Птица Феникс – Кремниевая Долина. Часть 2. Будущее

Меня зовут Виктор Орловский, я основатель и генеральный партнер венчурного фонда Fort Ross Ventures, и в этой колонке я продолжу рассказ о том, как Кремниевая Долина пережила пандемию и почему многие предприниматели и инвесторы массово отсюда переезжают.

Мост Золотые Ворота (Сан-Франциско, США)
Мост Золотые Ворота (Сан-Франциско, США)

Что дальше?

Итак, все ли отсюда уехали? Нет, конечно, уехали далеко не все. Несмотря на массовость и ощутимость исхода, в Долине и Сан-Франциско все еще сосредоточено огромное количество как стартапов, так и крупнейших технологических компаний. Здесь все еще находятся крупнейшие R&D центры компаний, пришедших в Долину, начиная от Microsoft и Amazon и закачивая Sony, Alibaba, Samsung и т. д.

Кроме того, здесь все еще базируются известнейшие научно-исследовательские центры Stanford, Berkeley, Cal Poly, Caltech. Эти выдающиеся университеты продолжают быть на передовой науки и являются сверх конкурентными образовательными учреждениями, привлекающими таланты со всего мира.

Вторая половина 2020 года показала, что компании, рожденные в Долине – как сверхгиганты, так и новые технологические компании доминируют на рынке – как в топе самых дорогих компаний, так и компаний, выходящих на IPO.

А это значит, что венчурные фонды Долины, которые являются по сути почвой для роста новых компаний, вернут своим инвесторам рекордные доходы и получат новые средства от своих инвесторов в утроенном размере.

Факт заключается в том, что сегодня в Долине накоплено рекордное состояние, сделанное на технологических компаниях. И это состояние измеряется не только деньгами – кроме денег, здесь накоплен громадный потенциал и ноу-хау создания новых технологических компаний.

О неизменной уникальности Долины

Создание новых прорывных технологий (то, чем знаменита Долина) – это сочетание нескольких уникальных факторов. Прежде всего – это таланты, которые приехали в Долину со всего мира. Уникальная культура Долины принимает каждого и оценивает по его способностям, воле к победе, терпению и труду.

Тут не важны цвет кожи, происхождение и акцент. И что бы там ни говорили, как бы ни старались другие регионы США и других стран перехватить инициативу, такой социальный навык и такое мировоззрение сегодня присуще прежде всего Долине. Эта культура возникла здесь не сразу и развивалась десятилетия.

  • В Долине выработано уникальное понимание «провалов», прежде всего как опыта, необходимого для совершения прорыва.
  • Еще одно уникальное явление в этой культуре – это «прилипание» идеи. Большинство со-основателей в Долине – это случайные знакомые, которые познакомились на деловой встрече, во время прогулки, в кафе или на кафедре университета и, объединив усилия, добились уникальных результатов.
  • Наконец, здесь набрана критическая масса людей, которые строили компании с нуля или участвовали в таком строительстве. Для этого нужны определенные навыки, и они приходят с опытом, в том числе и с провалами. Здесь как нигде много людей, у которых есть такой опыт.
  • И последнее – деньги. Долина – это по сути западный Wallstreet. Это масса денег и навыков, позволяющих этим деньгам находить лучшие проекты и помогать им становиться крупнейшими компаниями.

Случайность и прорывные инновации. Вернется ли мир в офлайн?

Текущие десятилетие для технологий – это попутный ветер. Информационные технологии, на которых выросла и построила свое состояние Долина, сегодня захватывают все новые и новые сферы деятельности людей.

Программы поедают мир (Software is eating the world)

Марк Андриссен, Изобретатель Netscape, сооснователь венчурного фонда Andreessen Horowitz

В этом десятилетии информационные технологии поглотят банковский и страховой бизнес, космос, строительство, энергетику, транспорт, логистику, медицину и сельское хозяйство. И кто кроме Долины сегодня способны совершить эту масштабную революцию? Да, в Долине много нерешенных проблем но в основном они совпадают с проблемами в США в целом – поляризация общества, утяжеление иммиграционных процедур, препятствующих въезду в США талантов со всего мира и т.д.

Что же касается полного перехода в онлайн, на мой взгляд, мир в значительной степени вернется в офлайновый режим. Это не значит, что мы перестанем заказывать еду кнопкой в телефоне и перестанем пользоваться Zoom. Но создание прорывных инноваций, как и рождение компаний и настоящее обучение, не происходят в онлайне.

Мой знакомый, со-основатель крупнейшей биотехнологической компании, стоящей сегодня более $50 млрд сокрушенно рассказывал мне, что в компании практически остановились прорывные инновации. Для их создания нужно глубокое неформальное взаимодействие людей, пока не доступное в онлайне. Все великие открытия, новые технологии и бизнес модели-рождаются, когда люди неформально общаются друг с другом.

Другой мой знакомый, работающий руководителем R&D в большой технологической компании, рассказывал мне о том, как упала эффективность его подразделения из-за перехода в онлайн.

Наконец, студенты Стэнфорда об опыте обучения в онлайне в этом году говорят как о потерянном годе. В онлайне Стэнфорд превращается в обычный колледж в онлайне, не отличимый от других подобных заведений. Ибо великий университет – это не образовательный процесс как таковой. Это общение талантливых людей в неформальной обстановке, живое обсуждение проблем и поиск решений, требующий взаимодействия людей на куда более глубоком уровне, чем позволяют современные онлайн-технологии.

Также в офлайн вернется и венчурная индустрия, в особенности инвестирование на ранних стадиях.

Ничто не заменит общение основателей и инвесторов в неформальной обстановке, когда инвестор и основатель понимают, что они готовы «жить» вместе следующие 5-7 лет.

Считать, что все навсегда ушло в онлайн значит не представлять себе, что люди могут встретиться случайно, влюбиться и прожить друг с другом счастливую жизнь. Или вы верите в то, что случайностям в нашем мире уже больше нет места? Я так не считаю. Случайности – это и есть то, как рождаются прорывы. Чтобы случайностей, венчающихся успехом, было больше, нужно повышать шансы. И Долина до сих пор остается местом, где такие случайности наиболее закономерны.

Слухи о смерти Долины сильно преувеличены

Долину хоронят не в первый раз. Ее хоронили в середине 70-х, когда в США резко уменьшили расходы на оборону – большую статью бюджета тогдашних компаний, доминирующих в Долине. Затем ее хоронили в 80-х, когда микропроцессоры из США (прежде всего из Долины) стали проигрывать продукции из Японии. В 90-х Долину хоронили из-за резкой коммодитизации десктопных компьютеров. Далее Долину похоронили после кризиса дот-комов, считая, что она уже никогда не восстановится.

Но каждый раз Долина «выживала». При этом каждая следующая волна прорывных инноваций была мощнее предыдущей. Я считаю, определенную роль тут играл накопленный ранее опыт, как опыт побед, так и неудач.

В 70-90-х годах прошлого века Долина была единственным местом в мире, в котором функционировал в значительном масштабе венчурный капитал. По сути венчурный капитал – это фабрика производства прорывных технологий. Крупные компании способны удачно применять прорывные технологии, но не способны их порождать.

Создание прорывных технологий сегодня – это удел стартапов. А венчурный капитал – это необходимый элемент функционирования экосистемы стартапов.

Венчурный капитал теперь есть во всем мире – его центры разбросаны в США от Сиэтла до Остина, Бостона и Нью Йорка, в Европе: Лондоне, Берлине, Париже, Москве, в Израиле, Китае, Сингапуре и многих других странах. Долина теперь не единственное место в мире, где системно рождаются прорывные инновации. И конкуренция будет продолжать нарастать.

Но зрелость экосистемы стартапов Долины, включая венчурный капитал пока находятся на самом высоком уровне. И именно фонды из Долины успешно конкурируют, в том числе на рынках Китая, Европы, Индии и Израиля. И это конкурентное преимущество быстро не потерять.

Исход же большого количества предпринимателей, крупных компаний и ряда венчурных фондов из Долины открывает нишу для новых игроков, новых стартапов и фондов. Технологические гиганты Долины, с одной стороны, являлись донорами талантов в стартапы, с другой еще более часто являлись источниками серьезной угрозы стартапам в конкуренции за таланты. Удержать сотрудников в Долине в последние годы было очень нелегко. Остывание технологической гонки за талантами может в результате оказать позитивное воздействие на молодые стартапы, которые смогут лучше нанимать и удерживать молодые таланты – выпускников лучших калифорнийских университетов.

И именно поэтому мы, я думаю, увидим еще много великих компаний, рожденных в этой части света, и новые ростки прорывных технологий в тех индустриях, в которых, как нам кажется сегодня, все уже давно придумано.

А возрастающая конкуренция – это ведь всегда хорошо. Долина всегда жила в конкурентной среде и научилась побеждать. Скоро мы поймем, сможет ли Долина выйти из этого кризиса с новыми идеями и возможностями.

3333
36 комментариев

луддиты. "не дадим денег пока не посмотрим в глаза, не пожмем руку". сидите в офисе - нужно общение (так деффективные менеджеры любят говорить, у них большая часть рабочего времени занята трепатнёй)

13
Ответить

Ох уж эти воинствующие хиккари - социофобы - домоседы, которые никак не могут принять тот факт, что обширная (и вероятно что большая) часть человечества любит и с удовольствием практикует живое общение для достижения своих целей в работе и в личной жизни. 
И даже если забыть о разнице в характерах, то решать вопросы через эти долбаные зумы/дискорды/тимзы далеко не всегда удобно в силу технических ограничений. 

10
Ответить

Не нравится когда кремниевую долину называют силиконовой. В силиконовой долине не делают ПО, а кое-что другое. Это единственное из того, что раздражает, а на всё остальное пофиг.

3
Ответить

Ну так это народное устоявшееся название. В народе полно таких слов:
Ксерокс => копир
Джип => внедорожник
Гуглить => искать

Каждый раз людей поправлять - это как ссать против ветра, удачи!

10
Ответить

В русском языке силиконовая долина вполне устоявшиеся выражения.

1
Ответить

блять, ты наверное гордишься отражением в зеркале?!

Ответить

вот сразу видно - нормальный чел.. начал не с "я фаундер..", а "я основатель.." уже только за это плюс в карму :)

5
Ответить