20 бизнес-рисков, о которых всегда нужно помнить руководству компании

Друзья, привет! В период пандемии или различных форс-мажоров бизнесу нужно помнить и и просчитывать всевозможные риски. Риск - это потенциальная проблема. Риск может реализоваться или нет, но вести бизнес и не думать о рисках - это как лезть по скалам без страховки.

Бизнес-риски угрожают компании провалом в достижении бизнес-целей. Менеджмент разрабатывает планы, работает с продуктом, пытается удержать показатель рентабельности, а если вдруг все усилия идут насмарку - реализовался риск. Но если знать, откуда и какой опасности ожидать, можно удержать показатели в желаемых пределах. В SWOT-анализе бизнеса риски закладываются в блок угрозы. И если жизнь на планете Земля протекает благоприятно этих рисков будет мало, а при текущей ситуации рисков для бизнеса предостаточно. Предлагаю Вам ознакомиться с 20 бизнес-рисками, на которые сегодня стоит обратить внимание в первую очередь.

Если вы знаете другие риски, то напишите их, пожалуйста, в комментариях.

1. Риск потерять конкурентные преимущества

В отраслях, где существует серьезная конкуренция, может случиться ситуация, когда компания теряет конкурентные преимущества. Например, на рынок выходит новый продукт, имеющий гораздо лучше потребительские свойства, чем тот, что предлагаете вы. Или другая фирма получила возможность значительно сократить расходы на производство. Для того, чтобы уменьшить эту угрозу, всегда наблюдайте за рынком, крупнейшими конкурентами, технологическим развитием в отрасли. Прорыв, произошедший в конкурентном окружении, не должно неожиданностью.

2. Экономический риск

Это изменения в экономике, которые могут привести к падению продаж или увеличению расходов компании. Есть большое количество инструментов, которые уменьшают последствия наступления следующих рисков: от диверсификации бизнеса с выходом за пределы одного государства и монопродукта к фиксации контрактных цен на долгосрочной основе. Некоторым экономическим рискам невозможно противостоять, но это не значит, что их можно игнорировать.

3. Операционный риск

Предположим, экскаваторщик на соседнем участке во время работы разорвал линию связи. Компания мгновенно лишилась потока входящих звонков и интернета. Даже один день без клиентов - это существенная потеря дохода, поэтому необходимо задуматься о налаживании резервных или альтернативных рабочих процессов.

4. Правовой риск

То, что сегодня находится в рамках закона, назавтра может стать преступлением - и наоборот. Изменения в правовом поле несут большие угрозы, но часто бывают прогнозируемыми: законодательный процесс в большинстве государств - медленное дело. Поэтому юридический отдел должен отслеживать изменения в государственных актах, которые могут влиять на деятельность компании. А в странах, где правовая ситуация плохо прогнозируема, необходима дополнительная бдительность, максимальное упрощение операций или даже сокращение присутствия на рынке.

5. Риск несоответствия требованиям законодательства

Мы можем просто не знать, что нарушаем закон или требования госучреждений. Так же мы можем не знать, что один из менеджеров дал взятку ради выгодного для компании контракта (и собственного бонуса, конечно). Но в случае, если нарушение будет выявлено, придется отвечать организации. Так «Airbus» оштрафовали на 4 миллиарда евро за оплаченные в 16 странах взятки. Нулевая толерантность в компании относительно коррупции, расизма, сексизма, защита окружающей среды и здоровья работников помогут значительно сократить вероятность наступления этого риска. Большая компания обязана внедрять соответствующие политику и процедуры, которые должны знать и выполнять все сотрудники, а за нарушение должны увольнять независимо от уровня должности.

6. Риск стратегии

Ошибка в стратегии может поставить организацию на грань краха. Решили выйти на рынок с качественным продуктом, а потребителям был нужен дешевый. Пригласили звездного топ-менеджера, а он оказался неспособным управлять бизнесом. Выбрали интернет для рекламы товара, а целевая аудитория смотрит только телевизор. Все это примеры, когда провал в стратегии приводит к проблемам. Чтобы предотвратить это, следует определить слабые места рынка, отрасли, поставщиков, производства и везде поставить "предохранители": дополнительный план на случай, если стратегия не сработает.

7. Репутационный риск

Компания - это люди, и если часть из них - некомпетентны, нечестны, склонны прикрывать собственную непрофессионализм ложью или преступлениями, то репутация фирмы под угрозой. Представьте, что оператор клиентской службы обманывает клиентов, чтобы не доводить проблему до руководства. Организация уже теряет доверие и репутацию, а если ситуация вместе с доказательствами попадет к соцсетям или медиа - потери будут еще больше.

Предупредить этот риск можно, начав заранее строить доверительные и прозрачные отношения с потребителями с помощью полезного контента и приятного клиентского опыта.

8. Программный риск

Неудача может случиться и с отдельной бизнес-программой компании или портфелем проектов. Старайтесь наладить программную и продуктовую линейки компании таким образом, чтобы провал в одной из них не стал большой проблемой для других направлений деятельности. То есть от успеха или провала одной программы не должен зависеть весь бизнес, даже если это - стартап, основанный на одном продукте.

Чтобы избежать этого риска, следует развивать одновременно несколько идей. Например, если вы решили запустить онлайн-платформу, то выберите десять различных направлений и сделайте десять сайтов, тогда шанс успеха повысится.

9. Риск проекта

Отдельный проект также может потерпеть поражение. Это может произойти из-за ошибки в бюджете, технологическую неготовность, отсутствие соответствующих специалистов и тому подобное. Крах проекту, так же как программы, не должна вызывать таких последствий, приводящих к значительным проблемам компании в целом.

10. Риск инноваций

Когда компания разрабатывает или внедряет инновации, никто не даст гарантии того, что это завершится успехом. Независимо от результата, ресурсы будут потрачены. Не тратьте деньги на инновации только потому, что это модно, помните - прогресс требует тщательного анализа и планирования.

11. Риск страны

Существуют риски, связанные с угрозами для государства: внешними и внутренними вызовами, слабостью экономики, судебной и правоохранительной системы и тому подобное. О реализации этих рисков можно было бы спросить у тех, кто инвестировал в облигации Российской империи, если бы они были живы.

Предупредить эти такие почти невозможно, но вы о них обязаны помнить.

12. Риск качества

Продукты или услуги компании могут не соответствовать требованиям клиентов по качеству. Две аварии самолетов Boeing 737 MAX привели к тому, что продажи авиагиганта в 2020 году упали практически до 0.

Проблемы с качеством, а после этого и репутационные риски привели к обвалу продаж коммерческих самолетов компании Boeing.

Конечно, все хотят производить продукты высочайшего качества, но сами потребители часто соглашаются на низкое качество ради низкой стоимости или скорости выхода продукта на рынок. Поэтому качество должно быть просто приемлемым, но уровень "приемлемости" стоит подробно описать.

13. Кредитный риск

Контрагенты вашей компании могут не оплатить товары или услуги. Неважно, из-за неспособности или потому что просто решили не платить. Старайтесь тщательно проверять партнеров, используйте страхования кредитов или банковскую гарантию, которые уменьшают риск неплатежей.

14. Риск изменения валютных курсов

Когда бизнес выходит за пределы национального валютного рынка в торговых операциях, инвестициях, кредитовании и т.п., у него появляется риск потерять деньги из-за изменения курсов валют. Допустим, компания взяла кредит в 1000000 долларов США для развития бизнеса, ежегодный платеж составил 100 000 долларов, а инфляция ведь на месте не стояла.

Не берите кредитов в иностранной валюте, если доход компании не формируется из нее в достаточной степени. Нивелировать риски валютных колебаний можно с помощью финансовых инструментов, например, фьючерсов и форвардных контрактов.

15. Риск изменения учетной ставки

Если ваша компания в значительной степени зависит от кредитных ресурсов, увеличение ставки по кредиту приведет к росту расходов на обслуживание долга. Большой долг или резкое колебание размера ставки могут стать в таком случае тем, что утопит компанию. Чтобы обезопасить себя, необходимо сформировать портфель из инструментов кратко- и долгосрочного финансирования, что позволит придерживаться графика выплат при любых обстоятельствах.

16. Риск налоговых изменений

Налоговая среда, в которой работает компания, со временем в определенной степени меняется. Налоговые ставки повышают или (помечтаем :-) снижают, а фискальная служба вводит новые методы борьбы с размыванием налоговой базы и тому подобное. Прогнозировать влияние таких изменений на бизнес трудно, но возможно. Следует помнить, что борьба с агрессивным налоговым планированием ведется не только на национальном, но и на международном уровне.

17. Риск прерывания процесса

Обычно, процессы в компании хорошо налажены и работают бесперебойно: на линии производится продукция, данные о продажах хранятся на сервере, для руководства готовится очередной отчет, персонал проверяет банковское приложение в ожидании очередной заработной платы.

Но может случиться авария, что разрушает весь процесс - неисправность оборудования, хакерская атака или ошибка бухгалтера в реквизитах банковских карт работников. Для того, чтобы проблема не превратилась в катастрофу, нужно увидеть эти риски заранее, наладить резервные процессы, разработать предупреждающий план действий и научить персонал противостоять невзгодам.

18. Ресурсный риск

Для того чтобы достичь бизнес-цели, компании может не хватить финансирования, опытных сотрудников, запчастей, сырья, материалов и т. Например, автокомпания Jaguar остановила производство электрокаров из-за нехватки батарей. Поэтому стоит все просчитать заранее и сделать заначку.

19. Политический риск

Политические события способны существенно влиять на условия функционирования бизнеса. В странах, где демократические традиции слабые, а также в государствах с автократичным или тоталитарным режимом, передача власти может привести к кризису. А установлением торговых барьеров ради стимулирования национального производства занимаются почти все. Также не стоит рассчитывать на помощь влиятельных друзей, ведь это может обернуться потерей доходов и даже персональными санкциями.

20. Сезонный риск

Смена сезона (как и изменение климата) несет риски для определенных видов бизнеса (шиномонтаж, горнолыжные курорты и т.п.). В этом случае нужно продумать, что еще вы можете предложить клиентам, чтобы их не потерять, например, хранение зимних шин или SPA-процедуры на природе.

Автор: Трепольский Дмитрий, директор по развитию Pronline.ru

1616
Начать дискуссию