Купить нельзя ремонтировать: право на ремонт уходит в массы

Производители бытовой техники и электроники довели ситуацию с возможностью ремонта собственной техники до абсурда. Прекращая выпуск моделей, переставали поставлять к ним запчасти, тем самым, вынуждая покупателей выбрасывать устаревшее оборудование и гаджеты. Сейчас история «о праве на ремонт» ушла в массы и, наконец, получила продолжение. Подробности и новые правила для вендоров — в материале Selectel.

Многие вендоры стиральных машин, холодильников и прочей бытовой техники прекращали поставлять запчасти к товарам сразу же, как они выходили из производства. В итоге покупатель после окончания гарантийного срока не мог найти запасную деталь для той же стиралки, чтобы починить ее. Нередко приходилось покупать новую стиральную машину, а старую — сдавать в утиль просто из-за того, что производитель не поставил на рынок простенький термостат или таймер.

Все это делается для того, чтобы увеличивать объемы потребления товаров покупателями. Сломался холодильник? Выбрасывай на свалку и иди за новым. Ремонт? Ну нет, во-первых, его могут осуществлять только авторизованные сервисные центры за сумму, близкую к стоимости нового холодильника. Во-вторых, запчастей нет, извините. Но с 2021 года ситуация меняется, причем не только для бытовой техники, но и для электроники.

Что там с бытовой техникой?

С 2021 года производителям бытовой техники придется поставлять запчасти для своих устройств в течение 10 лет после продажи. Новые правила актуальны для стиральных машин, посудомоек, холодильников и осветительных приборов.

Законодатели приняли поправки под давлением потребителей, которым надоело тратить деньги и выбрасывать на свалку бытовую технику в отличном состоянии из-за невозможности поменять пластмассовый барабан в стиральной машине или холодильник из-за отсутствия термодатчика.

А еще производителям придется проектировать бытовую технику таким образом, чтобы ее можно было чинить без специализированных инструментов, которые предоставляет вендор. Это еще одна хитрость, которую используют компании, — продавать инструменты по цене чугунного моста (кстати, а сколько все-таки стоит чугунный мост?), получая, таким образом, дополнительный источник прибыли.

Немалую роль в отстаивании «права на ремонт» в Европе сыграла организация «Schraube lock! ? » из Германии. Ее активисты собрали 100 тысяч подписей и добились голосования в Брюсселе по поводу изменения законодательства, имеющего отношение к ремонту бытовой техники.

А вот электроника, что с ней?

Здесь все еще хуже. Производителям не очень выгодно, чтобы сторонние сервисные центры или сами покупатели чинили свою технику. Поэтому компании всеми силами стараются замкнуть цепочку сервисного обслуживания и ремонта на себе.

Активнее всех в этом вопросе действует Apple. Корпорация сознательно усложняет ремонт своей техники, в том числе ноутбуки и смартфоны. Так, она использует нестандартные запчасти, специализированные винты и отвертки, приклеивает элементы к корпусу при помощи промышленного клея, который сложно растворить подручными веществами.

Компания заявляет, что квалифицированный ремонт ее устройств могут проводить лишь ее же специалисты. Возможно, это и так, но замена треснувшего стекла iPhone в фирменном центре стоит $329, аккумулятора — около $69. Цены высокие и для большинства других сервисных и ремонтных услуг компании.

Собственно, ремонтные услуги приносят Apple огромные деньги. Это одна из причин, по которой корпорация не хочет допускать к обслуживанию своих устройств неавторизованные сервисные центры и тем более обычных пользователей. В 2016 году журналистам удалось даже добыть документальные доказательства того, что Apple платит чиновникам, которые противостоят «праву на ремонт».

Пару лет назад стало известно, что сопроцессор Т2 может блокировать DIY-ремонт новых MacBook и MacMini. Пока что случаев блокирования вроде бы не было, но вероятность есть, в любой момент компания может задействовать механизм блокировки.

Не только электроника

Запретить ремонт своих систем горят желанием не только вендоры бытовой техники и электроники. Примерно то же делают и производители транспортных средств и сельскохозяйственного оборудования. Возьмем тракторы John Deere. Если в них что-то ломается, встроенный компьютер показывает причину и место поломки. Но проблема в том, что пользы от этой информации нет, чинить поломку может только квалифицированный специалист компании.

А сервисные центры John Deere есть далеко не в каждом населенном пункте и тем более не рядом с каждой фермой. Поэтому сломавшийся трактор приходится везти в сервисный центр на осмотр. Программное обеспечение трактора так и вовсе защищено производителем: если попробовать его взломать, можно получить штраф в $500 тысяч или даже сесть в тюрьму. Рисковать фермеры не хотят, поэтому и мучаются с доставкой тракторов.

Даже такая современная и открытая корпорация, как Tesla Inc ближе по убеждениям к Apple, чем к «праву на ремонт». Представители компании рассказывают о «необходимости профессионального ремонта, специалистами, которые знают, что делать, чтобы не допустить дальнейших проблем с эксплуатацией транспортного средства, которое выходит на дороги общего пользования». Ну, а умельцам, которые ремонтируют авто от Tesla, оказывается противодействие. В целом, компания действительно может хотеть предотвратить случаи неквалифицированного ремонта своих электромобилей. До сих пор каждое авто от Tesla, попавшее в аварию, потом обсуждается в СМИ, что негативно влияет на репутацию бренда. И чем больше таких аварий, тем больше проблем у компании.

Хватит это терпеть

Похоже, что право на ремонт действительно идет в массы. Законодатели из ЕС не только обязали вендоров бытовой техники и электроники поставлять запчасти для своих систем. С 2021 года производители обязаны предоставлять гарантию на выполненную работу по ремонту, а также давать гарантию на отдельные запчасти. Плюс ко всему, производителей заставят предоставлять подробную информацию о ремонте и обслуживании устройств.

25 ноября законодатели проголосовали, голоса «за» отдали 395 человек. Только 94 — высказались против.

Еще один интересный момент: ЕС разрабатывает обязательную систему оценки ремонтопригодности устройств, которые продаются в оффлайн и онлайн-магазинах.

Законодатели из Европы решили раз и навсегда запретить производителям намеренно сокращать время жизни своих продуктов, включая отсутствие запчастей, запланированное устаревание, программные «тормоза», как в случае с замедлением старых смартфонов Apple, и прочие прелести. А еще вендорам теперь придется и снизить негативное влияние на окружающую среду.

Все это отвечает желаниям потребителей. Согласно ряду опросов, около 77% граждан ЕС хотели бы отремонтировать свои устройства, а не выбрасывать их и покупать новые. А еще 79% считает, что производителей необходимо юридически обязать предоставлять информацию о ремонте устройств и замене сломанных элементов.

Представитель iFixit Europe заявил после принятия «закона о ремонте»: «Это огромная победа для потребителей всей Европы. Это голосование стимулирует развитие дружественного к «праву на ремонт» законодательства, а также даст возможность появиться рейтингу ремонтопригодности продукции и прогнозу продолжительности работы».

Не пропускайте главное, подписывайтесь на блог Selectel. Будем вместе следить за полезными новостями.

Как обычно поступаете со старой вышедшей из строя техникой?
Пытаюсь отремонтировать, иду в сервисный центр или самостоятельно
Выбрасываю без сожаления, зачем мучиться?
Отправляю на утилизацию или разбираю на запчасти
Отвечу в комментариях
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
0
7 комментариев
Написать комментарий...
Alex Chernyshev

Пиррова победа,
вся дорогая техника от приличных вендоров и так чинилась и чинится, этим законом выкинутся как раз самые дешевые 'одноразовые' устройства, обычно китайские.
Так что никаких стиралок дешевле 10к, никаких чайников по 900 рублей - ничего такого не будет.
Будет как у дедов: полгода копить на девайс, скидываться всей семьей на торшер и тд.

Ответить
Развернуть ветку
Связанный рубин

😶

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Попов

Я не против выбрасывать старое или вышедшее из строя, если бы новая техника стоила в два раза дешевле. А то процесс производства удешевляют, качество естественно падает, а вот ценник в магазине только верх.

Ответить
Развернуть ветку
Ekaterina Plug

У меня был идиотизм недавно. Купила роутер, при распаковке оторвала антену. НИКТО не взялся припаять, даже официалы говорят что этим не занимаются (чем занимаются тогда не знаю, ПО наверное в СЦ пишут). Обычные ремонтники - им лень, не могут накрутить наверное а мелочью не хотят заниматься. Прошёл месяц, надоело с ним таскаться - тупо купила такой же опять, тот так и лежит, даже в розетку не воткнула ни разу. Цена 3,5к.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Кошкош

прийдётся учиться паять

Ответить
Развернуть ветку
Ekaterina Plug

Проще выбросить, новый уже стоит. Слишком много од поётся эре потребления... По факту, с каждым годом все только хуже и хуже.

Ответить
Развернуть ветку
дмитрий Черненко

Спасибо за информацию, я себе в новую квартиру технику недавно подбирал, выбрал лучшую себе, кстати, стиралку я выбрал по рейтингу лучших тут https://vyboroved.ru/reyting/luchshie-stiralnye-mashiny , она надежная и при этом работает без перебоев на любом режиме стирки

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Читать все 7 комментариев
null