10 «королевских» уроков работы с данными в пандемию

10 «королевских» уроков работы с данными в пандемию

Королевское статистическое общество Великобритании (Royal Statistical Society – RSS) составило список из десяти принципов работы с данными во время пандемии COVID-19. Страна сформулировала их на основе уроков 2020 года.

Авторы доклада, опубликованного на сайте общества, отмечают важную роль статистики: с ее помощью удалось не только добиться лучшего понимания происходящего, но и эффективно противодействовать пандемии.

В докладе указано, что десять принципов – это рекомендации, с помощью которых государства смогут подготовить национальную инфраструктуру данных к следующему возможному кризису.

1. Необходимо регулярно инвестировать в данные здравоохранения

Для того, чтобы лучше понимать и реагировать на пандемию, необходимо постоянно инвестировать в сбор, хранение и обработку данных здравоохранения. Также важны долгосрочное планирование анализа этих данных и более плотное взаимодействие национальных систем здравоохранения четырех стран в составе Великобритании: Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии.

Как отмечают авторы доклада, в течение значительного времени эти страны недостаточно инвестировали в данные. Особенно эти проблемы касаются Англии, чья система данных здравоохранения фрагментирована, а взаимодействия между профильным министерством, правительством и национальной системой здравоохранения (National Health Service – NHS) явно не хватает.

RSS рекомендует рассматривать данные о здоровье населения в качестве критически важной национальной инфраструктуры. Обзор имеющихся сведений должен распространяться на системы сбора и публикации этой информации, источники финансирования, связывание данных разных наций и организаций, адекватность инфраструктуры задачам по анализу данных.

2. Важно публиковать доказательства корректности решений

Если власти требуют от общества пойти на значительные жертвы в условиях неопределенной и быстро меняющейся ситуации, то само государство должно демонстрировать открытость не только насчет данных, но и по поводу степени неопределенности ситуации.

Данные и аналитические исследования использовались для принятия ключевых решений в период пандемии (например, о ношении масок). Доверие общества к государству может ослабнуть, если такие данные и научные работы не будут опубликованы в свободном доступе.

Все доказательства в пользу тех или иных решений должны быть своевременно опубликованы, а политический и профессиональный бэкграунд людей, принимающих решения, должен быть доступен. Кроме того, при публикации надо учесть интересы широкой публики и специалистов. Для этого необходимо раскрывать и аннотации (summary), и полные дата-сеты.

3. Недопустимо манипулировать при раскрытии данных

Во время пандемии государство должно информировать население на основе конкретных данных, а не использовать подобные сведения для манипуляции общественным мнением, создавая впечатление безошибочности своих действий.

Разрозненность данных о здравоохранении Великобритании и отсутствие организации, которая бы интегрировала их в единое целое, создают барьеры для полноценного информирования общества. Крайне тяжело установить, какие данные существуют, а найти их - еще сложнее.

Государство должно создать единый портал со ссылками на исследования, официальные данные, обновления и т.д. Кроме того, государство обязано разъяснять научные концепции, на основе которых принимаются общественно значимые решения.

4. Важно бороться со злоупотреблением статистикой

Политикам часто выгодно обращаться к данным, чтобы с их помощью указать на свои успехи. В то же время общество считает, что некоторые представители медиа, особенно политические журналисты, не всегда могут делать корректные выводы на основе данных. В обоих случаях возможно появление дезинформации, что повышает важность существования единого регулятора в области статистики.

В Великобритании эту роль выполняет национальное Управление статистики (UK Statistics Authority). Как отмечает RSS, несмотря на то что финансирование Управления недавно увеличилось, неизвестно достаточно ли будет выделяемых средств для борьбы с дезинформацией. Кроме того, авторы доклада предлагают сделать роль Управления более ясной и обеспечить его независимость.

5. Медиа должны стать более ответственными

Качество государственного управления в немалой степени зависит от эффективного контроля со стороны средств массовой информации. Когда СМИ хорошо работают с данными и корректно интерпретируют их, государство проводит более адекватную политику. Медиа должны обладать правом отражать различные точки зрения, но им не следует игнорировать или искажать факты.

Многие британские издания освещали пандемию COVID-19 как политическое явление и отправляли политических, а не научных журналистов на пресс-конференции правительства. Это привело к низкому качеству публичного освещения важных фактов и менее эффективному общественному контролю решений государства.

По мнению RSS, государство должно поддерживать медиа, освещающие темы медицины и науки. Дополнительное образование в области статистики для редакторов и журналистов также повысит качество информирования населения.

6. Критично важно развивать навыки работы со статистикой

В ситуации, когда здоровью граждан угрожает опасность, лидеры нации принимают решения на основе статистических показателей и данных. Применение статистики необходимо для принятия важных контринтуитивных решений. Чем больше людей с образованием в этой области будут занимать ответственные государственные должности, тем чаще руководители государства будут получать дельные советы. В свою очередь, знание статистики позволит самим политикам лучше оценивать качество рекомендаций.

Многие государственные служащие уже обладают навыками работы со статистикой, но RSS рекомендует набрать еще больше таких специалистов, так как это полезно для всего общества.

Кроме найма и стимулирования карьерного роста сотрудников, Королевское статистическое общество Великобритании советует государству создавать больше возможностей для профессиональной подготовки и переподготовки госслужащих, в том числе проводить больше мастер-классов для должностных лиц высокого ранга.

7. Следует организовать эффективную систему мониторинга распространения заболевания

При столкновении с новым заболеванием необходимо узнать о нем как можно больше и как можно раньше. Чем скорее люди узнают о том, как распространяется болезнь, на каких стадиях она становится заразной, тем быстрее можно приступить к мерам по ее сдерживанию.

В Англии скудность доступных данных на раннем этапе эпидемии привела к недостаточным мерам, принятым государством, а система мониторинга заболеваемости не достигала необходимых масштабов.

Как отмечает RSS, государство должно обеспечить создание системы мониторинга распространения инфекции в реальном времени. Она должна вбирать в себя разнообразные потоки данных, а также предоставлять специализированные инструменты для их анализа. Необходимо, чтобы поддержка такой системы стала приоритетной мерой на случай следующей пандемии.

8. Необходимо усилить надзор за новыми диагностическими тестами

Эффективное тестирование крайне важно для сдерживания инфекционных болезней. Перед применением тестов в качестве одного из элементов общей стратегии противодействия инфекции, они сами должны пройти необходимую проверку.

Правила оценки систем тестирования не такие жесткие, как в случае лекарств и вакцин. Решения о закупках тест-систем должны приниматься на ранних этапах кризиса, но предварительные данные об их характеристиках должны быть доступны для открытого обсуждения еще до принятия закупочного решения. В некоторых случаях, закупки проводились без обоснования, что привело к неадекватному тестированию и потере денег.

Рекомендация – установить правила оценки тестов схожие с оценкой лекарств или вакцин. Производителям стоит открыто публиковать исследования о свойствах их систем тестирования. В свою очередь государство должно обосновывать свои решения, включая планируемые затраты.

9. Данные о здравоохранении нельзя отделять от данных о социальном обеспечении

Высокая смертность в учреждениях социального обеспечения, таких как дома престарелых, показала, что эта сфера и здравоохранение не могут быть отделены друг от друга. Схожим образом система данных о здоровье населения без данных о социальном обеспечении не может быть полноценной и приводит к низкоэффективным решениям.

На протяжении всего периода пандемии не хватало информации о ситуации в учреждениях социального обеспечения. По-прежнему неизвестно, сколько в них живет людей и как там проводилось тестирование. Во многом это связано с большим количеством и разрозненностью различных управляющих организаций, поэтому сбор данных – нелегкая задача. Реформа системы здравоохранения должна быть связана и с улучшением системы социального обеспечения.

10. Расчеты на основе данных должны стать основой государственной политики

Если болезнь стремительно распространяется и адаптируется, то столь же оперативными должны быть и меры противодействия. В их основе должны лежать быстрые и в то же время качественные расчеты.

В условиях лавинообразного развития ситуации кропотливая разработка методики расчета может оказаться слишком долгой и в итоге уже бессмысленной.

11
Начать дискуссию