С чего все началось
Российская «Черная пятница» была запущена в 2013 году группой людей, мечтавших воссоздать распродажу по аналогии с США. Но получилось как всегда: ООО «Блэк Фрайдей» — полностью коммерческая организация, преследующая соответствующие цели.
Стоит отдать должное организаторам, ведь им пришлось запустить становление «Черной пятницы» с нуля. В Америке распродажи стартуют после Дня благодарения, а в России такого праздника нет, поэтому покупателей и ритейлеров приходилось образовывать и объяснять, в чем преимущества «Черной пятницы». Несмотря на проделанный труд организаторов, ритейлеры жалуются, что промахов, связанных с «пятницей», не счесть.
Достоинства распродажи налицо: большие скидки, возможности выгодного шопинга перед Новым годом. С другой стороны, покупатели недовольны падающими серверами, непрозрачностью скидок, отсутствием заявленного товара и многими другими вещами. Изначально ритейлеры преследовали цель избавиться от застоявшегося товара, «слить» стоки — с такими намерениями честную открытую «пятницу» не провести, как ни старайся.
При этом и ритейлеры оставались не удовлетворены работой организаторов. По мнению некоторых представителей магазинов, с которыми я беседовал, периодически нагонялся «дутый» трафик, который не конвертировался в продажи; не выдерживая нагрузки, падали сервера, и так далее. Стало понятно, что «Черную пятницу» нужно научиться проводить и готовиться к ней, образовывать как ритейлеров, так и покупателей.
Кому выгодна «Черная пятница»
Хотя в России только учатся делать подобного рода распродажи, «Черная пятница» выгодна в первую очередь покупателям. Чтобы потребителю выиграть, ему нужно четко представлять, что он хочет купить, а также знать, во сколько начинается распродажа, и не рассчитывать, что через 10 часов после старта он обнаружит искомые вещи.
Ритейлер же должен сначала вложиться в это событие, то есть опустить цену на товар на 50−90%, а это немалые инвестиции. Их необходимо делать, так как ритейлер преследует цель привлечь трафик и обратить его в лояльный. Неудивительно, что истинная выгода для ритейлеров наступает как раз в первые дни после «праздника скидок».
При помощи комплексных технологий персонализированной рекламы мы хорошо научились монетизировать трафик «Черной пятницы». Мы видим этих покупателей, оцениваем их поведение и возвращаем на сайт рекламодателя, где потребитель совершает покупку уже по стандартной цене. Так вложенные продавцом инвестиции в скидки отбиваются с помощью грамотных рекламных технологий. Например, в «Черную пятницу» в 2015 году эффективность продаж возросла в два раза по сравнению с другими пятницами года.
«Черная пятница» или черные скидки
Каждую «пятницу» кто-то из ритейлеров намеренно завышает цену товаров перед самой распродажей, а затем опускает их до обычной рыночной стоимости либо ставит скидку на товар, которого нет в наличии. Такого рода уловки сильно подрывают доверие покупателя.
В России и на постсоветском пространстве среди ритейлеров считалось нормальным завысить цены перед распродажей. Это отголоски 1990-х годов. Сейчас таких случаев все меньше, особенно в онлайне. Человек может в реальном времени при помощи нескольких кликов мыши отследить, как меняются цены.
Некоторые ритейлеры совершают ошибки в силу необразованности. Приведу пример из личного опыта: я планировал купить ребенку подарок от известного производителя, цена на чьи товары обычно не меняется. В рамках «Черной пятницы» на продукт была заявлена скидка в 50%. Уже закинув товар в корзину, я выяснил, что его просто нет.
Дело не в том, что товара не было изначально. Бренд выставил ограниченное количество товара с беспрецедентной скидкой, быстро все продал, а у рядового покупателя сложилось впечатление, что его обманули. Если бы ритейлер сразу анонсировал, что товаров со скидкой 50% только 10, такого впечатления не сложилось бы. Мы возвращаемся к тому, что даже крупные ритейлеры с мировыми именами не знают, как действовать правильно.
Порой отследить прозрачность распродажи в офлайне легче, чем в онлайне. Например, ритейлер объявляет, что первые 10 iPhone выставлены на продажу по заниженной цене. Счастливчики, которые «сломали двери» и купили гаджеты, оказываются на виду у тех, кто продолжает стоять в очереди, но уже за товарами по стандартной цене.
В онлайне это так красочно не продемонстрировать, но это не значит, что делать этого не нужно. Необходимо прописывать детали: сколько товаров заявлено со скидкой и до какого времени они будут распродаваться, показывать общественности реальных людей, которые успели купить товар со скидкой. В таком случае доверие к прозрачности распродажи вырастет до высокого уровня.
С одной стороны, «Черная пятница» в России изначально была создана только под онлайн-ритейл, а с другой, онлайн-ритейл составляет лишь 3% от всей торговли. В то же время опыт США показывает, что проведение «Черной пятницы» в офлайне весьма успешно.
Раскол «Черной пятницы»
«Черная пятница» не должна быть просто витриной, заманивающей на сайт большой трафик. Это комплексная работа с социальными сетями, рекламой и пиаром, которую должны проводить как продавцы, так и организаторы.
Сейчас «Черная пятница» вошла в то русло, когда можно верить в перспективы ее развития. Грядущая в ноябре 2016 года распродажа пройдет не так, как раньше, — все будет намного интереснее.
Дело в том, что Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) организовала собственную распродажу с показательным названием «Настоящая черная пятница». Известно, что в ней примут участие «М.Видео», Lamoda, Lego, Ozon.ru, «Спортмастер», re:Store и другие гиганты индустрии. Проанализировав ошибки создателей первой «Черной пятницы», АКИТ имеет все шансы вывести распродажу на новый уровень.
Почему я верю в успех «Черной пятницы» от АКИТ? Во-первых, АКИТ — это некоммерческая организация, которая смогла успешно организовать и провести на собственной платформе уже два «Киберпонедельника». Во-вторых, АКИТ владеет достойными пиар-инструментами. В-третьих, у Ассоциация сильные сервера, которые способны выдержать нарастающую нагрузку.
Можно выделить как минимум два преимущества АКИТ: у нее нет коммерческой заинтересованности, и она использует легальные инструменты продвижения, то есть это не накрутка трафика. Понятно, что кто-то из ритейлеров может допустить ошибку, но организатор обещает все проверять, так что статистически ошибок должно быть меньше.
Таким образом, в этом году в нашей стране в один день пройдет «пятница» под управлением двух организаторов: OOO «Блэк Фрайдэй» и АКИТ. Вполне вероятно, что некоторые ритейлеры будут участвовать в мероприятиях обеих площадок, а кто-то предпочтет разместить все товары со скидками только в одном месте. В итоге в России, скорее всего, останется только один организатор «Черной пятницы», и 2016 год станет решающим. Пока все параметры говорят в пользу АКИТ.
Советы покупателям
Как уже было сказано, самые лакомые скидки можно «поймать» в первые часы распродажи. Чтобы извлечь максимальную пользу, нужно помнить о нескольких вещах. Количество товаров по привлекательной цене, как правило, ограничено. Задача осложняется тем, что некоторые ритейлеры выкладывают свои товары буквально в ночь перед распродажей. Покупатель за час должен зайти на сайт, решить, что он должен купить, и быть готовым оперативно включиться в битву за скидки.
На глобальном уровне основная идея «Черной пятницы» — запустить воронку предновогодних продаж и создать праздничное настроение как можно раньше. Смысл в том, что человек не должен бегать и набирать подарки за неделю до праздников. Удобнее и экономически выгоднее это делать с конца ноября.
Проблема в том, что у большинства людей пока сохраняется тенденция закупать подарки стихийно, начиная со второй половины декабря. В Штатах когда-то было то же самое. Но впоследствии маркетинговые активности сделали свое дело: улицы и витрины магазинов стали наряжаться все раньше и раньше. Думаю, рано или поздно это произойдет и в России.
Что дальше
Российский ритейл идет по пути увеличения количества распродаж. Среди них есть и связанные с привычными покупателю праздниками, и созданные искусственно. Если в США ритейлеры все время готовятся к очередному празднику, то у нас пока не очень много праздничных поводов для распродаж: это Новый год, 1 сентября и 8 марта. В перспективе такими поводами могут стать День матери и День отца, Пасха, День святого Валентина и другие. Праздники — это в первую очередь эмоции, поэтому они служат хорошим поводом для стимулирования продаж.
По нашим прогнозам, для формирования культуры праздничных распродаж необходимо от пяти до десяти лет. Ритейлеры адаптируются к новым реалиям, мы вместе собираем данные и анализируем, какие категории товаров наиболее востребованы. В то же время нужно понимать, что поколение Z и поколение миллениалов уже являются активными участниками потребительского рынка. При этом они могут вести себя по-другому — как в онлайновых, так и в офлайновых каналах продаж. При создании и масштабировании культуры праздничных распродаж их поведение необходимо учитывать.
“Черная пятница” иногда в весьма интересных значениях нашему потребителю знакома. Но в последнее время стал появляться и ее брат - “Киберпонедельник”. Что это такое вот и постараюсь рассказать.
Начнем наверное все-таки с того, что под этими терминами подразумевают американцы:
В четвертый четверг ноября в США случается “День благодарения”, в который принято собираться в семейном кругу и кушать индейку. Поэтому поводу есть весьма хороший анекдот:
Дикая индейка спасла американских колонистов от голодной смерти. В память об этом событии в знак благодарности американцы каждый год убивают и съедают в День благодарения миллионы индеек… Упаси вас Бог делать этим людям что-то хорошее!
День благодарения в США день выходной, на пятницу обычно американцы стараются брать день отпуска, ну в большинстве своем, таким образом у них получается 4 дня праздника. Ну и так как в четверг вся семья накушалась индейки и скоро Рождество, то в пятницу американский народ идет по магазинам.
Вот эту пятницу, после Дня Благодарения, и назвали “Черная пятница”. Понятно, что так как народ тащится покупать, да еще и много народа, то этот народ нужно как-то заманивать и отбивать от конкурентов ну и еще нужно товар впихивать им пока они на сытый желудок. Вот в эту пятницу по всей стране во всех магазинах и устанавливают скидки - заходите гости дорогие, нам до вас ничего не жалко.
За этот день некоторые магазины делают годовую выручку, вот такой сильный поток покупателей.
Ну а дальше, в понедельник, объевшийся за 4 дня народ выходит на работу. Вот тут и заметили хитрые продавцы интернет магазинов, что народ после загула и обжираловки работать и не хочет, а лезет в интернет на сайты магазинов, что-нибудь прикупить. Вот так и появился Cyber Monday - Киберпонедельник - первый понедельник, после четвертого четверга ноября - короче говоря первый понедельник после Дня благодарения.
Ну и хитрые продавцы интернет магазинов стали в эти дни объявлять скидки на свой товар, короче говоря как и в пятницу. Только в пятницу вся семейка тащится в магазин, галдит, кричит, кушает гамбургер, ну а как без него-то - нужно ж индейку пропихнуть. И покупает всякое г… неполезное для дальних родственников за 99 центов. А уж в понедельник можно в тишине офисного кресла выбрать и себе подарочек посолидней.
Ну думаю смысл поняли, старался объяснить по простому как мог…
Ну и конечно же наши маркетологи, начитавшиеся книжек, пальчиком взмахнули и бдыщь - нужно и нам такое сделать.
Но вот же не задача, не сходятся у нас праздники, да и особенности менталитета есть. Ну и если с “Черной пятницей” понятно, - оставляем как у американцев, то когда ставить Киберпонедельник? Сразу после пятницы нет смысла, народ наш даже не заметит, значит нужно вообще после новогодних праздников - заодно и остатки (читать как неликвид) распродать. Но тут опять вмешивается наш менталитет - сразу во второй рабочий понедельник - народ отходит от оливьешки и показывает фоточки своих праздников, тут бы в третий понедельник - так тут опять сюрприз у народа денежек нет и зарплатки они ждут, а это чаще всего до 20-ого числа месяца. Вот и остается четвертый понедельник января.
Но и даже в 4-ый понедельник народ не сильно-то и покупает. Смысла не видит - праздники отгремели - подарков покупать никому не нужно, до 23-ого еще далеко, ну разве что себе что присмотреть, но товар обычно по акции не айс. Вообщем не сильно-то у нас этот понедельник и успешен.
Но привыкаем к понятию Cyber Monday - Киберпонедельник - может когда-нибудь и взлетит.
В России всё печально в отношении национальных и народных праздников. А ведь сколько можно было бы замутить движух на масленицу, крещение, пасху - именно это аналоги дня благодарения в России, когда все жрут и ходят друг другу в гости (я в хорошем смысле). Я не понимаю, почему из крещения нельзя было сделать айс бакет? Ну это же гораздо круче - сколько можно было бы нафоткать голых красивых бабских жоп, устроить проруби в клубах! На масленницу устраивать пепелища с распитием медовухи в клубах! На пасху продавать мегалитры кагора и сопутсвующиех товаров, опять же, в клубах!
Но нет, почему-то пиарят всякие дни Валентина и Хэллоуин, которые поколение до 90 года вообще никак не воспринимают. Скоро, наверное, Рождество будем праздновать по католическому стилю. Отличные продажи происходят обычно во время семейных праздников, когда все тащатся по магазам. Но пока нет пиара вышеперечисленным праздникам, остается довольствоваться 23 февраля, 8 марта и НГ.
Всё по полочкам разложили. Интересно было читать.
В Европе кстати черная пятница тоже не работает.
Но, по крайней мере в Англии и Ирландии есть (после) рождественские распродажи и работают примерно также: 25 и 26 выходной, но 27-31 теоретически рабочие дни. Обычно народ берет отпуск и после двух дней проведенных с родственниками, народ сбегает от них по магазинам.
Думаю в России что-то подобное тоже могло бы работать (3-6 января например).
Отличное объяснение, спасибо!
Комментарий недоступен