«Коронавирус – Chief Digital Officer для многих компаний»: Ольга Пивень – о пандемии и цифровой трансформации

Координационный директор конференции «ЦИПР» рассказала, какие проблемы поднял коронавирус и какие возможности открылись перед российским бизнесом.

«Коронавирус – Chief Digital Officer для многих компаний»: Ольга Пивень – о пандемии и цифровой трансформации

Ольга Пивень совмещает сразу несколько руководящих должностей в компаниях, которые формируют экономическую, социальную, культурную повестку в России:

координационный директор конференции «ЦИПР» и форума «Биотехмед»;

член совета директоров ПАО «Октава»;

руководитель креативной рабочей группы по созданию творческого индустриального кластера «Октава» в Туле;

заместитель генерального директора по маркетингу Национального Центра Информатизации (НЦИ);

заместитель директора по особым поручениям Госкорпорации Ростех.

О работе промышленности и сферы услуг

Режим самоизоляции и массовый перевод сотрудников на удаленную работу сказались на разных секторах экономики по-разному. Одно дело перевести в онлайн проекты, которые так или иначе связаны с гуманитарной сферой, совершенно другое – перестроить работу производственных предприятий. Мы испытали это на себе.

В этом смысле показателен опыт одного из наших проектов. В центре Тулы с советских времен работает завод «Октава» по производству микрофонов и аудиооборудования. Сейчас он входит в состав Госкорпорации Ростех. Долгие годы его продукция была востребована преимущественно в профессиональных нишах, но сейчас завод выводит на рынок инновационную разработку – вокальный динамический микрофон. У него есть потенциал для поставок как в профильные образовательные учреждения, так и на экспорт. Кроме того, в неиспользуемых помещениях «Октавы» был создан одноименный творческий индустриальный кластер, где проводятся различные образовательные и развлекательные мероприятия.

«Коронавирус – Chief Digital Officer для многих компаний»: Ольга Пивень – о пандемии и цифровой трансформации

Так вот, работа кластера, его программа и повестка в связи с пандемией не сильно изменились – скорее, мы увеличили охват в диджитал и привлекли новую аудиторию. Провели порядка 200 онлайн-мероприятий по различным направлениям: урбанистика, звук, история, политология и культура. В итоге наши трансляции посмотрели порядка 11 тысяч человек – и что больше всего потрясло – география: к нам подключались люди из разных стран – от России и СНГ до США.

С производственными же активами завода ситуация оказалась сложнее. Большой процент продукции ориентирован на экспортные поставки, и многие из них в марте были заморожены. Часть сотрудников не смогли работать в связи с карантином. Однако в течение апреля жизнь начала уже возвращаться в нормальное русло. А заводу «Октава» удалось заключить новый серьезный международный контракт с Германией. Это хороший пример, когда наши продукты оказались востребованы даже в такое непростое время, в том числе и за рубежом.

«Коронавирус – Chief Digital Officer для многих компаний»: Ольга Пивень – о пандемии и цифровой трансформации

О влиянии пандемии на информатизацию

Вообще, мы видим, что пандемия стала своеобразным дополнительным катализатором для развития российских проектов в промышленности. В условии закрытых границ и ограниченных возможностей логистики оказалось важно быть независимым в технологическом смысле.

На наших предприятиях разрабатываются и внедряются сложные информационные системы и реализуются масштабные интеграционные проекты федерального значения. Так что три месяца карантина их не сильно затронули, но вот вопрос о необходимости развития отечественной компонентной базы встал всерьез. Сейчас мы слишком зависимы от зарубежных поставок. Столкнувшись с невозможностью получать комплектующие, с угрозой остановки обновления зарубежного ПО, мы еще раз поняли, насколько важно иметь конкурентные отечественные продукты в области электроники.

«Коронавирус – Chief Digital Officer для многих компаний»: Ольга Пивень – о пандемии и цифровой трансформации

С другой стороны, сейчас самое время поддержать отечественных производителей электроники и ПО. На недавней встрече IT-предпринимателей с Президентом также был затронут этот вопрос – нам важно увеличивать внутренний спрос на отечественные продукты, так как из-за пандемии часть IT-расходов предприятий и отраслей, очевидно, выпадет. Поэтому нам сегодня важно в образовании, медицине использовать именно отечественное оборудование. И мы видим, что это сейчас начинает происходить, мы уже заключили контракты с некоторыми крупными частными компаниями в России.

Большим подспорьем в преодолении последствий кризиса станут меры по поддержке IT-отрасли, объявленные Президентом. Сокращение ставки страховых взносов крайне важно именно для IT – потому что в разработке ПО главные затраты приходятся на оплату труда. А радикальное понижение ставки налога на прибыль позволит IT-компаниям реинвестировать прибыль, а значит развиваться быстрее.

Об особенно уязвимых секторах экономики

Мне очень нравится фраза, что коронавирус – это CDO, Chief Digital Officer, для большинства компаний. Пандемия обнажила недостатки и пробелы, которые можно закрыть с помощью цифровых решений.

Далеко не во всех сферах российская экономика оказалась готова к такому развитию ситуации, к которому привел коронавирус. Особенно это продемонстрировал вынужденный переход на дистанционное обучение – далеко не везде есть качественный широкополосный доступ к интернету, далеко не все семьи могут позволить себе необходимые устройства и гаджеты. Поэтому сегодня одна из задач НЦИ (Национальный Центр Информатизации) – обеспечить систему образования необходимым оборудованием, а также поддерживать должный уровень безопасности используемых сетей.

О повестке «ЦИПР Дома»

В этом году мы вынужденно отложили ежегодную конференцию «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР), которая должна была пройти в мае. Параллельно с подготовкой к оффлайн-мероприятию, которое сейчас запланировано на конец сентября в Нижнем Новгороде, мы запустили онлайн-программу ЦИПР ДОМА. На этих сессиях эксперты, представители бизнеса и государственных структур делятся кейсами о том, как они справляются с вызовами новой реальности, и дискутируют о будущем цифровых технологий.

Сегодня у каждого из нас есть достаточный цифровой профайл, вопрос в том, насколько мы готовы быть прозрачными, чем можем делиться друг с другом, государством и коммерческими структурами. Остро встает вопрос безопасности, личного пространства, особенно в условиях перехода на электронных документооборот. Об этом мы и беседуем с приглашенными спикерами – теми, кто понимает, как управлять большими данными. Другая большая тема, которую мы затрагиваем, – как будет происходить трансформация тех отраслей, чья деятельность была очень завязана с оффлайн. Итоги этих встреч мы решили вывести в отдельный стрим на большой конференции «ЦИПР», который будет посвящен бизнесу на пандемии с конкретными шоукейсами.

Ольга Пивень, Координационный директор конференции «ЦИПР»

К трансляциям присоединяются новые зрители, ранее не знакомые с конференцией, но интересующиеся темами, которые мы поднимаем. Благодаря онлайн-сессиям мы собрали аудиторию, в десятки раз превышающую аудиторию традиционного форума. На мой взгляд, индустрия мероприятий движется в сторону более кулуарных событий –– экспертные сессии для топ-менеджеров, high-profile executives, с очень высоким уровнем спикеров, стратегические сессии с участием представителей бизнеса и чиновников для выработки общих позиций и т.д. Большая роль будет уделяться онлайн-мероприятиям, а встречи в оффлайне будут ориентированы на нетворкинг, налаживание связей и контактов.

«Коронавирус – Chief Digital Officer для многих компаний»: Ольга Пивень – о пандемии и цифровой трансформации

О тех, кто встанет во главе компаний

Пандемия обнаружила, что многим компаниям нужны CDO – Chief Digital Officers, которые будут отвечать за цифровую трансформацию. Нужно понимать, что это не директор по IT, для которого придумали новое, красивое название. Это в самом деле люди с сильным техническим бэкграундом, но ориентированные в первую очередь на развитие бизнеса, инноваций, поиск новых возможностей. Они должны уметь с помощью «цифры» решать ключевые задачи, которые стоят перед компанией, такие как, например, поиск совершенно новых рынков – и одних технических компетенций тут будет мало.

Перед CDO стоит задача перевести работу компании в новое «цифровое» измерение. Не просто «оцифровать» старые процессы и структуру, но понять, как использовать цифровые технологии для того, чтобы «пересобрать» работу компании, избавиться от тех элементов в ее работе, которые стали лишними благодаря технологиям, и открыть для нее новые возможности, которые предоставляет аналитическая работа с данными.

Ольга Пивень совмещает сразу несколько руководящих должностей в компаниях, которые формируют экономическую, социальную, культурную повестку в России:

координационный директор конференции «ЦИПР» и форума «Биотехмед»;

член совета директоров ПАО «Октава»;

руководитель креативной рабочей группы по созданию творческого индустриального кластера «Октава» в Туле;

заместитель генерального директора по маркетингу Национального Центра Информатизации (НЦИ);

заместитель директора по особым поручениям Госкорпорации Ростех.

1K1K открытий
Начать дискуссию