Мюррей Кокс
Активист из Бруклина Мюррей Кокс собирал данные об Airbnb на протяжении года, прежде чем он наткнулся на кое-что интересное. В декабре 2015 года компания подвела итоги работы сервиса в Нью-Йорке, чтобы создать репутацию прозрачности бизнес-процессов.
Коксу показалось, что здесь что-то нечисто. На первый взгляд отчет Airbnb рисовал довольно радужную картинку. Например он демонстрировал, что большая часть собственников предлагала в аренду только одну квартиру — это должно было развеять страхи муниципальных властей о том, что сервис поощряет деятельность нелегального гостиничного бизнеса.
Однако Кокс знал о деятельности сервиса в Нью-Йорке гораздо больше, чем любой другой человек за пределами компании. В свободное время фотограф-документалист и бывший разработчик собирал данные об объектах недвижимости, размещавшихся в сервисе, анализировал их, и публиковал полученную статистику (месячный доход, занятость, доступность) на интерактивной карте на своем сайте, InsideAirbnb.com.
Он регулярно обновлял базу данных, и когда сравнил с ней отчет сервиса, то обнаружил серьезное расхождение. Крупная порция объявлений исчезла буквально накануне публикации Airbnb.
На это обратил внимание и другой человек — канадский ИТ-специалист Том Сли. С 2013 года он также собирал и обрабатывал открытые данные сервиса и публиковал итоги в своем блоге. Кроме того, он осуждал деятельность Uber в Канаде и критиковал распространение экономики совместного потребления.
Из-за общих интересов Кокс и Сли уже были знакомы, и после публикации отчета Airbnb они решили сверить свои наблюдения. Числа совпадали: оба исследования свидетельствовали о том, что сразу после публикации отчета Airbnb с сайта исчезло около тысячи объявлений.
Активисты быстро поняли, что удаленные записи содержали информацию о хозяевах, которые сдавали с помощью сервиса несколько помещений одновременно. По закону штата Нью-Йорк от 2010 года, человек не имеет на это права.
И Кокс и Сли — активные критики экономики совместного потребления в целом, и Airbnb в частности. Они обвиняют сервис в том, что он лишает местных жителей доступного жилья, провоцирует джентрификацию и продвигает идеалы совместного проживания и своего сообщества только на словах.
Поскольку влияние и распространенность Airbnb увеличиваются, беспокойство общественности только растет. Группа активистов выяснила, что в результате действий Airbnb количество доступного жилья в Нью-Йорке сократилось на 10%.
ИТ-компания с оценкой в $30 миллиардов может казаться грозным оппонентом, однако существуют примеры, которые показывают, что для изменений иногда хватает горстки неравнодушных людей. Например в 2015 году разработчик Pinterest Трейси Чу провела исследование кадровой политики крупных ИТ-компаний из Кремниевой долины и выяснила, что в большинстве фирм работает менее половины женщин от общего числа сотрудников, а в 30 компаниях нет ни одной женщины в коллективе. В результате возникло движение для женщин, работающих в сфере ИТ.
Акция #DeleteUber, которая началась после того, как первый человек опубликовал в Twitter призыв удалять приложение, сопроводив его этим хэштегом, и привела к тому, что глава Uber Трэвис Каланик покинул совет по бизнесу при президенте США.
Когда активисты-одиночки действуют разумно, их усилия приводят к последствиям — в этом Кокс и Сли смогли убедиться на своем примере
Изучая данные об удаленных объявлениях, они подтвердили свои догадки: Airbnb попыталась уничтожить улики против людей, которые нарушают закон с помощью платформы. «Мы знали, что это крупное дело. Фактически, нам удалось поймать их на лжи», — рассказывает Кокс.
День «Д»
Кокс и Сли никогда не встречались лично. Однако благодаря серии телефонных звонков и писем, они начали готовить свой отчет, потратив на это около месяца.
Согласно закону Нью-Йорка о многоквартирных домовладениях, квартира в здании, где размещено три или более квартир, не может сдаваться на срок более 30 дней в году, за исключением тех случаев, когда собственник постоянно проживает в этом помещении.
Таким образом, хозяева, которые размещают на сервисе объявления об аренде нескольких квартир, не могут жить в них на постоянной основе. Соответственно, они нарушают закон. То же самое относится к краткосрочной аренде квартиры, если только она не расположена в небольшом здании, которых в Нью-Йорке осталось не так много.
Даже если быстро пробежаться по отчету Airbnb, то станет заметно, что более половины опубликованных на сервисе записей — это объявления о сдаче целых квартир. И эта статистика без учета тысячи скомпрометированных собственников, которых обнаружили Кокс и Сли.
10 февраля 2016 года сайт Inside Airbnb опубликовал отчет под названием «Как данные Airbnb скрывают факты об аренде недвижимости в Нью-Йорке». Документ сопровождался пресс-релизом где Кокс и Сли писали: «Вмешательство оказалось специфичным и произошло как раз накануне публикации сведений о работе сервиса в Нью-Йорке. Вывод: Airbnb удалила объявления с сайта, чтобы получить более радужную картину своей деятельности и произвести благоприятное впечатление на медиа и общественное мнение».
Практически немедленно отреагировало издание New York Daily News, тему подхватили другие СМИ, и затем на историю обратили внимание The Guardian и New York Times. Кокс был прав: это действительно было крупное дело.
И хотя они тщательно проверили данные перед публикацией, они беспокоились. Сперва представители сервиса отклоняли претензии, озвучивая предположения, что сокращение количества объявлений могло быть обусловлено естественными причинами: спадом ажиотажа вокруг нью-йоркского марафона или Дня всех святых. «Конечно вы будете нервничать. Ты обнародуешь сведения, но все равно сидишь, как на иголках: "А вдруг мы что-то упустили?" Тогда мы оказались бы в неловком положении».
Несколько недель спустя представители Airbnb отправили письмо членам законодательного собрания штата Нью-Йорк и пользователям, где все же подтвердили подозрения Кокса и Сли. В письме главный специалист по связям с общественностью в штате Нью-Йорк Джош Мельтцер писал: «В ноябре 2015 года мы удалили с нашей платформы примерно 1500 объявлений в городе Нью-Йорк, которые были размещены собственниками нескольких помещений. Они не отражают философию нашего сообщества».
Компания представила все так, будто заботилась об общественном интересе, удалив собственников нескольких квартир. Но признала бы компания этот факт, если бы история не наделала шума в прессе? Свидетельства говорят о том, что нет.
Год спустя
За прошедшее время Airbnb столкнулся с возросшим давлением на компанию в Нью-Йорке. Получилось, что желание сервиса завоевать расположение за счет публикации статистики возымело прямо противоположный эффект.
В течение недель после отчета компании, члены законодательного собрания штата внесли законопроект, предложив наложить большие штрафы на сайты, которые рекламируют незаконные объявления.
Законопроект был одобрен в июне 2016 года и вступил в силу с октября 2016 года. По мнению Кокса, расследование Inside Airbnb сыграло немалую роль в судьбе этого документа. «Законодатели держали в уме, что Airbnb нельзя доверять — по крайней мере в этом случае».
Сам сервис, кажется, усвоил урок. Сейчас компания регулярно удаляет аккаунты владельцев жилья, которые размещают несколько объявлений, в рамках программы «Один владелец — один дом», которая проводится в Нью-Йорке.
«До тех пор, пока эта ситуация портит и искажает образ нашей компании, мы обязаны обеспечивать детализованную и точную информацию о гостях и владельцах недвижимости на Airbnb. Мы были не идеальны, но мы усердно работали, чтобы представить больше информации о нашем сообществе. Например в Нью-Йорке мы публикуем сведения об объявлениях, а также о количестве удаленных объявлений», — отметил представитель Airbnb в ответ на запрос Backchannel. Спустя годы работы под покровом тайны сервис наконец-то пролил свет на свою деятельность.
Первый отчет сайта Inside Airbnb стал переломным моментом для проекта Кокса, обратив на него внимание других людей и подтолкнув к публикации других отчетов, которые в свою очередь обернулись для Airbnb негативными публикациями в СМИ.
Один из них был посвящен изучению влияния деятельности Airbnb на доступность жилья в Лос-Анджелесе, а другой, опубликованный в ноябре 2016 года — соблюдению закона «О рекламе незаконных объявлений». Даже сегодня, если верить его данным, на сайте существуют объявления, которые предлагают незаконную краткосрочную аренду.
Для Нью-Йорка Inside Airbnb из детектива превратился в службу по надзору, однако у сайта по-прежнему достаточно авторитета. Более того, у сайта настолько хорошая SEO, что в поисковых запросах Google Airbnb data он оказывается выше, чем сайт Airbnb.
Представители сайта отметили, что продолжат работать с городом и добиваться от членов своего сообщества соблюдения местного законодательства. Кокс собирается пристально наблюдать за попытками сервиса.
В это же время в других городах битвы между компанией и регуляторами только начинаются, и Кокс активно работает с группами защиты прав квартиросъемщиков от Торонто до Амстердама, помогая им оценить влияние сервиса на экономику их городов и вооружая их необходимой информацией.
«Я думаю, что остановлюсь только тогда, когда мне станет ясно, что деятельность Airbnb хорошо регулируется. Я верю, что рано или поздно такой день настанет. Я не думаю, что города так легко сдадутся. Я думаю, что власти крупных городов, где нежелательно размещать большое количество туристов в домах жителей, еще отыграются», — уверен он.
Пользуясь случаям кину камень в огород Airbnb.
Airbnb - довольно лицемерный сервис, который всеми правдами и неправдами пытается удержать позитивный имидж.
Это демонстрирует большой % объявлений без единого негативного отзыва, хотя заезжая в эту квартиру понимаешь, что она не такая хорошая как на фотографиях и как об этом пишут в отзывах. Имею большой опыт пользования Airbnb. Да, часто он спасает, но зачем, черт возьми, так идеализировать объявления?
У меня есть точка зрения, что в Airbnb люди боятся писать правдивые отзывы, потому что описаются, что хозяева им ответят тем же. Она подтверждается тем фактом, что листая сайты бронирования отелей, вроде букинга, мы видим большое количество негативных и более честных отзывов. Ведь на этих сайтах отели не могут оставлять отзывы о своих гостях.
"Сладкие" отзывы к недвижимости в эйрбнб это известная проблема, об этом было много обсуждений и мыслей в арубежном сегменте сети. Смысл действительно в том, что клиенты трясутся что либо им влепят плохой отзыв, либо что они получат репутацию недовольного клиента (в системе можно посмотреть отзывы любого пользователя) и таким образом процент тех хостов, которые предпочтут не связываться с таких гостей вырастет. Вот они и запариваются, стараясь сохранить хорошее лицо при дерьмовом раскладе, даже если жильё было из рук вон плохим. Будут традиционные awesom, cool и прочее :)
Отзывы в системе давно себя дискредитировали.
на airbnb ты же как бы лично с хозяином контактируешь, если обосрешь его хату, то как бы и его обосрал, а вдруг он приятный человек :)
отзывы вещь полезная, просто надо из них выбирать только факты. все эти понравилось - не понравилось - бесполезная хрень.
а факты - это расстояние до метро, качество вайфая и пр.
то что большинство людей не в состоянии это осознать и поэтому пишут всякую чушь - это их личная проблема
Я всегда пишу как есть, но и попадаю редко - один раз в Женеве проглядел, что не отдельная квартира, а комната. Но то была одна ночь (с часа до 7 утра) перед поездом на каталку в горах Франции - пофиг.
А вот за то что с одной итальянкой решал вопрос через сервис получил отзыв - хороший, но требовательный клиент)) И да, пока ты не напишешь свой отзыв - чужой не увидишь!
И никто не удивляется о запрете сдачи жилья в оплоте свободы и демократии =) У нас налоги пытаются начать брать, с арендодателей, так столько вони вечно..