В конце июля пришло
известие о том, что Flud, социальная читалка новостей под iOS, Android и Windows Phone, готовится помереть. Мы вообще любим писать о
провалах — это очень популярная история в Кремниевой долине. Но когда основатели Бобби Гошал и Мэтью Осонио официально прикрыли сайт и приложение в августе, было очень грустно это наблюдать — за год они привлекли больше внимания, чем среднему стартапу удаётся привлечь за всё время существования.
Вдвойне удивительно это всё из-за того, что Flud удалось получить 2,1 миллиона долларов от разных инвесторов; также они имели возможность привлечь ещё 8 миллионов.
Эту сделку ребятам закрыть не удалось, и Flud исчез. Они перепробовали много всего (даже заигрывали с B2B), чтобы найти свою нишу (и способ монетизации), но мы имеем то, что имеем — деньги закончились, проект тоже.
Вообще, стартапы делать трудно, и все когда-нибудь проваливаются. Только некоторые учатся правильно падать (как борцухи), в этом вся разница.
История Flud похожа на ещё одну недавнюю историю неуспеха:
Sonar. Оба приложения скачивали миллионы людей, их отмечали сами Apple и Google, они привлекали миллионы денег и были обласканы прессой — но вы знаете, как всё это закончилось.
Спрос
Как говорил Пол Грэм, «ключ к успешному стартапу — не обязательно блестящая идея, но обязательно создание того, что людям на самом деле захочется использовать». Когда Гошал и Осонио начинали создавать Flud летом 2010 года, их задумка была в том, чтобы выйти за рамки обычного RSS-ридера и сделать настоящую экосистему социальных новостей с крепкой визуальной составляющей. То есть такой себе Instagram для новостей.
Нам, диванным аналитикам, очень просто заключить, что Flud провалился, потому что рынок уже перенасыщен подобными продуктами. И конкуренция очень высока. Когда вышло приложение Flud на iPad, Flipboard и Pulse уже были состоявшимися проектами с миллионами пользователей.
Вдобавок, Flud приходилось бороться со сложными отношениями людей и инструментов потребления новостей. Все всегда утверждают, что ищут идеальный агрегатор, пробуют что-то новое, но на самом деле всегда возвращаются к привычным вещам. Вот взгляните на Google Reader: в то время, когда он был превосходным продуктом, многие соглашались, что есть более продвинутые сервисы. Но стоило Google закрыть Reader, как интернет будто бы сошёл с ума от досады, воспринимая это как личное оскорбление.
Но правда, когда Flud запускали своё первое приложение в декабре 2010, был колоссальный спрос на лучший способ потребления новостей — на самом деле, он всё ещё есть. В конце декабря в приложении каждые 4 секунды регистрировался новый пользователь. Поэтому СМИ возносили ему хвалы — какие только регалии не собрал Flud!
Теперь-то понятно, что они были не совсем правы. Хотя идея об идеальном новостном агрегаторе продолжает жить.
Просто посмотрим на крупные соцсети. Слухи это или нет, но с большой долей уверенности можно сказать, что Facebook разрабатывает свою RSS-читалку, собираясь покуситься на кусок пирога Flipboard, Pulse и Feedly. Что касается того же Pulse, то он был куплен LinkedIn за $90 миллионов — опять же, чтобы создать свой собственный новостной хаб.
Конкуренция
Хотя кого должны волновать конкуренты? В том самом посте про Sonar его создатели сокрушаются, что слишком много внимания уделяли соперникам. Кофаундер Flud Гошал тоже говорит, что всё время было много разговоров о том, как там дела у Flipboard и Pulse — но это скорее что-то психологическое, а не настоящее. В конце концов, никогда нельзя позволять конкурентам влиять на ваш бизнес.
Конечно же, невозможно совсем не обращать внимания — но это должно быть «Хм, интересно», а не «Ох, штангу мне в блинчик, срочно делаем». То есть нужно уметь подмечать хорошие идеи, но не стараться запихнуть их все без исключения в свой стартап. Гораздо важнее следить за потребностями пользователей.
[caption id="" align="aligncenter" width="900"]
Наши герои[/caption]
Пресса
Не тратьте кучу времени на общение с прессой. Если у вас получится отличный продукт, они сами к вам придут (ну или вы можете изучить несколько
успешных кейсов).
Гошал говорит, что они с кофаундером работали над стартапом на полставки. Поскольку они не ожидали особого внимания прессы и никак к этому не готовились, вскоре их постигли некоторые проблемы.
Когда о вас много пишут, пользователи начинают активно загружать приложение, всё падает, глючит; вы чините, но остаются ещё сотни багов. А люди редко забывают свой плохой опыт.
CEO Flud делает свои выводы из этого: «Когда запускаешь новый проект — особенно если там есть какое-то новшество — лучше всего об этом молчать».
Тесты, тесты, тесты
Создатели Flud недостаточно оттестировали свой продукт в самом начале. Они даже пропустили бета-период. Поэтому версия 1.0 была насыщена багами, ошибками и задержками.
Конечно, стартапы часто забивают на тестирование, но это даст о себе знать, если у вас начнётся заметный рост — например, новый пользователь каждые четыре секунды.
Гошал ещё говорит, что их тесты были слишком узкими: «Мы не проверяли наши предположения о том, что людям больше всего нужно в читалке новостей — мы знали, что им бы хотелось делиться находками с друзьями, но не думали, что их волнует такая вещь, как влияние. А их волнует. Когда мы это добавили, кто-то уже ушёл от нас».
Опять же, об этом написано выше: нужно знать, что хотят пользователи и как они используют приложение. Лучше сосредоточиться на этом, а не на таких отвлечённых вещах, как потрясающий набор API или другие свистелки.
Даже когда во Flud начали появляться такие важные вещи, как email-оповещения, было уже слишком поздно. Люди уже знают о недоработках, рассказывают о них друзьям, так что даже положительные обзоры не помогают. Команде Flud пришлось сосредоточиться на доработке технологии, пока конкуренты уже занимались наращиванием пользовательской базы.
В принципе, с технологической точки зрения они добились успеха в конце концов, но когда пришло время искать деньги, инвесторы уже не хотели вкладываться в отстающий агрегатор новостей. Всё, что им нужно — рост. И из-за проблем в самом начале Flud пришлось бы совершать невозможное, чтобы привлекать пользователей.
Новая ниша
Ребята из Flud быстро смекнули, что нужно выходить на новые рынки — например, создать какой-то продукт для бизнеса.
К ним уже раньше приходили предприниматели, которые хотели оптимизировать приложение для использования в большой компании — так что спрос был. Разработчики решили попробовать.
За четыре месяца на новом продукте для бизнеса Flud заработал около 500 000 долларов. Однако, у них кончилось время и деньги прежде, чем им удалось смастерить что-то цельное.
Несмотря на провал, Гошал всё ещё верит, что ниша такой социальной новостной сети для компаний очень перспективна. У бизнеса есть потребность в распространении контента, которую никто пока что не может покрыть.
Таким компаниям нужен сервис, позволяющий сотрудникам читать информацию о своих клиентах, внутренние новости, какие-то сообщения руководства. Топ-менеджерам необходимо контролировать, что люди читают и когда, чтобы предлагать лучший, персонализированный контент.
Разработка такого продукта — дорогое и накладное удовольствие.
К сожалению, потенциальным инвесторам не хватило тех нескольких месяцев работы в качестве доказательства того, что стартап взлетит — это и убило проект.
Что дальше
Процесс закрытия или продажи компании очень нервный, он держит в напряжении до самой последней минуты. Можно предположить, что сотрудникам и основателям будет сложно двигаться дальше, но как только всё заканчивается, перед ними открывается много дверей.
Вся команда Flud рассосалась по другим проектам, сам Гошал начинает работу над новым стартапом (хотя и не признаётся, что это он такое задумал). Фаундеры всё ещё ищут, кому бы продать все наработки Flud — уже есть несколько потенциальных покупателей (
раньше-то где они были?).
Теперь Гошал раздаёт советы о том, как искать подходящего покупателя. «Надо выяснить, какая компания извлечёт наибольшую выгоду из вашего продукта. Наверное, это очевидно, но компания, которая предлагает наибольшую цену, захочет тут же продать продукт. И не будет просто отдавать вам деньги, чтобы тут же всё прикрыть».
Источник: Techcrunch