Источник: Steph Davidson, Bloomberg
В конце сентября Маск выступал на сцене 67 международного конгресса астронавтики в Мексике. «Похожий на воплощение Тони Старка, он рассказывал собравшимся о своих планах колонизировать Красную планету, — пишет биограф Элона Маска Эшли Вэнс. — За десять лет он планирует отправить на Марс тысячи ракет и поселенцев, потратив около $10 миллиардов. Конечно, многие астронавты погибнут, другие протянут на планете чуть дольше. Что с ними будет дальше, Маск так и не рассказал».
По словам Вэнса, Маск заработал себе неоднозначную репутацию, поскольку каждый раз, когда одна из его компаний испытывает трудности, он отвлекает внимание общественности благодаря громким заявлениям, объявляя о новом способе транспортировки, о космическом интернете или о колонии на Марсе:
Интересно, таким образом Маск пытается скрыть свои трудности, или же скептики всего лишь недальновидные, избегающие риска люди, которые пытаются лишить нас фантастического будущего?
— Эшли Вэнс
По мнению Вэнса, каждая из компаний Элона Маска переживает не лучшие времена. После гибели водителя в результате ошибки автопилота и регуляторы, и потребители стали настороженно относиться к самоуправляющимся автомобилям.
Удар по имиджу Маска нанесла сомнительная сделка, когда он с помощью Tesla попытался приобрести свою собственную компанию SolarCity: «Акционеры Tesla были вынуждены обратиться в суд, а несколько ведущих инженеров и руководителей PR-службы решили уволиться», — пишет Вэнс.
Кроме того, проблем Маску доставил и взрыв ракеты Falcon 9, который произошел 1 сентября на мысе Канаверал: «В Кремниевой долине Маска любят, им восхищаются, идеализируют. Но все больше людей задумывается — а не много ли он на себя берет? Особенно сейчас, когда на кону стоит так много».
Tesla, SpaceX и SolarCity — уже не эксперименты, но публичные компании. Кроме того, SpaceX играет решающую роль в космической программе США. Если с этими компаниями что-то случится, десятки тысяч людей потеряют работу, миллиарды долларов вылетят в трубу, а технологический прогресс остановится.
— Эшли Вэнс
По словам биографа, Маск не в первый раз оказывается на грани. Он вспоминает 2008 год, когда предприниматель потратил большую часть своей доли от продажи PayPal на старт серийного производства первой модели Tesla — Roadster, а также на запуск ракет SpaceX.
«Он был вынужден занимать у друзей, а родители его девушки, Талулы Райли (которая впоследствии стала его женой) предложили перезаложить их дом, но Маск отказался», — пишет Эшли Вэнс.
По словам Райли, в то время Маск был на грани: «Он был похож на смерть. Мне казалось, что он может получить сердечный приступ или умереть от перенапряжения. Кошмары не отпускали его и ночью — он мог среди ночи забраться на меня и начать кричать: не просыпаясь и не открывая глаз».
В тот раз предпринимателю удалось избежать проблем: «Пока другие автопроизводители терпели поражение в битве с кризисом и объявляли о банкротстве, Маск уговорил инвесторов вложить еще больше денег в Tesla. Кроме того, он уговорил NASA дать шанс его ракетам», — пишет Вэнс.
Постепенно обе компании встали на ноги. «Когда в 2012 году Tesla представила электрокар Model S, даже скептики из Детройта признали, что это самый лучший автомобиль в истории человечества. SpaceX провела успешную стыковку ракеты с МКС, а компания Solar City стала публичной».
Тем не менее, у каждой из компаний Маска наметились трудности, продолжает Вэнс: «Tesla уже много лет страдает от проблем с производством. Компания выпускает на рынок новые модели автомобилей с опозданием. Она регулярно срывает план производства и несмотря на то, что ее электрокары стоят больше $100 тысяч, в них регулярно происходят сбои».
Кроме того, Tesla открыла дорогостоящее производство аккумуляторов в Неваде, несмотря на то, что компания никак не может стать прибыльной. По словам Вэнса, Маск знает о проблемах, и одно время хотел найти единомышленника, чтобы доверить ему управление компанией: «В разное время он вел переговоры с "отцом iPod" Тони Фаделлом и бывшим руководителем Skype Тони Бейтсом, предлагая им встать во главу Tesla».
Переговоры не возымели успеха, продолжает Вэнс: «Маск продолжает контролировать повседневную деятельность компании. Когда он сомневается, он в первую очередь ставит на себя самого».
По мнению Вэнса, в SpaceX дела идут чуть лучше. За последние несколько лет компания добилась больших успехов: «Запуски и посадки ракет обходились без происшествий и проводились настолько часто, что вошли в привычку».
Однако недавний взрыв снова дал критикам пищу для размышлений, пишет Вэнс: «Это уже второе происшествие за 15 месяцев. И хотя никто не пострадал, даже самые преданные клиенты компании начали беспокоиться».
Тех, кто сомневается, можно понять. Вдруг Маск лишился плана и Tesla, SolarCity и SpaceX так и останутся примерами человеческой гордыни? Как человек, который изучает Маска уже несколько лет, я скажу, что это маловероятно.
— Эшли Вэнс
По мнению биографа, сейчас Маск чувствует себя намного увереннее, чем в 2008 году: «Tesla, SolarCity и SpaceX — это реальные компании, у которых есть собственные производственные площади и десятки тысяч сотрудников. Маск без проблем сможет привлечь деньги у одного из своих сверх-богатых друзей, которые разделяют его цели».
С точки зрения технологий, Маск также повлиял на мир, уверен Вэнс: «Во многом благодаря Tesla электромобили стали реальностью. Продавая десятки тысяч единиц, компания побуждает BMW, Audi, Mercedes, Volkswagen и других производителей вступать на этот рынок».
Несмотря на то, что SpaceX привлекает меньше внимания, эта компания может стать крупнейшим достижением Маска. Едва ли в современной истории Америки найдется более патриотичная история: иммигрант из Южной Африки на свои собственные деньги пытается воскресить аэрокосмическую индустрию США.
— Эшли Вэнс
Благодаря новым технологиям в автомобилестроении, энергетике и космических исследованиях, Маск начал новую индустриальную эпоху, уверен Вэнс: «Мир машин и инфраструктура оказались в подвешенном состоянии и вынуждены увеличивать темп развития, чтобы не упасть. Думаю, это не будет преувеличением сказать, что Маск сыграл одну из главных ролей в изменении мира».
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
In Musk we trust
Комментарий удален модератором
"скептики всего лишь недальновидные, избегающие риска люди, которые пытаются лишить нас фантастического будущего" - скептицизм не является активным действием, оттого никого ничего лишить не может, "Tesla, SpaceX и SolarCity — уже не эксперименты, но публичные компании" - SpaceX не яялется публичной компанией, "патриотичная история: иммигрант из Южной Африки на свои собственные деньги пытается воскресить аэрокосмическую индустрию США" - в данный момент SpaceX оценивается в 12 миллиардов, при этом компания получила около 5 миллиардов субсидий от правительства США.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Даже если у Маска что-то не получается, то его заслуга уже в том, что он заставляет шевелиться таких мамонтов, как Мерседес и БМВ, и старых пердунов из Роскосмоса, демпингуя полеты и снижая стоимость доставки кг груза в космос. Хейтеры тут могут писать что угодно, но по факту SpaceX - сейчас по уровню внедрений разработок № 1 в космической отрасли, медиа-эффект Solar заставляет все больше и больше денег вкладывать в альтернативные источники энергии, а следовательно развивать полупроводники и химическую отрасль (
SolarReserve планирует построить в Неваде еще 10 солнечных электростанций CSP(concentrated solar power), цена 5 млрд$, мощн 1,5-2ГВт).
Вы хоть свой булыжник на плечах включайте иногда.
Комментарий удален модератором
вы еще раз внимательно перечитайте мой пост и сделайте правильные выводы из него. Я не говорю, что Маск обязательно все реализует так, как запланировал, но отрицать факт того, что он стал новым популяризатором науки и отдельных отраслей экономики просто глупо. Я вам даже цифры привел.
P.S. Маск не ставит задачи что-то там повторить. Этим он выгодно отличается от таких, как вы.
Комментарий удален модератором
Диагноз пока не ставлю. Попробуйте перечитать мой пост еще раз.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Никогда. Надеемся на вас, Роман.
Маск - это идеальный мотиватор. Это вам не унылые заседания Правительства старперов об очередном неудачном нацпроекте.
Ну что это за говно ? гугл-переводчик бы правильней перевел, Маск никогда не владел и не продавал ебей, ебей купил пайпал и маску перепало бабло("he’d earned from EBay’s acquisition of PayPal")
Интересно сколько еще ошибок в переводе, переврали все опять ?
На самом деле и статья не про Маска была, а про Майер.
Заклинания! Ни одного конкретного числа. Веруйте, ибо абсурдно!
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
1. Он вкладывает свои деньги, и это показывает что он верит в успех или как минимум готов рисковать на равне с инвесторами.
2. Сколько лет твиттер был убыточным? Сколько лет Ютуб был убыточным? Google, Facebook, и другие стартапы. Тот же Apple пережил такое время. Убыточность компании, это вообще не проблема для американского инвестора. Главное позитивная динамика роста, развитие бренда, рыночная доля. А доля у Теслы №1 в премиум сегменте электромобилей. Ракеты окупятся с первых же коммерческих выводов спутников.
Хорошо, что ви начали пример с твиттера, который никто покупать уже даже не хочет :)
Про долю Теслы в премиум сегменте - это ви взяли из отчётов Теслы, где они сравнивали продажи своих не премиум машин за 60к с продажами мерса, бмв и мазератти за 100к? Неплохая аналитика получилась у вас.
Комментарий удален модератором
Show must go on... :)
Маск, большой молодец в том, что научился заражать идеями огромную аудиторию. Глобальных задач в одиночку не решить.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Скоро обманутые вкладчики объединятся против Маска и его очередной пирамиды.
Хочу, чтобы у нас кто-нибудь начал строить такое!!!!!!!
Комментарий удален модератором
До Маска мы смотрели в будущее сквозь щель,
но Маск открыл окно!
...а кто откроет ДВЕРЬ!?
Ровным счетом ни на сколько! ))
Самсунг, Гугл и Майкрософт годами делают говно и ничего. Так что у няши Маска точно нет проблем.
"За десять лет он планирует отправить на Марс тысячи ракет и поселенцев" это за десять лет спустя лет 50 видимо?)) В статье не зря написано два раза perhaps.
"Тысячи ракет". Это, как минимум, 2 тысячи штук. За десять лет. То есть примерно по одной ракете через день. Неплохо так))
Ой, все!