Купить нельзя ремонтировать: право на ремонт уходит в массы

Производители бытовой техники и электроники довели ситуацию с возможностью ремонта собственной техники до абсурда. Прекращая выпуск моделей, переставали поставлять к ним запчасти, тем самым, вынуждая покупателей выбрасывать устаревшее оборудование и гаджеты. Сейчас история «о праве на ремонт» ушла в массы и, наконец, получила продолжение. Подробности и новые правила для вендоров — в материале Selectel.

Купить нельзя ремонтировать: право на ремонт уходит в массы

Многие вендоры стиральных машин, холодильников и прочей бытовой техники прекращали поставлять запчасти к товарам сразу же, как они выходили из производства. В итоге покупатель после окончания гарантийного срока не мог найти запасную деталь для той же стиралки, чтобы починить ее. Нередко приходилось покупать новую стиральную машину, а старую — сдавать в утиль просто из-за того, что производитель не поставил на рынок простенький термостат или таймер.

Все это делается для того, чтобы увеличивать объемы потребления товаров покупателями. Сломался холодильник? Выбрасывай на свалку и иди за новым. Ремонт? Ну нет, во-первых, его могут осуществлять только авторизованные сервисные центры за сумму, близкую к стоимости нового холодильника. Во-вторых, запчастей нет, извините. Но с 2021 года ситуация меняется, причем не только для бытовой техники, но и для электроники.

Что там с бытовой техникой?

С 2021 года производителям бытовой техники придется поставлять запчасти для своих устройств в течение 10 лет после продажи. Новые правила актуальны для стиральных машин, посудомоек, холодильников и осветительных приборов.

Законодатели приняли поправки под давлением потребителей, которым надоело тратить деньги и выбрасывать на свалку бытовую технику в отличном состоянии из-за невозможности поменять пластмассовый барабан в стиральной машине или холодильник из-за отсутствия термодатчика.

Купить нельзя ремонтировать: право на ремонт уходит в массы

А еще производителям придется проектировать бытовую технику таким образом, чтобы ее можно было чинить без специализированных инструментов, которые предоставляет вендор. Это еще одна хитрость, которую используют компании, — продавать инструменты по цене чугунного моста (кстати, а сколько все-таки стоит чугунный мост?), получая, таким образом, дополнительный источник прибыли.

Немалую роль в отстаивании «права на ремонт» в Европе сыграла организация «Schraube lock! ? » из Германии. Ее активисты собрали 100 тысяч подписей и добились голосования в Брюсселе по поводу изменения законодательства, имеющего отношение к ремонту бытовой техники.

А вот электроника, что с ней?

Здесь все еще хуже. Производителям не очень выгодно, чтобы сторонние сервисные центры или сами покупатели чинили свою технику. Поэтому компании всеми силами стараются замкнуть цепочку сервисного обслуживания и ремонта на себе.

Активнее всех в этом вопросе действует Apple. Корпорация сознательно усложняет ремонт своей техники, в том числе ноутбуки и смартфоны. Так, она использует нестандартные запчасти, специализированные винты и отвертки, приклеивает элементы к корпусу при помощи промышленного клея, который сложно растворить подручными веществами.

Купить нельзя ремонтировать: право на ремонт уходит в массы

Компания заявляет, что квалифицированный ремонт ее устройств могут проводить лишь ее же специалисты. Возможно, это и так, но замена треснувшего стекла iPhone в фирменном центре стоит $329, аккумулятора — около $69. Цены высокие и для большинства других сервисных и ремонтных услуг компании.

Собственно, ремонтные услуги приносят Apple огромные деньги. Это одна из причин, по которой корпорация не хочет допускать к обслуживанию своих устройств неавторизованные сервисные центры и тем более обычных пользователей. В 2016 году журналистам удалось даже добыть документальные доказательства того, что Apple платит чиновникам, которые противостоят «праву на ремонт».

Пару лет назад стало известно, что сопроцессор Т2 может блокировать DIY-ремонт новых MacBook и MacMini. Пока что случаев блокирования вроде бы не было, но вероятность есть, в любой момент компания может задействовать механизм блокировки.

Не только электроника

Купить нельзя ремонтировать: право на ремонт уходит в массы

Запретить ремонт своих систем горят желанием не только вендоры бытовой техники и электроники. Примерно то же делают и производители транспортных средств и сельскохозяйственного оборудования. Возьмем тракторы John Deere. Если в них что-то ломается, встроенный компьютер показывает причину и место поломки. Но проблема в том, что пользы от этой информации нет, чинить поломку может только квалифицированный специалист компании.

А сервисные центры John Deere есть далеко не в каждом населенном пункте и тем более не рядом с каждой фермой. Поэтому сломавшийся трактор приходится везти в сервисный центр на осмотр. Программное обеспечение трактора так и вовсе защищено производителем: если попробовать его взломать, можно получить штраф в $500 тысяч или даже сесть в тюрьму. Рисковать фермеры не хотят, поэтому и мучаются с доставкой тракторов.

Купить нельзя ремонтировать: право на ремонт уходит в массы

Даже такая современная и открытая корпорация, как Tesla Inc ближе по убеждениям к Apple, чем к «праву на ремонт». Представители компании рассказывают о «необходимости профессионального ремонта, специалистами, которые знают, что делать, чтобы не допустить дальнейших проблем с эксплуатацией транспортного средства, которое выходит на дороги общего пользования». Ну, а умельцам, которые ремонтируют авто от Tesla, оказывается противодействие. В целом, компания действительно может хотеть предотвратить случаи неквалифицированного ремонта своих электромобилей. До сих пор каждое авто от Tesla, попавшее в аварию, потом обсуждается в СМИ, что негативно влияет на репутацию бренда. И чем больше таких аварий, тем больше проблем у компании.

Хватит это терпеть

Похоже, что право на ремонт действительно идет в массы. Законодатели из ЕС не только обязали вендоров бытовой техники и электроники поставлять запчасти для своих систем. С 2021 года производители обязаны предоставлять гарантию на выполненную работу по ремонту, а также давать гарантию на отдельные запчасти. Плюс ко всему, производителей заставят предоставлять подробную информацию о ремонте и обслуживании устройств.

25 ноября законодатели проголосовали, голоса «за» отдали 395 человек. Только 94 — высказались против.

Купить нельзя ремонтировать: право на ремонт уходит в массы

Еще один интересный момент: ЕС разрабатывает обязательную систему оценки ремонтопригодности устройств, которые продаются в оффлайн и онлайн-магазинах.

Законодатели из Европы решили раз и навсегда запретить производителям намеренно сокращать время жизни своих продуктов, включая отсутствие запчастей, запланированное устаревание, программные «тормоза», как в случае с замедлением старых смартфонов Apple, и прочие прелести. А еще вендорам теперь придется и снизить негативное влияние на окружающую среду.

Все это отвечает желаниям потребителей. Согласно ряду опросов, около 77% граждан ЕС хотели бы отремонтировать свои устройства, а не выбрасывать их и покупать новые. А еще 79% считает, что производителей необходимо юридически обязать предоставлять информацию о ремонте устройств и замене сломанных элементов.

Представитель iFixit Europe заявил после принятия «закона о ремонте»: «Это огромная победа для потребителей всей Европы. Это голосование стимулирует развитие дружественного к «праву на ремонт» законодательства, а также даст возможность появиться рейтингу ремонтопригодности продукции и прогнозу продолжительности работы».

Не пропускайте главное, подписывайтесь на блог Selectel. Будем вместе следить за полезными новостями.

Как обычно поступаете со старой вышедшей из строя техникой?
Пытаюсь отремонтировать, иду в сервисный центр или самостоятельно
Выбрасываю без сожаления, зачем мучиться?
Отправляю на утилизацию или разбираю на запчасти
Отвечу в комментариях
1.6K1.6K открытий
7 комментариев

Пиррова победа,
вся дорогая техника от приличных вендоров и так чинилась и чинится, этим законом выкинутся как раз самые дешевые 'одноразовые' устройства, обычно китайские.
Так что никаких стиралок дешевле 10к, никаких чайников по 900 рублей - ничего такого не будет.
Будет как у дедов: полгода копить на девайс, скидываться всей семьей на торшер и тд.

Ответить

😶

Ответить

Я не против выбрасывать старое или вышедшее из строя, если бы новая техника стоила в два раза дешевле. А то процесс производства удешевляют, качество естественно падает, а вот ценник в магазине только верх.

Ответить

У меня был идиотизм недавно. Купила роутер, при распаковке оторвала антену. НИКТО не взялся припаять, даже официалы говорят что этим не занимаются (чем занимаются тогда не знаю, ПО наверное в СЦ пишут). Обычные ремонтники - им лень, не могут накрутить наверное а мелочью не хотят заниматься. Прошёл месяц, надоело с ним таскаться - тупо купила такой же опять, тот так и лежит, даже в розетку не воткнула ни разу. Цена 3,5к.

Ответить

прийдётся учиться паять

Ответить

Спасибо за информацию, я себе в новую квартиру технику недавно подбирал, выбрал лучшую себе, кстати, стиралку я выбрал по рейтингу лучших тут https://vyboroved.ru/reyting/luchshie-stiralnye-mashiny , она надежная и при этом работает без перебоев на любом режиме стирки

Ответить