Шпаргалка художника. Как составить свое портфолио.

Шпаргалка художника. Как составить свое портфолио.

Куратор и основатель галереи NoDoubt Тамара Танатарова поделилась с группой Балаганчик о важных нюансах, ошибках и способах улучшения личного портфолио художника. Ответим на вопросы:
Зачем нужно портфолио?
Кому его отправлять?
Из чего состоит?
Расскажем о 5-ти самых частых ошибках.
И покажем пример исправления портфолио.

Зачем нужно портфолио?

Чтобы познакомить заинтересованных лиц с собой и своим творчеством. Представьте, что ваше портфолио — это презентация для инвесторов, в которой за короткий промежуток времени мы создаем нужное для нас впечатление. Поэтому ваша презентация должна быть лаконичной, логичной и с четкими формулировками. Помните, что у вас есть ровно три минуты, чтобы произвести впечатление.

Кому вы будете отправлять портфолио?

Обычно портфолио составляют для:

  • Опен-колла
  • Галереи
  • Куратора
  • Профессионалов рынка
  • СМИ
  • Своего сайта

Каждый из специалистов списка преследует конкретную цель: для опен-коллов, например, ищут авторов для раскрытия темы предстоящей выставки. Галереи хотят увидеть авторское кредо, сформировавшуюся личность со своими целями и авторским стилем, тех, кто умеет работать серийно. Куратор изучает путь художника, ищет свежие идеи или изучает новые проекты уже знакомых людей и т.д.

Портфолио принято делить на два раздела: текстовую часть и визуальную демонстрацию работ, где

Текстовая часть состоит из:

  • БИО – информации о вас, как о художнике. Пишем только то, что имеет отношение к вашей профессиональной деятельности. Год и место рождения указывать не обязательно. Исключения составляют случаи непосредственной связи места рождения художника с его последующим творчеством, как элементом вдохновения и поиском смыслов на данной территории, или отсылок к месту рождения — рефлексии в его творчестве. Год рождения может быть указан по запросу той или иной галереи, опен-колла или куратора.
  • Информации об образовании. Все то, что связано с вашим творческим путем, от момента принятия себя как художника. Пишем о том, где вы учились и чему вы учились. Если вы самоучка — укажем, что художественные техники изучали самостоятельно или под руководством наставника. Это важно для представления вас, как специалиста, который интересуется конкретным направлением в искусстве, изучает его, посещает лекции и мастер-классы. Необходимо наглядно видеть путь вашего развития «от и до», и чем информативнее и четче вы это пропишите, тем профессиональнее будет ваше портфолио. Когда художник ничему не учится – это вызывает подозрения.
  • О проектах и выставках. Кратко пишем только о знаковых проектах, известных всем галереях, площадках, маркетах и пр. Не стоит писать все выставки и ярмарки подряд — так мы нагружаем текст лишней информацией. Достаточно сделать ссылку на сторонний ресурс, например, ваш сайт, где будет указан полный список ваших выставок.
  • Участие в профессиональных союзах художников. Если вы состоите в каком-либо профессиональном сообществе. В противном случае, изучите возможность вступить в одно из сообществ для дальнейшего указания его в своем портфолио. Важно учитывать наличие профессиональной и качественной системы отбора.
  • Публикации в СМИ. Пишем о самых известных из вашего списка – это могут быть РБК, АртУзел, The Blueprint, The Artnewspaper и др.
  • Artist Statement – ваше авторское кредо. Здесь отвечаем на вопросы: Какой смысл в моём творчестве? В каких медиумах я работаю? Как именно я использую свои медиумы? В чем уникальность техник в работе с данными медиумами? Как тот или иной медиум раскрывает меня как художника?
  • Оформление (верстка). Однотонный фон в минималистичном стиле без ярких акцентов. Качественное крупное портретное фото прямо в камеру, либо портретное 3/4. Имя, фамилия или псевдоним. Телефон, почта, соцсети для связи. Никакой лишней отвлекающей информации.

Визуальная часть:

Лучшие работы мы всегда выставляем вперед. Если в сериях много работ, достаточно будет трех-четырех. Важно, чтобы ваши работы совпадали с вашим Artist Statement: были в тему, и отражали те моменты, которые вы указали в текстовой части. Следует отделять на слайдах серии работ от самостоятельных произведений искусства.

Разберем частые ошибки в составлении портфолио:

  • Размер портфолио.15-20 слайдов – оптимум, чтобы понять ваш стиль, уникальность и не перегрузить читателя.
  • Формат. Только PDF файл. Такой документ легко открыть на любом из устройств независимо от модели телефона, планшета или компьютера. Такой формат обеспечит вам сохранность шрифтов, полей, картинок и прочих важных элементов вашего документа.
  • Облачное хранилище. Часто в опен-коллах просят прикреплять портфолио ссылкой на один из облачных дисков Яндекс, Гугл и пр. При отправке ссылки обязательно проверяйте настройки общего доступа к файлам папки и к вашему диску. В противном случае, читатель не сможет открыть ваше письмо и отложит его, в результате чего оно может потеряться.
  • Artist Statement. Если вы не знаете, как его писать или что там писать – лучше не вставлять его в презентацию. Так как списанные с помощью гугл, нейросетей или друзей художников не раскроют ваши уникальные черты, а только испортят впечатление о вас, как о профессиональном художнике. Кураторы и галеристы посмотрели уже тысячи таких документов, и знают, как отличить оригинал от «копии выражения себя». При написании текста не используем сложную терминологию понятную только вам, или узкому кругу людей. В случае если это важно и связано с вашей работой – пишем пояснения в скобках.
  • Дизайн и оформление. Везде используем один и тот же шрифт, без лишних уникальных деталей: чем проще, тем лучше. Размер шрифтов в пределах читаемого – 11-14 шрифт оптимальный для всех. Однотонный фон, в легких нейтральных ненавязчивых оттенках, без ярких кислотных цветов или крайних оттенков белого и черного. Излишние элементы украшательства только усложняют восприятие текста и делают его информационно-нагруженным: минимализм – лучший друг художника в дизайне портфолио. Верстайте таким образом, чтобы документ открывался одинаково хорошо на разных устройствах. Имейте в виду, что часто почту открывают на телефоне.

По завершении создания своего портфолио не забывайте проводить детальный самоанализ на предмет соответствия ваших работ тексту, запросам куратора или условиям опен-колла, и не забывайте постоянно обновлять портфолио. Попросите кого-то из знакомых провести для вас анализ со стороны и указать на визуальные «ошибки». Помните, что текст является отражением личности, профессионализма и уважения к читателю, особенно если ваше портфолио видят впервые.

Ниже можно ознакомится с примерами работ, присланных куратору на оценку:

ДО (Много текста и лишней информации):

Шпаргалка художника. Как составить свое портфолио.

ПОСЛЕ (Четко прописано направление, медиум, для чего, и для кого это творчество):

Шпаргалка художника. Как составить свое портфолио.

ДО (Фото изображенных и последующих работ без указания детальных элементов):

Шпаргалка художника. Как составить свое портфолио.

ПОСЛЕ (Одна или несколько работ занимают один слайд. Имеются фото детальных элементов):

Шпаргалка художника. Как составить свое портфолио.

Если у вас возникают трудности с анализом качества своего портфолио – присылайте на оценку в группу Балаганчик. В январе 2025 года в прямом эфире разберем самые интересные и проблемные портфолио. Полный разбор портфолио можно посмотреть на нашем YouTube канале. Часть 1. Часть 2.
Благодарим художницу Екатерину Савенок за предоставленное портфолио.

Начать дискуссию