Проклятые таблички: древние методы мести

Одним из небольших, но весьма загадочных предметов, найденных при раскопках древнего города Моргантина в центральной Сицилии, является артефакт, который сейчас выставлен в музее Гетти Вилла и предоставлен в аренду Археологическим музеем Айдоне. Этот предмет, выполненный из металла и покрытый тонкими письменами, выделяется среди других находок. В отличие от глиняных статуэток, ламп и ваз, которые обычно подносили богиням Деметре и Персефоне, этот артефакт имел совершенно иное назначение — причинение боли.

Проклятые таблички: древние методы мести

Привет! Меня зовут Артур, я увлекаюсь историей и веду свой Телеграм-канал "Века Древних", где публикую фотографии древних артефактов и исторических мест. Мне интересно исследовать прошлое, делиться уникальными находками и рассказывать о культурных и археологических сокровищах со всего мира.

Известные как таблички проклятий, такие предметы создавались путем выцарапывания проклятия на тонком свитке свинца с помощью стилоса или другого заострённого инструмента. После этого свинец немного нагревали и сворачивали так, чтобы надпись оставалась скрытой. Иногда к свитку добавляли магические травы или даже волосы (предположительно жертвы), чтобы усилить действие заклятия. Свёрнутую табличку могли также пробить гвоздями, чтобы "прикрепить" жертву к проклятию, что и дало латинское название «defixio». Затем её бросали в священные ямы в святилищах, в водные разломы у источников или колодцев, либо клали в свежевырытые могилы, особенно тех, кто умер молодым или при насильственных обстоятельствах. Таким образом, считалось, что проклятие отправляется богам подземного мира, которые и должны были исполнить наказание.

Таблички проклятий служили средством мести (или же способом выпустить пар) как для древних греков, так и для римлян. Самые ранние их примеры датируются V веком до н. э. и были найдены в греческих колониях на Сицилии. Эта практика продолжалась до времён римского господства, распространяясь вплоть до Британии. В Англии, например, было обнаружено более сотни табличек из II-III веков н. э. в природных горячих источниках города Бат. Археологи аккуратно разворачивают свинцовые свитки, чтобы узнать, какие проклятия были записаны. Чаще всего такие заклятия накладывали на воров, политических противников, соперников в спорте, участников семейных конфликтов или любовных треугольников. Формулировка табличек была проста: взывается к богам, описывается желаемое наказание, указывается имя жертвы и причина для проклятия. Например, многие таблички из Бат были связаны с кражей одежды, оставленной владельцами во время купания в целебных источниках! В греческих табличках можно встретить пожелание тому или иному оратору лишиться дара речи во время судебного разбирательства.

Табличка, ныне выставленная в Гетти Вилле, была брошена в яму на святилище богов подземного мира в Моргантине примерно в 100 году до н. э. Всего из этой ямы было извлечено 10 табличек проклятий. Удивительно, но четыре из них, включая эту, направлены против одной и той же женщины! Все они, используя практически одинаковые формулировки, призывают богов подземного мира забрать к себе рабыню по имени Венуста, другими словами — отправить её в ад. На табличке, выставленной в Гетти Вилле, написано:

«Гайя, Гермес, боги подземного мира, примите Венусту, рабыню Руфа».

Возникает вопрос: неужели четыре таблички были сделаны четырьмя разными людьми, которые так сильно ненавидели Венусту? Или это был один и тот же человек, который снова и снова возвращался к святилищу, недовольный тем, что проклятие не действует достаточно быстро? К сожалению, авторы табличек не оставили своих имён, поэтому остаётся загадкой, кто и почему так ненавидел бедную Венусту. Можно только предполагать, что она в конце концов присоединилась к обитателям подземного мира, хотя сказать наверняка, ускорили ли её смерть эти проклятия, невозможно.

Если вам было интересно, подписывайтесь на мой канал @agesofancients.

Там я делюсь фотографиями древних артефактов и исторических мест, сопровождая их познавательными описаниями и уникальными деталями.

Начать дискуссию