Agile, Scrum и LeSS: подходы, которые меняют жизнь

Привет, это UIS!

Это нетипичный материал для нашего блога, но раз уж мы в первую очередь продуктовая IT-компания, игнорировать базу — грешно.

Наверняка вы что-нибудь слышали об Agile и Scrum (меньше, наверное, на слуху крутилось LeSS), но всё это — звенья одной цепи.

В статье мы кратко пройдемся по основным понятиям Agile и выясним, какое отношение к нему имеют Scrum и LeSS. А еще разберемся, реально ли внедрить эти подходы в любую компанию.

Agile, Scrum и LeSS: подходы, которые меняют жизнь

Что такое Agile: мини-вступление

Agile — это новый подход в управлении проектами, который возник в конце XX века.

В 1986 году японские учёные Хиротака Такэути и Икудзиро Нонака наблюдали за эффективностью трёх компаний — Fuji-Xerox, Honda и Canon. В ходе исследования они установили:

  1. Команды разнопрофильных специалистов быстрее приходят к результату. При этом они работают над одной задачей одновременно и следят за всем процессом «в прямом эфире».
  2. Компании, где задача переходит от одного специалиста к другому, долго не достигают успеха. Сотрудники перенимают эстафету из рук в руки и не контролируют, в какую сторону движется процесс.

Первый пример — это и есть Agile. Хиротака Такэути и Икудзиро Нонака заложили фундамент в развитие этого подхода. Но чтобы лучше понять, что же такое Agile, сравним его с классическим методом Waterfall.

Agile Vs. Waterfall: в чём разница

Начнем с названия. Agile переводится с английского как «гибкий», «подвижный». Waterfall же означает «водопад» или «каскад». Водопад движется в одном направлении и изменить его ход нельзя. Если бы мы захотели, чтобы он пустился в обратную сторону, то ничего бы не изменилось. Но пофантазируем, что такая возможность у нас всё-таки есть: в игру вступает Agile — гибкий подход, где мы не следуем за потоком, а преобразовываем его в процессе.

При классическом (каскадном) методе девиз такой: «Готовый продукт и ещё раз готовый продукт». Это поэтапная модель, которая схематично выглядит так:

Этап 1 → Этап 2 → Этап 3 → Этап 4 → …

Agile, Scrum и LeSS: подходы, которые меняют жизнь

Суть в том, что вы переходите от этапа к этапу. Пока один не закончится, не начнётся другой. И так до конца цепочки. В итоге вы разрабатываете продукт, но получаете правки от заказчика. Что-то дорабатываете и бесконечно согласовываете. А потом — выпускаете продукт на рынок и рискуете, что к моменту выхода он потеряет актуальность.

Ещё в Waterfall существует жёсткая иерархия: есть руководитель и подчинённые, к мнению которых часто не прислушиваются. Кроме того, вы должны успевать к сроку и не можете менять план.

При Agile всё с точностью до наоборот. Здесь нет девиза, но есть соглашение: «Выпускаем продукт сейчас и улучшаем его в процессе».

Agile, Scrum и LeSS: подходы, которые меняют жизнь

Собирается небольшая команда многопрофильных специалистов и работает в режиме реального времени. Каждый видит, что делает другой. Задачи решаются по приоритетности, а изменения вносятся на ходу. Проводятся собрания, на которых оцениваются результаты работы и вовремя корректируются предложения.

Здесь можно поменять план и сдвинуть сроки. В итоге продукт, например, мобильное приложение, выходит на рынок, а дальше его версии постоянно улучшаются и обновляются.

Ценности Agile: философия дзен-буддизма

Agile — не просто метод управления, а скорее — философия.

В 2001 году разработчики из разных стран мира создали «Манифест Agile». Они протестовали против консервативного подхода и бюрократии в IT-сфере и сформировали новые приоритеты.

Ценности Agile:

  1. Залог успеха — непрерывное общение.
    Процессы не стопорятся, когда люди постоянно взаимодействуют друг с другом: лично и без дополнительных проволочек, вроде заполнения документации. Либо же используют видеочаты и наглядные интерактивные доски, но исключают при этом длительные переписки по почте и в мессенджерах. Люди и общение — вот то, на чём держится Agile.
  2. Документация — гиблое дело.
    Отчётность, презентации, характерные для каскадного метода, — это не то, что нужно клиенту или заказчику. Они ждут готовый продукт, а не заполненные бумаги. Захватить рынок с постоянными ТЗ, документами и таблицами — кропотливый и малодейственный труд. Продукт просто не готов, а нужно как можно быстрее вывести его в продажу.
  3. Сотрудничество выше формальностей.
    Договор с жёсткими требованиями ограничивает свободу: в нём прописывают объём работ, сроки, цену и т.д. Но детали нужно обсуждать и что-то менять в процессе, ведь на кону — работающий продукт. Странно, если бы у команды стояла задача «Успеть вовремя и разойтись». Гораздо лучше выстраивать партнёрские отношения с заказчиком.
  4. Отходить от плана — это нормально.
    Конечно, разрабатывать план, прогнозировать и давать оценки необходимо, но не следует воспринимать всё как букву закона. Изменения можно вносить на каждой стадии, а задачи — решать постепенно: по приоритетности.
Agile, Scrum и LeSS: подходы, которые меняют жизнь

Agile не расплёскивается на всё и сразу, в точной последовательности и заданном порядке. Это система ценностей и принципов, которая упрощает работу команды и ускоряет выход продукта.

У Agile есть несколько методологий. О двух из них — Scrum и LeSS — мы расскажем ниже.

Scrum: один за всех и все за одного

Scrum — одна из методологий Agile. По данным ScrumTrek за 2022 год, эту методологию применяют 82% участников российского исследования и 87% участников мирового исследования State of Agile.

Впервые слово «scrum» употребили всё те же японские учёные Хиротака Такэути и Икудзиро Нонака. Так получилось, что они невольно открыли и Agile, и одну из его методологий.

Скрам, или в переводе «схватка», — это элемент игры в регби: захват и ведение мяча. Восемь игроков от каждой команды вступают в схватку, обхватив друг друга руками. В этом действии важна слаженность и единство команды.

Как «схватка» работает в управлении бизнесом? Об этом в 1993 году задумался американский программист Джефф Сазерленд и создал методологию Scrum. В 1995-м, вместе с разработчиком программного обеспечения Кеном Швабером, он доработал модель, и Scrum стал успешно применяться в технологических отраслях. Позже идею подхватили и другие предприятия: медицинские учреждения, университеты, финансовые и телекоммуникационные компании.

Agile, Scrum и LeSS: подходы, которые меняют жизнь

Методология Scrum построена на трёх принципах:

  • Прозрачность. Участники команды посвящены в курс дела, и никто не выпадает из ритма. Каждый знает, чем заняты другие, и видит прогресс по задачам. Обычно для этого используются доски по типу: «Задачи в работе», «На согласовании», «Завершённые» и т.д.
  • Проверка. Ответственные изучают промежуточные результаты и корректируют задачи в процессе. Вопросы решаются на коротких встречах и собраниях.
  • Адаптация. Ответственные вовремя реагируют на «неполадки» и меняют направление, когда это необходимо.

Если коротко, Scrum — это командный подход. Небольшая группа — не более 10 человек — работает над одним проектом. Это сплочённая команда профессионалов, нацеленная на результат — создание готового продукта. Они помогают друг другу, вовремя замечают изъяны и вносят предложения. Участники scrum-команды подвижны, устраняют трудности прямо в процессе работы, контактируя между собой. При этом каждый специалист обладает такими качествами, как самоорганизованность, ответственность, открытость и др.

Понятия Scrum: как работает команда

В фреймворке Scrum выделяют пять этапов:

  1. Сначала ставят цели и определяют видение продукта — это предварительное планирование. На этом этапе намечают задачи и создают бэклог. Бэклог — это список всех работ, которые необходимо выполнить.
  2. Далее происходит планирование спринта. Спринт — основа Scrum, короткие промежутки времени (начиная от одной недели), в течение которых команда работает над определённым списком задач из бэклога. То есть большой проект дробится на составные части. На планировании важно определить приоритетность задач, оценить время их выполнения. Бэклог спринта должен быть небольшим.
  3. Затем следует реализация спринта. Чтобы результат был удачным, проводятся ежедневные встречи (Scrum-собрания). На них выявляются трудности, обсуждается работа над задачами в конкретный момент времени и фиксируются успехи.
  4. Когда спринт завершается, тестируются улучшения продукта.
  5. В конце проводится ретроспектива — анализ итогов спринта. Здесь команда разбирает ошибки и думает над тем, как улучшить дальнейшую работу. Также они корректируют общий бэклог, если какие-то задачи выполнены.

Роли в Scrum: кто тут главный

Agile, Scrum и LeSS: подходы, которые меняют жизнь

В Scrum есть три роли:

  1. Владелец продукта/Product owner — тот, кто развивает продукт, определяет вектор и составляет видение. Его задача — контролировать работу на всех этапах производства и устанавливать контакт со всеми участниками команды.
  2. Scrum-мастер — человек, который организовывает работу по Scrum, сплачивает коллектив, обучает и налаживает процессы внутри команды. Миссия scrum-мастера — увеличить её производительность.
  3. «Разработчики»/Development team — сюда могут входить люди разных профессий: программисты, дизайнеры, писатели, маркетологи и т.д. Простыми словами, это участники scrum-команды, которые обладают необходимыми навыками для выполнения совместной работы. Они отчитываются о результатах на спринтах, рассказывают об успехах и провалах, обсуждают проблемы и решают, как их исправить.

Таким образом, при Scrum работа ведётся интервально. Это позволяет наладить гибкий рабочий процесс, обозначить цели и задачи, улучшить коммуникацию в команде. Помимо Scrum, есть ещё одна похожая методология — LeSS.

LeSS: это ещё что такое и чем отличается от Scrum

LeSS (Large-Scale Scrum) — это методология, в основе которой лежат принципы Scrum. Но если обычный Scrum применяют в небольших проектах, то LeSS используют в крупных компаниях.

LeSS от Scrum отличает то, что в разработке продукта участвует не одна, а несколько команд: от 2 до 8 (LeSS) или от 8 и более (LeSS Huge). Приоритетная задача LeSS — упростить организацию и коммуникацию команд, повысить их производительность.

Если сравнить обе Agile-методологии — Scrum и LeSS, то можно обнаружить следующие различия:

  1. Планирование спринтов в LeSS проходит в два этапа, а не в один, как в Scrum. Одно собрание общее (на нём могут присутствовать только представители команд), а другое — командное. По такой же схеме проходят и ретроспективы.
  2. В LeSS есть межкомандные сессии. Они нужны для участников команд со связанными задачами.
  3. Участники следят за изменениями в работе несколько раз в день и обновляют информацию, если это необходимо.
  4. Чтобы ускорить общение по конкретной задаче, создаются онлайн-чаты.
  5. Задачи из бэклога делятся между командами, а не внутри команды.

В остальном принцип работы LeSS такой же, как и у Scrum. Просто первый необходим для масштабирования проектов и работает в связке с различными командами, а второй — функционирует в привычном русле: в рамках одной scrum-команды.

Преимущества и недостатки Scrum и LeSS

К преимуществам Scrum и LeSS можно отнести:

  • Быструю разработку инновационных продуктов. Особенно хорошо это подходит для IT-сферы.
  • Открытый обмен информацией, где каждый в курсе, как выполняется работа.
  • Команда принимает совместные решения и несёт за них ответственность.
  • Высокая адаптивность под изменения и возможность менять план по ходу.
  • Большие задачи дробятся на несколько подзадач. Так проще вносить корректировки.

У Scrum и LeSS также есть недостатки:

  • Методы не действуют при ограничениях по бюджету и срокам. Например, они неприменимы в аутсорсинговых компаниях, где часто заключаются строгие контракты.
  • Не подходят для детального планирования и прогнозирования.
  • Работают только в том случае, если заказчик готов видеть «демо»-результат, а не цельный продукт.
  • Возможна неверная организация бэклога: нужно правильно расставлять приоритеты.
  • Многое зависит от компетентности scrum-мастера, который обучает и сплачивает команду.

В масштабных и сложных проектах лучше внедрять LeSS, а в малых и средних — Scrum.

Так или иначе, оба метода относятся к Agile. Они более подвижные, чем каскадная модель. Но это не значит, что одно работает лучше, а другое — хуже. Для разных компаний и проектов нужны свои решения. Если задача повторяется, и её алгоритм выверен годами, то и Agile здесь не подойдёт. А вот при разработке нового продукта навредить может уже Waterfall.

Надеемся, мы ввели вас в курс дела. Если остались вопросы — задавайте их в нашем телеграм-канале или здесь в комментариях!

14
Начать дискуссию