Реставрация рояля глазами мастера

Старинные рояли – это музыкальные инструменты, которые звучат и выглядят по-особенному. В них есть эстетика и философия, они таят в себе долгую и интересную историю: возможно, их клавиш касался известный пианист прошлого или они озвучивали невероятные залы. Наблюдать, слушать и играть на таком инструменте – настоящее удовольствие.

Именно поэтому в мастерской Grand Piano Lab мы занимаемся реставрацией роялей с вековой историей.

Реставрация рояля глазами мастера

Наши мастера – настоящие профессионалы своего дела. Все они имеют музыкальное образование, большой опыт в реставрации и настройке роялей. Они постоянно изучают новые техники, посещают профессиональные обучения и очень много практикуются. Сегодня мы приоткроем завесу и расскажем подробнее о некоторых интересных процессах и этапах реставрации роялей.

Навивка басовых струн рояля

Со временем струны фортепиано теряют изначальное качество звучания, поэтому желательно менять их на новые раз в несколько десятилетий. Для каждой модели инструмента струны изготавливаются индивидуально, так как показатели должны быть предельно точными. В некоторых случаях, особенно со старинными инструментами, мензуру струны (размер керна и медной навивки) можно пересчитать для улучшения звучания.

В Grand Piano Lab мы изготовили новый комплект струн для рояля Blüthner 1907 года

Реставрация рояля глазами мастера

Установка новых струн

После изготовления струн их надо установить – это кропотливая работа, которая занимает много времени, так как в пианино или рояле в среднем от 220 до 250 струн. Сам процесс имеет много тонкостей: к примеру, мастеру нужно уметь качественно сделать одинаковые петли, которыми струны цепляются за штифт на раме, точно расcчитать количество колец на вирбеле и так далее.

Реставрация рояля глазами мастера

Работа с клавиатурой

Клавиатура пианино или рояля всегда изготавливается из ели высокого качества, тщательно высушенной, без сучков и смоляных карманов.

Если инструменту много десятков лет, внешний вид дерева меняется, оно темнеет, а на боковых поверхностях появляются следы от игры на инструменте. Поэтому чистка всех поверхностей клавиш является важной частью в процессе реставрации пианино или рояля. Это в том числе часть эстетики – привести инструмент к красивому и приятному внешнему виду.

Реставрация рояля глазами мастера

Более века назад, когда химическая промышленность еще не была столь развита, как сегодня, лучшим решением для изготовления облицовки белых клавиш был бивень слона (слоновая кость). Этот долговечный и износостойкий материал всегда был признаком действительно хорошего качественного инструмента.Даже в наше время можно часто встретить накладки из слоновой кости на старинных инструментах, которые имеют прекрасный внешний вид. Со временем бивень слона все больше вытеснял пластик, и на сегодняшний день фортепианная промышленность полностью отказалась от использования бивней для изготовления накладок белых клавиш. Однако, для многих музыкантов именно такие клавиши – самые приятные тактильно и эстетически.

Одна из проблем накладок из слоновой кости – выцветание и появление желтых пятен. При реставрации мы стараемся максимально сохранить оригинальные детали инструментов, поэтому для клавиш проводим процедуру отбеливания. После нескольких процедур с использованием специальных растворов и ультрафиолетовых ламп клавишам возвращается их первоначальный вид.

Реставрация рояля глазами мастера

Работа с молоточками

Молоточки фортепиано являются важной составляющей звука, и поскольку именно они заставляют звучать инструмент, ударяя по струне, со временем они изнашиваются. Периодически их нужно шлифовать, чтобы восстановить изначальную форму и привести в порядок ударную часть. После того, как ресурс молоточка закончился и дальнейшая шлифовка уже невозможна, требуется замена.

Выбор новых молоточков очень важен, так как они могут иметь совершенно другой характер звучания. После того, как мы определились с моделью молоточков, следуют замеры инструмента и расчет правильной сверловки. Каждый инструмент имеет свои особенности, некоторые неровности рамы - это все нужно учесть при расчетах длины и углов сверления. После вклейки молоточек должен ударять по струне под углом 90 градусов, при этом иметь ход 45-47 мм (в зависимости от инструмента) и определенный угол поворота.

Реставрация рояля глазами мастера

Интонировка молоточков

Новые молоточки редко имеют сразу правильное и открытое звучание. Также это касается молоточков не новых, которые уже имеют определенную степень сыгранности. Для того, чтобы добиться от них хорошего звучания, есть несколько процедур, и одна из них – интонировка. Этот процесс представляет собой прокалывание определенных зон молоточка (к примеру, зоны фортиссимо или зоны пианиссимо) с целью изменить их характеристики и повлиять на возможности инструмента звучать в нужной динамике. Это очень ответственный и сложный процесс, который требует большого опыта и работает в обе стороны: им можно как улучшить звучание, так и испортить молоточки.

Главной целью интонировки является выравнивание звучания каждой ноты на всем фортепиано. В идеале инструмент должен одинаково ровно играть в любой динамике – именно так пианисту будет легче контролировать процесс игры.Также можно влиять на тембр инструмента: сделать звук более мягким и теплым или более концертным, открытым.

Реставрация рояля глазами мастера

Ремонт трещин в деке

Дека фортепиано – это важнейшая часть акустического блока. Обычно она изготавливается из специальной ели с высокими акустическими свойствами. Именно дека является главным резонатором, который многократно усиливает звучание струны и дополняет его своими красками. Основные и наиболее частые проблемы с декой – трещины, связанные либо с недостатком влажности, либо с возрастом инструмента. При ремонте трещин важно использовать материалы высокого качества. Рейки изготавливают из акустической древесины, чтобы вернуть деку в максимально приближенное к изначальному состояние. Вся эта процедура выполняется после полной разборки инструмента и снятия рамы.

Также важно подпереть деку с обратной стороны, поставив специальные клинья между ней и футором. Перед таким ремонтом ее нужно выдержать в определенном климате с низкой влажностью, чтобы трещины хорошо раскрылись и, возможно, проявились другие слабые места. Это станет гарантией того, что инструмент после ремонта прослужит долго.

Реставрация рояля глазами мастера

Полировка рояля

Время от времени внешний вид пианино или рояля становится менее презентабельным, поэтому инструмент требует обновления – а именно полировки. Покрытие современных инструментов, как правило, выполняется полиэфирным лаком, который также называют “рояльным лаком”. Он обладает высокими глянцевыми свойствами и глубиной цвета. Также такой лак устойчив к царапинам и имеет большой ресурс для полировки благодаря толщине слоя. Важно выполнять эту процедуру с использованием качественных абразивных материалов и, конечно же, умелыми руками, так как цена ошибки может быть высока. Если все сделать правильно, инструменту можно вернуть зеркальный блеск до состояния нового.

Реставрация рояля глазами мастера

Реставрация роялей – это не только процесс восстановления инструмента, но и возрождение его души. Каждый рояль, пройдя через руки опытных мастеров, становится свидетелем истории, звучит с новой силой и радует музыкантов и слушателей. Если вы когда-либо окажетесь перед выбором: новый рояль или отреставрированный старинный – не упустите возможность познакомиться с уникальным звучанием истории.

Начать дискуссию