Насколько серьезны проблемы Элона Маска

Мнение биографа предпринимателя о состоянии дел в Tesla, SpaceX и SolarCity

12 октября издание Bloomberg опубликовало статью биографа Элона Маска Эшли Вэнса, где он рассказал о том, почему взрыв ракеты Falcon 9, отсутствие прибыли у Tesla и скандал с продажей компании SolarCity практически не повлияли на бизнес предпринимателя, и вопреки мнению скептиков он чувствует себя вполне уверенно. Редакция vc.ru публикует адаптированный перевод материала.

Источник: Steph Davidson, Bloomberg

В конце сентября Маск выступал на сцене 67 международного конгресса астронавтики в Мексике. «Похожий на воплощение Тони Старка, он рассказывал собравшимся о своих планах колонизировать Красную планету, — пишет биограф Элона Маска Эшли Вэнс. — За десять лет он планирует отправить на Марс тысячи ракет и поселенцев, потратив около $10 миллиардов. Конечно, многие астронавты погибнут, другие протянут на планете чуть дольше. Что с ними будет дальше, Маск так и не рассказал».

По словам Вэнса, Маск заработал себе неоднозначную репутацию, поскольку каждый раз, когда одна из его компаний испытывает трудности, он отвлекает внимание общественности благодаря громким заявлениям, объявляя о новом способе транспортировки, о космическом интернете или о колонии на Марсе:

Интересно, таким образом Маск пытается скрыть свои трудности, или же скептики всего лишь недальновидные, избегающие риска люди, которые пытаются лишить нас фантастического будущего?

— Эшли Вэнс

По мнению Вэнса, каждая из компаний Элона Маска переживает не лучшие времена. После гибели водителя в результате ошибки автопилота и регуляторы, и потребители стали настороженно относиться к самоуправляющимся автомобилям.

Удар по имиджу Маска нанесла сомнительная сделка, когда он с помощью Tesla попытался приобрести свою собственную компанию SolarCity: «Акционеры Tesla были вынуждены обратиться в суд, а несколько ведущих инженеров и руководителей PR-службы решили уволиться», — пишет Вэнс.

Кроме того, проблем Маску доставил и взрыв ракеты Falcon 9, который произошел 1 сентября на мысе Канаверал: «В Кремниевой долине Маска любят, им восхищаются, идеализируют. Но все больше людей задумывается — а не много ли он на себя берет? Особенно сейчас, когда на кону стоит так много».

Tesla, SpaceX и SolarCity — уже не эксперименты, но публичные компании. Кроме того, SpaceX играет решающую роль в космической программе США. Если с этими компаниями что-то случится, десятки тысяч людей потеряют работу, миллиарды долларов вылетят в трубу, а технологический прогресс остановится.

— Эшли Вэнс

По словам биографа, Маск не в первый раз оказывается на грани. Он вспоминает 2008 год, когда предприниматель потратил большую часть своей доли от продажи PayPal на старт серийного производства первой модели Tesla — Roadster, а также на запуск ракет SpaceX.

«Он был вынужден занимать у друзей, а родители его девушки, Талулы Райли (которая впоследствии стала его женой) предложили перезаложить их дом, но Маск отказался», — пишет Эшли Вэнс.

По словам Райли, в то время Маск был на грани: «Он был похож на смерть. Мне казалось, что он может получить сердечный приступ или умереть от перенапряжения. Кошмары не отпускали его и ночью — он мог среди ночи забраться на меня и начать кричать: не просыпаясь и не открывая глаз».

В тот раз предпринимателю удалось избежать проблем: «Пока другие автопроизводители терпели поражение в битве с кризисом и объявляли о банкротстве, Маск уговорил инвесторов вложить еще больше денег в Tesla. Кроме того, он уговорил NASA дать шанс его ракетам», — пишет Вэнс.

Постепенно обе компании встали на ноги. «Когда в 2012 году Tesla представила электрокар Model S, даже скептики из Детройта признали, что это самый лучший автомобиль в истории человечества. SpaceX провела успешную стыковку ракеты с МКС, а компания Solar City стала публичной».

Тем не менее, у каждой из компаний Маска наметились трудности, продолжает Вэнс: «Tesla уже много лет страдает от проблем с производством. Компания выпускает на рынок новые модели автомобилей с опозданием. Она регулярно срывает план производства и несмотря на то, что ее электрокары стоят больше $100 тысяч, в них регулярно происходят сбои».

Кроме того, Tesla открыла дорогостоящее производство аккумуляторов в Неваде, несмотря на то, что компания никак не может стать прибыльной. По словам Вэнса, Маск знает о проблемах, и одно время хотел найти единомышленника, чтобы доверить ему управление компанией: «В разное время он вел переговоры с "отцом iPod" Тони Фаделлом и бывшим руководителем Skype Тони Бейтсом, предлагая им встать во главу Tesla».

Переговоры не возымели успеха, продолжает Вэнс: «Маск продолжает контролировать повседневную деятельность компании. Когда он сомневается, он в первую очередь ставит на себя самого».

По мнению Вэнса, в SpaceX дела идут чуть лучше. За последние несколько лет компания добилась больших успехов: «Запуски и посадки ракет обходились без происшествий и проводились настолько часто, что вошли в привычку».

Однако недавний взрыв снова дал критикам пищу для размышлений, пишет Вэнс: «Это уже второе происшествие за 15 месяцев. И хотя никто не пострадал, даже самые преданные клиенты компании начали беспокоиться».

Тех, кто сомневается, можно понять. Вдруг Маск лишился плана и Tesla, SolarCity и SpaceX так и останутся примерами человеческой гордыни? Как человек, который изучает Маска уже несколько лет, я скажу, что это маловероятно.

— Эшли Вэнс

По мнению биографа, сейчас Маск чувствует себя намного увереннее, чем в 2008 году: «Tesla, SolarCity и SpaceX — это реальные компании, у которых есть собственные производственные площади и десятки тысяч сотрудников. Маск без проблем сможет привлечь деньги у одного из своих сверх-богатых друзей, которые разделяют его цели».

С точки зрения технологий, Маск также повлиял на мир, уверен Вэнс: «Во многом благодаря Tesla электромобили стали реальностью. Продавая десятки тысяч единиц, компания побуждает BMW, Audi, Mercedes, Volkswagen и других производителей вступать на этот рынок».

Несмотря на то, что SpaceX привлекает меньше внимания, эта компания может стать крупнейшим достижением Маска. Едва ли в современной истории Америки найдется более патриотичная история: иммигрант из Южной Африки на свои собственные деньги пытается воскресить аэрокосмическую индустрию США.

— Эшли Вэнс

Благодаря новым технологиям в автомобилестроении, энергетике и космических исследованиях, Маск начал новую индустриальную эпоху, уверен Вэнс: «Мир машин и инфраструктура оказались в подвешенном состоянии и вынуждены увеличивать темп развития, чтобы не упасть. Думаю, это не будет преувеличением сказать, что Маск сыграл одну из главных ролей в изменении мира».

Статьи по теме
Элон Маск анонсировал систему межпланетных перелётов и представил план колонизации Марса
Состояние Элона Маска за день упало на $779 млн из-за проблем с объединением Tesla Motors и SolarCity
СМИ сообщили о новой аварии с участием Tesla под управлением автопилота
{ "author_name": "Никита Евдокимов", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 21, "likes": 21, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 19186, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Thu, 13 Oct 2016 22:01:02 +0300" }
{ "id": 19186, "author_id": 61917, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/19186\/get","add":"\/comments\/19186\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/19186"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

21 комментарий 21 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...

8

In Musk we trust

Ответить

7

"скептики всего лишь недальновидные, избегающие риска люди, которые пытаются лишить нас фантастического будущего" - скептицизм не является активным действием, оттого никого ничего лишить не может, "Tesla, SpaceX и SolarCity — уже не эксперименты, но публичные компании" - SpaceX не яялется публичной компанией, "патриотичная история: иммигрант из Южной Африки на свои собственные деньги пытается воскресить аэрокосмическую индустрию США" - в данный момент SpaceX оценивается в 12 миллиардов, при этом компания получила около 5 миллиардов субсидий от правительства США.

Ответить

5

Даже если у Маска что-то не получается, то его заслуга уже в том, что он заставляет шевелиться таких мамонтов, как Мерседес и БМВ, и старых пердунов из Роскосмоса, демпингуя полеты и снижая стоимость доставки кг груза в космос. Хейтеры тут могут писать что угодно, но по факту SpaceX - сейчас по уровню внедрений разработок № 1 в космической отрасли, медиа-эффект Solar заставляет все больше и больше денег вкладывать в альтернативные источники энергии, а следовательно развивать полупроводники и химическую отрасль (
SolarReserve планирует построить в Неваде еще 10 солнечных электростанций CSP(concentrated solar power), цена 5 млрд$, мощн 1,5-2ГВт).
Вы хоть свой булыжник на плечах включайте иногда.

Ответить

1

вы еще раз внимательно перечитайте мой пост и сделайте правильные выводы из него. Я не говорю, что Маск обязательно все реализует так, как запланировал, но отрицать факт того, что он стал новым популяризатором науки и отдельных отраслей экономики просто глупо. Я вам даже цифры привел.
P.S. Маск не ставит задачи что-то там повторить. Этим он выгодно отличается от таких, как вы.

Ответить

–1

Диагноз пока не ставлю. Попробуйте перечитать мой пост еще раз.

Ответить

1

Никогда. Надеемся на вас, Роман.

Ответить
1

Маск - это идеальный мотиватор. Это вам не унылые заседания Правительства старперов об очередном неудачном нацпроекте.

Ответить
4

часть своей доли от продажи Ebay

Ну что это за говно ? гугл-переводчик бы правильней перевел, Маск никогда не владел и не продавал ебей, ебей купил пайпал и маску перепало бабло("he’d earned from EBay’s acquisition of PayPal")
Интересно сколько еще ошибок в переводе, переврали все опять ?

Ответить
1

На самом деле и статья не про Маска была, а про Майер.

Ответить
2

Заклинания! Ни одного конкретного числа. Веруйте, ибо абсурдно!

Ответить

3

1. Он вкладывает свои деньги, и это показывает что он верит в успех или как минимум готов рисковать на равне с инвесторами.

2. Сколько лет твиттер был убыточным? Сколько лет Ютуб был убыточным? Google, Facebook, и другие стартапы. Тот же Apple пережил такое время. Убыточность компании, это вообще не проблема для американского инвестора. Главное позитивная динамика роста, развитие бренда, рыночная доля. А доля у Теслы №1 в премиум сегменте электромобилей. Ракеты окупятся с первых же коммерческих выводов спутников.

Ответить
0

Хорошо, что ви начали пример с твиттера, который никто покупать уже даже не хочет :)

Про долю Теслы в премиум сегменте - это ви взяли из отчётов Теслы, где они сравнивали продажи своих не премиум машин за 60к с продажами мерса, бмв и мазератти за 100к? Неплохая аналитика получилась у вас.

Ответить

3

Show must go on... :)
Маск, большой молодец в том, что научился заражать идеями огромную аудиторию. Глобальных задач в одиночку не решить.

Ответить

0

Скоро обманутые вкладчики объединятся против Маска и его очередной пирамиды.

Ответить
1

Хочу, чтобы у нас кто-нибудь начал строить такое!!!!!!!

Ответить

1

До Маска мы смотрели в будущее сквозь щель,
но Маск открыл окно!
...а кто откроет ДВЕРЬ!?

Ответить
1

Ровным счетом ни на сколько! ))

Ответить
–1

Самсунг, Гугл и Майкрософт годами делают говно и ничего. Так что у няши Маска точно нет проблем.

Ответить
0

"За десять лет он планирует отправить на Марс тысячи ракет и поселенцев" это за десять лет спустя лет 50 видимо?)) В статье не зря написано два раза perhaps.

Ответить
0

"Тысячи ракет". Это, как минимум, 2 тысячи штук. За десять лет. То есть примерно по одной ракете через день. Неплохо так))

Ответить
–1

Ой, все!

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }