в 1997 (!) году он разработал алгоритм, который позволяет в реальном времени работать с визуальным контентом — картинками и анимациями.

Узнав о том, что в 2015 году существует Instagram, Pinterest, а также около сотни визуальных редакторов, он был весьма обескуражен. После чего еще 30 минут мы обсуждали, как такое могло произойти, и почему технологии теряют свою ценность за 18 лет пребывания «в дремучем в чулане».

В то же время, менторство ни к тусовкам, ни к общению без определенного формата не имеет никакого отношения.

Это очень конкретный инструмент, который всегда имеет одну цель — сделать быстрый скачок в рамках конкретного бизнес- или персонального испытания за минимальный промежуток времени, используя опыт человека, который имеет успешные кейсы в данной сфере.

2. Конкретный формат

Второй урок я называю «заяц долбит в барабан». Молодые (и не только) предприниматели и стартаперы полагают, что все вокруг им обязаны. И сам факт того, что человек согласился стать их ментором, автоматически означает, что его можно по поводу и без повода долбить в Facebook, Linkedin, по почте, «ловить» на конференциях с очередной пачкой вопросов и мыслей.

Это неверный подход. Моя скромная практика показала, что: Менторство — это как permission marketing. Вы спрашиваете, если вам дали на то разрешение; Вы всегда придерживаетесь конкретного формата, который является результатом взаимной договоренности.

Нужно выбрать формат, который сулит выгоды обеим сторонам.

Например, когда я хотел получить себе в менторы крупную звезду или эксперта, я придерживался следующей стратегии:

  • Я писал очень краткое письмо в 2-3 строчки максимум, обрисовывающее конкретную проблему, которую я хочу решить. Например: «Я уже отличный спикер с 40 сессиями в год, но мне нужен совет, как не выглядеть идиотом на Tedx в Сан-Франциско»;
  • Я четко обрисовывал, почему именно мне нужно помочь («Я пока единственный представитель индустрии со своим мировым туром, так что это крутая возможность для вас попробовать свои идеи для аудитории в Европе и Азии»);
  • Последний шаг — выгода для ментора. И, да, это не деньги. Для моего ментора это было расширение его списка партнеров, добавление ученика себе в портфолио и возможность отточить свою экспертизу на новых рынках.

3. Конкретная экспертиза

Греческая мудрость гласит, что человек может преуспеть в четырех, максимум пяти навыках. Поэтому я всегда подозрительно отношусь к тем, кто раздает советы одновременно в разных областях знаний.

Поэтому лучший совет — искать ментора не по громкому имени, а по подтвержденной экспертизе.

К сожалению, практика «говорящих голов» крайне популярна. Манера говорить обо всем и ни о чем распространена повсюду, причем не только в России. Людей, имеющих экспертизу в чем-либо, отличить не сложно:

  • Они имеют конкретный фокус. Более чем у 90% он достаточно четко представлен в их LinkedIn-аккаунтах и выражен в реализованных проектах, проданных компаниях, вырученных средствах, поднятых ROI и других метриках, а также реальных отзывах представителей индустрии;
  • Они всегда уходят от обсуждения вопросов, которые находятся вне зоны их компетенции, просто потому что они не хотят тратить свое и ваше время на пустую болтовню.

4. Цена — 0

Настоящие менторы никогда не берут деньги за свою помощь. Поэтому, когда вы становитесь ментором любого международного акселератора, неважно — YC в США, JFDI в Сингапуре, или Lisbon Challenge в Португалии, вы должны подписать (или дать устное согласие) на следующие условия:

  • Вы не пытаетесь продавать ваши продукты или услуги;
  • Вы не пытаетесь продавать командам консалтинг;
  • Вы не ожидаете никакой обратной финансовой выгоды за вашу деятельность.

Обиженные консультанты могут сказать: «Да они просто хотят сэкономить на внешней экспертизе!». Возможно, но это далеко не самое главное.

Реальное менторство всегда бесплатно по 3 причинам:

  • Краткосрочность (менторство заканчивается тогда, когда достигнута цель);
  • Полная социальная и финансовая независимость того, кто делится экспертизой.
  • Высокая степень заинтересованности ментора конкретно в вас, вашей компании, продукте, технологии и прочем с точки зрения долгосрочной стратегии его бизнеса или личного бренда.

5. Конкретная ценность для ментора

Менторство — не альтруизм.

Рассмотрим реальные примеры. В чем была выгода моих менторов:

В силу того, что мои менторы были из США, а я, в свою очередь, был достаточно активен в Азии и Европе, то взаимодействие со мной означало для них взаимоотношения с потенциальным будущим бизнес-партнером на новых для них рынках, возможность испробовать свои техники и приемы на необычных кейсах и расширить экспертизу.

Зачем лично я занимаюсь этим, тратя свое время на помощь другим, да еще и в нескольких регионах? На мой взгляд, это отличный инструмент в силу следующих причин:

  • Полный доступ к уже отобранным проектам из моей индустрии в каждом из регионов мира. Это просто сказка для инвестора, ангела или предпринимателя. Ведь я не провожу сессии абы с кем, а только теми, кто находится в рамках моей экспертизы;
  • Сегодня ты помогаешь кому-то. Завтра помогают тебе. Еще лучше, когда помощь может прийти с трех разных континентов;
  • За последние пару лет благодаря менторским сессиям я отработал сотни разных приемов и стратегий, причем на чужих проектах. Это удобно.
11 комментариев

Русский бы язык подучить этому ментору, а то все эти бусты, коачи и демо-деи похожи на булшит

8
Ответить

Чувак в 2015 году узнал про инстаграм и пинтерест – интересно где об был эти 18 лет...

4
Ответить

Чел скопипастил лидген-статейку с англоязычного сайта и типа стал ментором )) ? Кто бесплатно будет возиться и решать чужие проблемы ? СВОЕЙ мозгой подумай.

До ребрендинга на ЦП было что почитать. Так и хочется цитировать Лаврова.

4
Ответить

какими проектами известен (или просто занимается) автор?

1
Ответить

Судите сами... https://www.linkedin.com/in/welker

Ответить