Что роднит парикмахерскую у вашего дома и нищие африканские государства?

В конце 18 века умный английский дядя – Томас Мальтус – на основе исторических данных о переписи населения и сборе налогов (местная big data) выяснил, что:
- Производство еды (и шире – экономика) растет линейно
- А вот население растет экспоненциально

Томас Роберт Мальтус
Томас Роберт Мальтус

Скоро количество населения должно было превысить уровень производства еды – это привело бы к потрясениям, голоду и насилию. А в конечном итоге к смерти «лишних людей» до уровня, который экономика может прокормить.Общество, которое количеством населения «уперлось» в этот предел могло расти только с той скоростью, с которой растет производство еды (и экономика), постоянно балансируя на грани выживания.

Это состояние назвали «мальтузианской ловушкой».

Большую часть истории человеческие сообщества и жили в рамках мальтузианской ловушки, постоянно воюя друг с другом за плодородные земли и степи для прокорма скота. Войны, болезни и низкая продолжительность жизни сдерживали количество населения прямо на границе мальтузианской ловушки. Средний крестьянин ел тот минимум, которого было достаточно для физического выживания (но не более).

Благо технологический прорыв заставил экономики развитых стран, и производство еды так же расти экспоненциально. Помогла и миграция в осваиваемые земли Северной и Южной Америки.

В итоге опасения Мальтуса насчет судьбы родной Англии не подтвердились. Сейчас почти все страны мира находятся очень далеко от мальтузианской ловушки, кроме самых бедных стран Африки.

Что роднит парикмахерскую у вашего дома и нищие африканские государства?

А вот большинство компаний до сих пор живут в рамках экономической мальтузианской ловушки – и шансов выбраться из положения у этих компаний куда меньше, чем у Конго.

Для примера возьмем парикмахерские в вашем районе. Назовем их «У Даши», «У Полины» и «У Изольды Павловны».

Место притяжения всех модников спального района
Место притяжения всех модников спального района

Что можно про них сказать?

  • Количество клиентов каждой парикмахерской ограничено географией. Чем дальше живет человек, тем меньше вероятность, что он придет к «Даше». А значит количество клиентов (кормовая база) – фиксирована
  • Все парикмахерские оказывают одни и те же услуги примерно одного качества.

Даша, Полина и Изольда Павловна попали в экономическую мальтузианскую ловушку. Основное их оружие в борьбе за клиента – это снижение цены. А как только Полина снизит стоимость стрижки – остальные парикмахерские будут вынуждены последовать за ней.

Выходом из положения может быть гласное или негласное решение Даши, Полины и Изольды Павловны держать цены на фиксированном уровне – и просто разделить рынок (да простит меня ФАС).

Но это не спасет от появления парикмахерской «У Валентины».

Даже если Валентина будет держать такую же цену, то теперь рынок будет делиться между 4 парикмахерскими. Выручка упала, а вот аренда, электричество и другие расходы – нет. В итоге парикмахерские стали работать в минус или около ноля. Так будет продолжаться, пока кто-то из них не закроется, а парикмахерский бизнес в районе не отступит на шаг назад от границы мальтузианской ловушки.

Если нравятся подобные вещи - присоединяйтесь к t.me/sales_ninja

55
22 комментария

Комментарий недоступен

4
Ответить

1. Есть способы борьбы. Если зайдет тема, то сделаю отдельным постом (кстати в телеграмм-канале это уже есть). 
2. Так называется сам канал, название на основе разрабатываемого проекта. Но собственно - а почему бы и нет? Или если бы вы открывали кафе, вы бы его назвали "не обдристались и хорошо"? =)

1
Ответить

Насчёт способов борьбы не все так однозначно. На многих рынках цена как раз решает

1
Ответить

Вот настоящее место притяжения всех модников района, а у автора фейк

2
Ответить

Статью писал мужчина... многие женщины готовы ездить к «своему» парикмахеру на другой конец города)

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Что Вале не нужно открывать в микрорайоне 4 парикмахерскую.

2
Ответить