Эмоциональный интеллект.
Эмоциональный интеллект - это сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Понятие ввели в 1990х годах Дж. Майер, П. Сэловей и Д. Карузо. Причиной стали размышления почему одни люди могут разбираться в своих чувствах и сопереживать близким, а другие нет. Затем еще пара ученых заявили , что еще раньше думали об этой теории. Предлагаю оставить им споры за первенство, а сами будем разбираться и пользоваться их полезными мыслями. Но для начала хочу рассказать некоторые базовые моменты.
- Не бывает плохих и хороших эмоций! Все эмоции нам нужны. Даже такие как страх, обида, злость, ненависть, отвращение и прочие. Эти чувства формировались веками и вообще-то помогли нашим предкам выжить( бояться тигра, опасаться чужаков, защищать свое жилище и не есть непривлекательную еду) и сейчас нам так же помогают, только уже в адаптации к современному миру. Например, чувство вины и стыда модифицируют социальное поведение, злость - побуждает к действиям , печаль участвует в переосмыслении неадаптивных представлений, обида - как правило информация о несоответствии ожиданий и реальности, а сомнение - это анализ большого количества мнений и информации, поиск наиболее подходящего.
- Такие понятия как управление и контроль эмоций не равно их подавление! Это очень важно понять. Подавляя эмоции вы решаете проблему только на время. Есть ли есть гнойник - его надо вскрывать. Иначе гной будет копиться, воспаление усиливаться и он просто прорвётся. А что лучше, аккуратный надрез или большая рваная рана, которая очень долго заживает и оставит после себя уродливый шрам ? Думаю, выбор очевиден.
- И третье понятие - об уровнях интенсивности эмоций. Давайте по нарастающей:
-слабоинтенсивные (опасения, волнения, переживания.)
-умеренные (страх, тревога)
Эти 2 вида можно объединить в такое понятие как АДАПТИВНЫЕ или конструктивные эмоциональные уровни. То есть другими словами, они не нарушают нашу психическую деятельность, чувствовать на таком уровне абсолютно нормально.
Двигаемся дальше и здесь у нас уже:
-сверхинтенсивные эмоции (состояние ужаса)
-аффект (паника). В состоянии аффекта действия не контролируются, но при этом критика сохранена. ( То есть я кричу и рыдаю, остановиться это делать не могу, но в моменте осознаю , что я делаю)
-патологический аффект - действия не контролируются, критика в этот момент отсутствует. После события человек не помнит, что именно произошло. ( Те самые уголовно наказуемые действия в состоянии “аффекта”)
Какие выделяют фазы управления эмоциями:
- Идентификация эмоций. ( Что чувствую? Какая интенсивность этого чувства? )
- Понимание причины появления эмоции. Что явилось ее запуском?
- Направить эмоцию себе во благо, сделать ее полезной (не подавить, не изменить, а сделать умеренной и адаптивной)
Как вы понимаете, первый шаг без которого дальнейшие действия невозможны - это четко разделять свои чувства. Уже здесь вы можете заметить, как тяжело порой признаться даже самому себе. Зависть, ненависть, гнев - все эти чувства порицаются с детства обществом и являются “запретными”. Поэтому давайте начнем тренироваться - попробуйте на протяжении всего дня отслеживать какие эмоции вы испытываете, чем они вызваны, насколько они сильные и какие ощущения вы при этом испытываете (покраснели, бросило в пот, озноб, жар и тд). Если возникнут трудности с идентификацией чувств, то ниже оставлю шпаргалку.