Любая компания с собственной продуктовой линейкой рано или поздно доходит до такой стадии развития, когда открытие сети фирменных магазинов привлекает новых покупателей и позволяет расширить свое влияние, а не угрожает финансовым провалом. Для Apple поворотный момент случился около 12 лет назад — в начале лета далекого 2001 года Стив Джобс в виртуальной экскурсии рассказал об
открытии двух Apple Store в Калифорнии.
С тех пор прошло много времени. Компания из Купертино выпустила множество интересных и революционных продуктов, Apple Store давно превратился из небольшого проекта компании в основной источник дохода от розничной торговли.
Раньше Apple считалась корпорацией по производству аппаратного обеспечения, вдобавок к которому разрабатывались сервисы и программы, помогающие продажам Mac, iPod и других продуктов. Однако в последние годы технические характеристики устройств начинают значить все меньше, главную роль теперь играет операционная система и дополнительные сервисы (
интересные размышления на эту тему).
На прошлой неделе Тим Кук, генеральный директор Apple, выступал на ежегодной конференции Goldman Sachs. Он сделал множество интересных заявлений, в числе которых подтвердил важность программной составляющей продуктов:
Мы больше не компания по производству аппаратного обеспечения. Сейчас есть много других направлений, которыми мы занимаемся, и которые помогают увеличить выручку.
Он напомнил, что в прошлом квартале Apple заработала 3.75 миллиарда долларов на продажах программного обеспечения и сервисов, в том числе программ в App Store, музыки в iTunes, подписок и так далее.
Однако это не значит, что Apple перестала получать доход со своих «физических» продуктов. По мнению аналитиков, маржа iPhone и iPad существенно превышает аналогичный показатель у многих девайсов на Android, которые продаются по заниженной цене и нацелены на
бюджетный сегмент рынка. Apple зарабатывает на продажах своих устройств, причем очень прилично. И далеко не второстепенную роль в этом успехе сыграла развитая сеть фирменных магазинов Apple Store, коих на данный момент числится около четырех сотен в 12 странах по всему миру.
Тим Кук следующим образом прокомментировал вопрос об Apple Store:
There’s no better place to discover, explore and learn about our products than in retail. It’s the retail experience where you walk in and you instantly realize this store is not here for the purpose of selling. It’s here for the purpose of serving. I’m not even sure “store” is the right word anymore. They’ve taken on a role much broader than that. They are the face of Apple for almost all of our customers.
Популярность подтверждается цифрами. За последний квартал было зафиксировано 120 миллионов посетителей Apple Store:
Интересно сравнить зависимость ежегодного количества посетителей от увеличения числа магазинов:
Как можно видеть на диаграмме ниже, значительную часть прибыли от Apple Store компания получает в Америке — 63 процента. Остальные страны, в том числе перспективный китайский рынок с огромным потенциалом, не набрали даже 10 процентов.
Я невероятно доволен нашей сетью магазинов. Мы будем продолжать инвестировать в эту область, как сумасшедшие.
Интересно отметить, что основная доля денег при открытии нового магазина тратится на покупку оборудования и установку программного обеспечения для использования персоналом, а не на строительство и роскошные материалы.
Команда наших сотрудников — самая лучшая в мире. И они получают соответствующую зарплату.
Сравнение Apple Store с другими популярными магазинами в Америке — самый любопытный и одновременно самый впечатляющий график. Как говорится, комментарии излишни.
Пусть Тим Кук и бросается фразами: «We are not a hardware company», факты подтверждают, что фирменная сеть магазинов значит
очень многое для компании из Купертино. Безусловно, Apple хочет продолжить свой успех в области ритейла, и в этих целях на протяжении следующего года откроется 30 новых магазинов, причем один из них (или больше) на территории новой страны. Есть ли шансы, что мы увидим Apple Store в России?
Шансы есть всегда. Тим Кук еще в октябре 2011 года
высказывал мнение, что Россия (наряду с Бразилией и странами Ближнего Востока) является многообещающим рынком. Его заявления не оказались голословными, отношение Apple к России за последние пару лет несколько изменилось.
В конце прошлого года
открылся локализованный раздел официального магазина iTunes Store, с помощью которого любой житель России может совершенно легально приобрести музыку, фильмы и прочий медиа-контент. В попытке побороть обширное
распространение пиратства, средняя стоимость содержимого в iTunes Store была существенно занижена в сравнении с европейскими и американскими ценами.
Есть и другие предпосылки, подтверждающие, что Apple в будущем собирается открывать фирменный магазин на территории Российской Федерации. В последнее время заключаются
контракты с реселлерами без посредников и ведется
активный набор сотрудников в российское представительство компании. В любом случае, до открытия возможного магазина может пройти от нескольких месяцев до нескольких лет.
А пока мы продолжаем жить в стране, где стоимость нового iPhone или iPad в первые дни продаж может равняться сумасшедшим 150–200 тысячам рублей, где значительная доля устройств Apple приобретается на «сером» рынке, где авторизованные реселлеры устанавливают наценку в 30–50 процентов, из-за чего теряют своих клиентов и
переключаются на другие направления продаж.
По словам генерального директора re:Store Retail, реализация продукции Apple уже не приносит столько прибыли, как раньше. Еще в 2011 году основным источником дохода компании были именно электронные гаджеты, доля которых в общем обороте составляла почти 80 %. На данный момент она стремительно снижается — теперь этот показатель варьируется в районе 60 %, причем существует тенденция к дальнейшему падению.
Выход из сложившейся ситуации видится только один — открытие Apple Store в России и жесткий контроль цен со стороны Apple.
Update: Комментарий
Людмилы Семушиной, руководителя службы по связям с общественностью компании Inventive Retail Group:
По итогам 2012 г. продажи сети re:Store выросли на 36%, по сравнению с 2011 г. Мы наблюдаем постоянный рост интереса к продукции компании Apple, что способствует росту трафика и продаж год от года.
Графики от Asymco