Источник: Steph Davidson, Bloomberg
В конце сентября Маск выступал на сцене 67 международного конгресса астронавтики в Мексике. «Похожий на воплощение Тони Старка, он рассказывал собравшимся о своих планах колонизировать Красную планету, — пишет биограф Элона Маска Эшли Вэнс. — За десять лет он планирует отправить на Марс тысячи ракет и поселенцев, потратив около $10 миллиардов. Конечно, многие астронавты погибнут, другие протянут на планете чуть дольше. Что с ними будет дальше, Маск так и не рассказал».
По словам Вэнса, Маск заработал себе неоднозначную репутацию, поскольку каждый раз, когда одна из его компаний испытывает трудности, он отвлекает внимание общественности благодаря громким заявлениям, объявляя о новом способе транспортировки, о космическом интернете или о колонии на Марсе:
Интересно, таким образом Маск пытается скрыть свои трудности, или же скептики всего лишь недальновидные, избегающие риска люди, которые пытаются лишить нас фантастического будущего?
— Эшли Вэнс
По мнению Вэнса, каждая из компаний Элона Маска переживает не лучшие времена. После гибели водителя в результате ошибки автопилота и регуляторы, и потребители стали настороженно относиться к самоуправляющимся автомобилям.
Удар по имиджу Маска нанесла сомнительная сделка, когда он с помощью Tesla попытался приобрести свою собственную компанию SolarCity: «Акционеры Tesla были вынуждены обратиться в суд, а несколько ведущих инженеров и руководителей PR-службы решили уволиться», — пишет Вэнс.
Кроме того, проблем Маску доставил и взрыв ракеты Falcon 9, который произошел 1 сентября на мысе Канаверал: «В Кремниевой долине Маска любят, им восхищаются, идеализируют. Но все больше людей задумывается — а не много ли он на себя берет? Особенно сейчас, когда на кону стоит так много».
Tesla, SpaceX и SolarCity — уже не эксперименты, но публичные компании. Кроме того, SpaceX играет решающую роль в космической программе США. Если с этими компаниями что-то случится, десятки тысяч людей потеряют работу, миллиарды долларов вылетят в трубу, а технологический прогресс остановится.
— Эшли Вэнс
По словам биографа, Маск не в первый раз оказывается на грани. Он вспоминает 2008 год, когда предприниматель потратил большую часть своей доли от продажи PayPal на старт серийного производства первой модели Tesla — Roadster, а также на запуск ракет SpaceX.
«Он был вынужден занимать у друзей, а родители его девушки, Талулы Райли (которая впоследствии стала его женой) предложили перезаложить их дом, но Маск отказался», — пишет Эшли Вэнс.
По словам Райли, в то время Маск был на грани: «Он был похож на смерть. Мне казалось, что он может получить сердечный приступ или умереть от перенапряжения. Кошмары не отпускали его и ночью — он мог среди ночи забраться на меня и начать кричать: не просыпаясь и не открывая глаз».
В тот раз предпринимателю удалось избежать проблем: «Пока другие автопроизводители терпели поражение в битве с кризисом и объявляли о банкротстве, Маск уговорил инвесторов вложить еще больше денег в Tesla. Кроме того, он уговорил NASA дать шанс его ракетам», — пишет Вэнс.
Постепенно обе компании встали на ноги. «Когда в 2012 году Tesla представила электрокар Model S, даже скептики из Детройта признали, что это самый лучший автомобиль в истории человечества. SpaceX провела успешную стыковку ракеты с МКС, а компания Solar City стала публичной».
Тем не менее, у каждой из компаний Маска наметились трудности, продолжает Вэнс: «Tesla уже много лет страдает от проблем с производством. Компания выпускает на рынок новые модели автомобилей с опозданием. Она регулярно срывает план производства и несмотря на то, что ее электрокары стоят больше $100 тысяч, в них регулярно происходят сбои».
Кроме того, Tesla открыла дорогостоящее производство аккумуляторов в Неваде, несмотря на то, что компания никак не может стать прибыльной. По словам Вэнса, Маск знает о проблемах, и одно время хотел найти единомышленника, чтобы доверить ему управление компанией: «В разное время он вел переговоры с "отцом iPod" Тони Фаделлом и бывшим руководителем Skype Тони Бейтсом, предлагая им встать во главу Tesla».
Переговоры не возымели успеха, продолжает Вэнс: «Маск продолжает контролировать повседневную деятельность компании. Когда он сомневается, он в первую очередь ставит на себя самого».
По мнению Вэнса, в SpaceX дела идут чуть лучше. За последние несколько лет компания добилась больших успехов: «Запуски и посадки ракет обходились без происшествий и проводились настолько часто, что вошли в привычку».
Однако недавний взрыв снова дал критикам пищу для размышлений, пишет Вэнс: «Это уже второе происшествие за 15 месяцев. И хотя никто не пострадал, даже самые преданные клиенты компании начали беспокоиться».
Тех, кто сомневается, можно понять. Вдруг Маск лишился плана и Tesla, SolarCity и SpaceX так и останутся примерами человеческой гордыни? Как человек, который изучает Маска уже несколько лет, я скажу, что это маловероятно.
— Эшли Вэнс
По мнению биографа, сейчас Маск чувствует себя намного увереннее, чем в 2008 году: «Tesla, SolarCity и SpaceX — это реальные компании, у которых есть собственные производственные площади и десятки тысяч сотрудников. Маск без проблем сможет привлечь деньги у одного из своих сверх-богатых друзей, которые разделяют его цели».
С точки зрения технологий, Маск также повлиял на мир, уверен Вэнс: «Во многом благодаря Tesla электромобили стали реальностью. Продавая десятки тысяч единиц, компания побуждает BMW, Audi, Mercedes, Volkswagen и других производителей вступать на этот рынок».
Несмотря на то, что SpaceX привлекает меньше внимания, эта компания может стать крупнейшим достижением Маска. Едва ли в современной истории Америки найдется более патриотичная история: иммигрант из Южной Африки на свои собственные деньги пытается воскресить аэрокосмическую индустрию США.
— Эшли Вэнс
Благодаря новым технологиям в автомобилестроении, энергетике и космических исследованиях, Маск начал новую индустриальную эпоху, уверен Вэнс: «Мир машин и инфраструктура оказались в подвешенном состоянии и вынуждены увеличивать темп развития, чтобы не упасть. Думаю, это не будет преувеличением сказать, что Маск сыграл одну из главных ролей в изменении мира».
In Musk we trust
"скептики всего лишь недальновидные, избегающие риска люди, которые пытаются лишить нас фантастического будущего" - скептицизм не является активным действием, оттого никого ничего лишить не может, "Tesla, SpaceX и SolarCity — уже не эксперименты, но публичные компании" - SpaceX не яялется публичной компанией, "патриотичная история: иммигрант из Южной Африки на свои собственные деньги пытается воскресить аэрокосмическую индустрию США" - в данный момент SpaceX оценивается в 12 миллиардов, при этом компания получила около 5 миллиардов субсидий от правительства США.
Даже если у Маска что-то не получается, то его заслуга уже в том, что он заставляет шевелиться таких мамонтов, как Мерседес и БМВ, и старых пердунов из Роскосмоса, демпингуя полеты и снижая стоимость доставки кг груза в космос. Хейтеры тут могут писать что угодно, но по факту SpaceX - сейчас по уровню внедрений разработок № 1 в космической отрасли, медиа-эффект Solar заставляет все больше и больше денег вкладывать в альтернативные источники энергии, а следовательно развивать полупроводники и химическую отрасль (
SolarReserve планирует построить в Неваде еще 10 солнечных электростанций CSP(concentrated solar power), цена 5 млрд$, мощн 1,5-2ГВт).
Вы хоть свой булыжник на плечах включайте иногда.