Mamma Maria, Little big и хардкор-музпросвет. Поясняем за hakken, салат из музыкальных стилей, итальянцев и бочку (3/3)

НАЧАЛО.

ПРОДОЛЖЕНИЕ.

= = = = =

Однако, раз уж многократно упомянули слово "бочка" и даже пару разу слово "плавающая", то стоит отдать дань ей и её авторам. Как минимум потому, что на этом компоненте держится не только литтбиговская "кулинария", но и перечисленные выше музыкальные направления, а также целая россыпь групп (всё те же Scooter, например), продюсеров и диджеев. Без "плавающей бочки" немалой части из них, и уж тем более их треков, вообще бы не случилось.

ЧАСТЬ 3. ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО БОЧКА

Марк Траунер (он же Марк Акадипэйн / Марко Акардипане) придумал не только hardcore techno. Он придумал ещё кое-что. И это НЕЧТО в 1995 году весьма озадачило и по-хорошему шокировало мир электронной музыки.

Впрочем, ЭТО придумал не он один - параллельно открытие совершил голландский диджей и продюсер Мишель Франсуа Прюйт. Который в том же году издал в рамках сингла "Love Me Bad" трек "Name of the DJ", ставший хитом, а позже легендой hardcore techno.

В следующем году явление было закреплено и Траунером и Прюйтом.

После чего в хардкоре оно начнёт плавно набирать обороты и к 2021-му будет использоваться в массе стилей электронной музыки. А современный hardstyle / hardcore techno / tekkno / hardtek оказались фактически построены на его фундаменте. Так что же это за явление? Для этого нам надо немного погрузиться в историю создания электронной музыки.

На заре становления "электроники" стили с прямым битом фактически разобрали между собой наборы основных ударных (bassdrum / kickdrum).

Типичный хаус начала и середины 90-х - это почти всегда глухая, необъемная и слабая бочка с довольно "сухим" звуком.

В техно начала и середины 90-х уже есть вариации по виду бочки. В части треков она становится настойчивой, выпирающей, объемной, "не сухой" и более жесткой. Изредка даже сравнимой по жесткости с хардкором, но сама структура и скорость треков, естественно, сильно отличаются.

Транс и хард-транс того времени - бочка явно заметна, но ей не достает ни объема, ни звонкости, ни мощи, ни агрессии. Хотя изредка слегка приглушенная главная бочка заимствовалась прямо из хардкора.

Причина такого распределения по стилям - ставка на ритмический рисунок и мелодичность. Ударные и бас-линия фактически являлись сопроводительной частью для основного рисунка и мелодики композиции. С одной стороны, последние не должны были "болтаться в воздухе", с другой бочки-снэры-хэты не должны были лезть на первый план, а строго исполнять роль "кордебалета". При этом быть заметными настолько, чтобы слушатель мог чётко отслеживать ритм (и понимать когда топать ногами и трясти головой, хехе).

А что у hardcore techno? Там поступили ровно наоборот.

Ведь мы помним, что хардкор по идеологии находился фактически в одной плоскости с металлом - разным был только инструментарий. А значит нужно было найти те "комплектующие", которые давали бы возможность ВВАЛИВАТЬ быстро, громко, жестко и злобно. Но бочки, принятые в "мягкотелой" электронике, для этой цели вообще не подходили.

* * * * *

Чему была посвящена целая серия треков, самым известным из которых является Korrekte Bassdrum / Ist diesen Bassdrum Korrekt / Korreckte Atmosphaere от уже знакомого нам Марка Траунера.

* * * * *

Поэтому была сделана ставка на партию ударных как на равноправного или главного участника композиции. Так бочка стала Её Величеством, снэры - Их Высочеством, хай-хэты ("тарелки") - Их Сиятельством, клэпы (хлопки) - Их Превосходительством.

* * * * *

Аналогичная картина случилась в раннем jungle / drum'n'bass - где фактически не было мелодий, а рисунок композиции создавался бас-линией и сложными комбинациями ударных в ломаном ритме.

* * * * *

Что наглядно продемонстрировал DJ Dano (тот самый, что писал T-1000 для Fear Factory) в своем треке 1996 года с весьма характерным названием. Да и не только он, естественно.

То есть комбинация ударных и их ритмический рисунок становились столь же важными и главными, как и самая мелодическая часть композиции.

Более того, хардкор-продюсеры очень быстро затеяли негласное "соцсоревнование" на тему кто напишет наиболее замысловатые и навороченные схемы в ударных. Которое, к слову, длится до сих пор.

Изначально это стартовало со стандартных снэров и бочек, которые надо было разместить так, чтобы не только заметно разнообразить рисунок трека (ускорения после пауз с выходом на исходный темп, "обрывы", наслоения и т.д.), но и по возможности ускорить трек, не меняя его BPM. Для чего были изобретены десятки приемов и сочетаний в ударных, которые заставляли слушателя думать, что трек заметно быстрее, чем он есть на самом деле.

Например, ведущую роль в "наборе скорости" играли снэры, которые писались так, что подозрительно напоминали боевые марши в исполнении военных оркестров барабанщиков. С развитием музыкального софта и оборудования комбинации "бочка-снэры-хэты-клэп" в итоге стали настолько сложны, что никакой оркестр вживую их не сыграет - мгновенно сломается от взятых на себя "обязательств".

В результате чего схемы построения ударной партии в хардкоре и их сложность стало недостижимым эталоном для всех остальных электронных стилей с прямым битом. С огромным опозданием (преодолевая снобизм и ограниченность мышления) отдельные схемы дрампартий из хардкора стали периодически применяться в хаусе, трансе и евродэнсе / EDM. Фактически, авторы hardcore techno (а также брейкбита и джангла) в 90-х показали всем в электронной и поп-музыке, что барабаны решают, и почему остальные фактически не умеют их писать. После чего часть музыкантов сделала выводы, а множество как не умело, так не умеют до сих пор.

Однако схемы схемами, но в начале 90-х остро стояли технические ограничения и не менее остро не хватало степеней свободы в работе. Во-первых, катастрофически не хватало сэмплов, что выливалось в многочисленные "кражи" друг у друга. Во-вторых, тогдашние музыкальные редакторы и ПК не тянули больше 8/16 дорожек по мощности, не говоря уж об массовой "обвеске" эффектами и фильтрами, которая принята сейчас. Обойти это ограничение можно было скупкой и коммутацией хреновой горы оборудования - но это не всем было доступно и явно не всех устраивало. Ну и в-третьих, при таких вводных стали заканчиваться идеи по мелодической части, что у массы авторов стало бросаться в глаза. Соответственно, налицо была проблема обеспечения разнообразия треков.

И вот здесь Траунер и Прюйт решили перевернуть всё с ног на голову.

Если у нас проблема с мелодиями и synth-сэмплами, то что будет, если мы от них откажемся вообще?

Что будет, если мы забьём на музыкальность в привычном понимании, и вытащим бочку на самый первый план, сделав её солистом?

В отдельных народных танцах же есть подобное - почему нельзя здесь?

Правда дальше встал вопрос, что делать тогда с партией ударных, если она заслонит всё собой, и особенно, если мелодичной части не делать вообще. Было очевидно, что текущие наборы сэмплов слишком конечны, чтобы просто оперировать текущими бочками. Ну напишешь 2-3 подобия "Terror is timeless", ну поэкспериментируешь как Moby (тот вошел в книгу рекордов Гиннесса из-за безумных 1015 bpm в конце трека) или Prodigy - а что дальше?

Значит, требовалось переизобрести бочку. Что Marc Acardipane с Chosen Few как раз и сделали, сделав её "плавающей" и "многослойной".

До Траунера и Прюйта бочка традиционно занимала одну дорожку, на которую навешивались при возможности эффекты и фильтры, меняя её плотность, жесткость и объем. Иногда под неё "подкладывалась" басс-линия, делая звуковую картину менее сухой и более насыщенной. В результате чего число степеней свободы с bassdrum было крайне ограничено - напоминаю, что число дорожек для сведения было весьма конечно.

Что сделала наша двоица? Стала отводить под бочку 2-3 дорожки, на первую закрепляя тело бочки для самого ощущение удара, а на оставшиеся 1-2 бас-часть бочки, навешивая фильтры и эффекты на которую, можно было получить радикальной другой звук. Тот самый плавающий и многослойный. Удивительно, что до этого не догадался никто ранее.

Однако если бы всё было так просто, то Траунер не забросил бы данные эксперименты, а Chosen Few моментально скопировали бы. Но у Прюйта как минимум 2 года была полная монополия на подобный звук. Почему?

Потому что плавающая бочка на тот момент была сравни типографике. Когда узкий инструментарий в виде простых геометрических фигур и шрифтов позволял создавать эпичные плакаты, обложки и развороты книг, календари и приглашения.

Но требовал от дизайнера огромного чувства стиля и мастерства. Когда смотришь - вроде же просто. Пробуешь сам - ни хрена путного не выходит.

Поэтому трюки Chose Few были освоены не всеми и не сразу. У многих выходило поначалу довольно средне, если вообще хоть как-то убедительно.

Однако, сама задумка большинству в мире танцевальной электроники очень даже зашла. И после серии неудачных экспериментов продюсеры более-менее насобачились не столько делать композиции из "плавающей бочки" (это по-прежнему мало у кого получалось, да и мода быстро схлынула), сколько грамотно внедрять её внутрь своих мелодичных композиций.

В чём также была замечена приснопамятная группа Scooter.

Естественно, не только они. Little Big тоже немного умеют.

А кое-кто даже сохранил и преумножил умение писать "резню и мочилово" без намёка на присутствие мелодии.

Но самым главным достижением Траунера и Прюйта стало то, что без "доработанной" бочки сейчас нельзя представить ни мелодичный хардстайл, ни tekkno / hardtek, ни многочисленные разновидности хардкора. Она теперь везде. Ну или почти везде.

Музыкальная революция, начатая немцем и голландцем завершена. Теперь мы живем в новом дивном мире совсем другой музыки. Которая меняет даже старую "Маму Марию". К лучшему.

1313
7 комментариев

Серьёзно? Ну раз уж на VC за хаку статья появилась "то все"....)))

1
Ответить

Спасибо автору за проделанную работу. Очень интересно было почитать.
Степень погружения высокая. Автор случаем не из музыкальной тусовки 90-х?

1
Ответить

Музыкальная революция, начатая немцем и голландцем завершена. Теперь мы живем в новом дивном мире совсем другой музыки. Которая меняет даже старую "Маму Марию". К лучшему.


И это конец?
И никаких ссылок никуда?
И всё это глубокое исследование будет эксклюзивно доступно только здесь — на VC? 🤨

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Зашел на vc.ru почитать про маркетинг и бизнес, а тут Сашка Цевич бочки крутит

Ответить

Лайк за все три части и углубленное знание темы. Только непонятно, почему автор описал заслуги только Chosen Few и Marc Acardipane, хотя, например, Промо и остальные товарищи с лейбла Third Movement (N-Vitral, Peaky Pounder, Armageddon Project, D-Passion, Daisy и т.д.) с конца 90-х тоже внесли и вносят до сих пор огромный вклад в эксперименты с кикдрамом. 

Ответить

Они сделали это позже. Кроме того, они были далеко не единственными после первопроходцев. Где-то с конца 1997-го по мере апдейта оборудования и софта достаточное число авторов догадалось что и как делать - те же DJ SIM и Buzz Fuzz.   

Ответить