Сто лет тому вперёд или сорок лет спустя

В 1984 году вышел на телеэкраны Советского Союза фильм «Гостья из будущего», в наши дни, сорок лет спустя на экраны кинотеатров современной России вышел фильм «Сто лет тому вперёд».

Мир изменился…

Можно по разному относиться к советской эпохе, лично я довольно негативно отношусь к коммунистическим идеям, а точнее к диалектическому материализму, лежащему в основе ленинизма и, соответственно, всей советской идеологии.

Хотя нельзя отметать тот факт, что в основе революционных идей, в том числе лежали теоретические основы научно-технической революции и идея прогресса.

Собственно говоря, основной ошибкой советской научной школы я бы считал борьбу с так называемой старой психологией и сведение человеческой природы исключительно к биологическому существованию, в то время как старая психология рассматривала ум, разум, рассудок как душевные способности, т.е. принадлежащие не физическому телу.

Всё противоречие между советской фундаментальной теорией и теорией построенной на традиционных взглядах может быть сформулировано одним лишь вопросом – что первично, вещество или сознание?

Сто лет тому вперёд или сорок лет спустя

В традиционных представлениях именно сознание определяет бытие и даже материю, в то время, как в рамках диалектического материализма сознание рассматривается лишь как продукт развития биологических видов, в основе которых лежит именно вещественная природа.

Впрочем, всё это тема совершенно другого разговора. Хотя стоит сказать, что в соответствии с современными исследованиями в области фундаментальной физики всё больше подтверждений получает теория, что именно энергия является первоосновой, а материя появляется в точке перехода энергии в материю. На этом пороге, то, что раньше было чистой энергией, чистой возможностью, становится видимым, это изменение происходит лишь с появлением наблюдателя.

Если опустить вопросы метафизики и не углубляться в первопричины, то все же, в поздний период своего развития советская система ставила во главу угла развитие разума человека. Это нашло отражение в трудах таких футурологов как братья Стругацкие, описавшие в своих научно-фантастических произведениях воплощение следующей стадии вертикального прогресса человеческой расы, получившее название Людены. Эти люди обладали способностями невообразимо превышающими способности Homo Sapiens причем превышающими именно в ментальных способностях и обретают способности к существованию в иных формах, недоступных восприятию человека.

Стругацкие писали «Историю будущего» и это качественно отличает их от современной фантастики. Причем это будущее строилось на прогрессе ментальных способностей человека, развитии человеческого разума до уровня Монокосма

Синтез Разумов неизбежен. Он дарует неисчислимое количество новых граней восприятия мира, а это ведет к неимоверному увеличению количества и, главное, качества доступной к поглощению информации, что, в свою очередь, приводит к уменьшению страданий до минимума и к увеличению радости до максимума. Понятие "дом" расширяется до масштабов Вселенной. (Наверное, именно поэтому возникло в обиходе это безответственное и поверхностное понятие — Странники.) возникает новый метаболизм, и как следствие его — жизнь и здоровье становятся практически вечными. Возраст индивида становится сравним с возрастом космических объектов — при полном отсутствии психической усталости. Индивид Монокосма не нуждается в творцах. Он сам себе и творец, и потребитель культуры. По капле воды он способен не только воссоздать образ океана, но и весь мир населяющих его существ, в том числе и разумных

А. и Б. Стругацкие, Волны гасят ветер

Как не странно, но через диалектический материализм Стругацкие приходят к некой аналогии Софии, премудрости божьей, понятии, выражающем особое представление о мудрости или олицетворённая (воплощённая) мудрость в традиционных представлениях, в которых обретение мудрости является вершиной человеческого существования, а значит, путь развития человеческого разума является основой развития человеческой цивилизации.

Сто лет тому вперёд или сорок лет спустя

Путь к мудрости проходит основной нитью всей советской научной фантастики. И если говорить о путешествии Коли Герасимова в будущее в киноленте «Гостья из будущего», то для него, как и для зрителей, это возможность заглянуть в «прекрасное далеко», в то место где человечество достигает качественно иной разумности и мир, в который он попадает, является её отражением и проявлением, как осязаемая цель.

На этом фоне современная фантастика предстает набор клише, в которых те же люди, только другое оружие, другие технические возможности, но всё то же самое, в основе сюжета простое рубилово, «приключения тела», как сказали бы братья Стругацкие устами героя повести «Обитаемый остров».

Если говорить о сюжете «Сто лет тому вперед», то даже само будущее возникает не через развития человечества, а через пришествие инопланетян, которые одаряют людей своими знаниями и от того, какие это инопланетяне будут, добрые или злые, зависит, каким будет будущее человечества.

По сути, современная культура отбирает у людей саму возможность думать и строить своё будущее, мир как бы закукливается, останавливается в своём развитии.

Впереди череда одних и тех же событий, будет меняться мода, появятся новые технологии, но люди какими были, такими и останутся, всё тот же набор желаний – вкусно поесть и посмотреть какой-нибудь экшен.

Впереди человечество ждет будущее без будущего.

Самое главное, еще сорок лет назад путь к мудрости лежал в будущем, теперь он в прошлом…

4242 показа
1919 открытий
Начать дискуссию