Руководство по созданию креативных решений

Здравствуйте, коллеги! Мы решили, что будем публиковать на vc.ru интересные статьи из нашего онлайн-журнала для руководителей и предпринимателей BossMagazine.

Сегодня расскажем про технику Scamper для поиска креативных решений.

«Невозможно решить проблему, применяя тот же подход, который к ней привёл».

Альберт Эйнштейн

Для решения иногда нужен совершенно новый ракурс и взгляд на задачу. И креативность не всегда является встроенной функцией предпринимателей и руководителей, и это ОК. Главное знать, что даже если “креативить” вам бывает сложно и по своей природе вы не способны генерировать огромную массу новых идей, есть проверенные технологии, которые помогут вам найти ключик к своему творческому мышлению.

Одной из таких техник является методика Scamper (“Скампер”). Автор техники Боб Эберле, однако усовершенствовал её американский журналист и исследователь творческого процесса Алекс Осборн.

“Все новое - это давно забытое старое.”

Методика основывается на мнении о том, что всё креативное является модификацией того, что уже есть.

Метод часто используется для разработки новых продуктов и заключается в том, чтобы последовательно ответить на вопросы для решения вашей задачи. И уже работа с возникшей ассоциацией приводит к креативному решению задачи. В основе подхода — создание связей и идей, которых нет на поверхности, но которые имеют потенциал для развития и улучшения. Перед применением методики необходимо чётко поставить задачу: определить проблему, которая требует решения, или идею, которая должна быть разработана.

*SCAMPER

Это аббревиатура, состоящая из списка действий, которые вы должны реализовать с теми данными, которые у вас есть.

S

SUBSTITUTE (ЗАМЕЩЕНИЕ)

Нужно поразмыслить о том, как и чем можно заменить один или несколько элементов.

Вопросы, которые могут помочь в этой части:

Как и чем можно заменить составляющие части?

Как и чем можно заменить имеющиеся правила?

Как и чем можно заменить форму?

Как и чем можно заменить запах, звук, поверхность, цвет?

Как и кем можно заменить участников процесса?

Можно ли изменить название?

Можно ли заменить одну часть другой?

Можно ли применить данную идею в новом направлении?

Можно ли изменить свои ощущения, связанные с этим?

Можно ли изменить своё отношение к этому?

Слова для ассоциаций: переключить, поменять местами, занять место, заменитель, подменить, придать форму, отложить, сменить место, заменить, сменить имя, освободить, заместитель, замена, обменять, изменить.

Так, в 1995 году Сигарт Штрак, работая над совершенствованием устройства самоката, задался вопросом: «а что если самокат можно будет повернуть, без поворота руля?» Замена ключевого действия в управлении помогла ему изобрести конструкцию колес, которые поворачиваются под действием механических усилий самого райдера.

Так на свет появился прототип скутера, который лег в основу производства Kick Scooter Razor. Сам бренд Razor до сих пор остается одним из самых популярных во всем мире. Всего за 6 месяцев было продано около 5 миллионов скутеров.

C

COMBINE (КОМБИНИРОВАНИЕ)

Креативное мышление и генерация идей предполагают именно сочетание уже имеющихся, но изначально не связанных друг с другом частей проблемы или замысла для создания того, чего ещё нет.

Вопросы:

Можно ли скомбинировать несколько замыслов или их частей и как?

Можно ли скомбинировать результаты каждого замысла или их частей и как?

Можно ли скомбинировать поставленную задачу с чем-то другим?

Что может быть скомбинировано, чтобы расширилась область применения?

Какие части (материалы, товары, услуги) могут быть скомбинированы?

Можно ли скомбинировать различные способности для достижения результата?

Слова для ассоциаций: объединить, соотнести, скомплектовать, связать, перемешать, соединить, собрать воедино, создать союз, совместить, смешать.

Компания Blacksocks еще в 1999 г, объединила две сложно связанные вещи - покупку носков и подписку. Девиз компании звучал так: «Подпишись на носки: избавься от мучений легко и просто». За регулярную плату клиенты каждый год получают от трех до шести пар носков через определенные промежутки времени. Аналогичным образом можно заказать и другие предметы одежды — нижнее белье и рубашки. Компания, основанная в 1999 г., прекрасно себя чувствует благодаря выбранной бизнес-модели. Более 50 000 клиентов в 75 странах успели за это время приобрести больше миллиона пар носков. Один из секретов успеха — эмоциональность при продаже такого обычного продукта, как черные носки.

A

ADAPT (АДАПТАЦИЯ)

Иногда для креативного решения не нужно даже что-то придумывать. Можно взять работающую схему, даже совершенно из другой сферы, и постараться адаптировать ее под актуальную задачу.

Вопросы:

Существуют ли аналоги, и на что это может быть похоже?

Сталкивался ли я уже с чем-то подобным?

Что ещё можно извлечь из этой ситуации?

Чем из уже существующего я могу воспользоваться, чтобы решить эту проблему?

Могу ли я адаптировать идею другого человека/другой сферы для решения своей задачи?

Есть ли в других областях идеи, которые можно было бы применить?

Слова для ассоциаций: варьировать, трансформировать, устанавливать, перерабатывать, оценивать, проверять, переигрывать, модернизировать, соотносить, соответствовать, искать свой стиль, применять, заимствовать, копировать, связывать, подстраиваться, приспосабливаться.

Так, принцип аукциона был впервые адаптирован под онлайн торговлю в начале 1990-х годов, с распространением интернета. Онлайн-аукцион eBay — один из основоположников этой схемы. Он предоставляет людям из 30 стран возможность выставить на продажу ненужные вещи. Каждый день на eBay проходит около 12 млн аукционов.

M

MODIFY/MAGNIFY (МОДИФИКАЦИЯ, УВЕЛИЧЕНИЕ)

Поищите возможные способы увеличения идей.

Вопросы:

Что и как можно изменить?

Какие части процесса можно расширить и как?

А что если сделать это с большей эффективностью/быстрее и тд?

Можно ли это легко повторить?

Можно ли придать имеющимся идеям и концепциям дополнительную ценность?

Работая над оптимизацией работы гостиничного бизнеса, американский бизнес-консультант Ицхак Адизес получил идею, которая дала рядовая уборщица отеля. Актуальной задачей было сократить расходы на уборку номеров. Если раньше обязательным правилом было менять и стирать все полотенца, вне зависимости от того, используются они или нет, благодаря этой идее появилось новое правило:

Полотенце висит - значит “Я буду использовать его снова”

Полотенце на полу - значит “Пожалуйста, поменяйте его”

Благодаря этому незначительному правилу, удалось сэкономить миллионы долларов для компании.

Слова для ассоциаций: сделать эффективнее, увеличить, акцентировать, придать значимость, сделать интенсивнее, повысить, распространить, усилить, добавить, применить.

P

PUT TO OTHER USES (ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДРУГОГО ПРИМЕНЕНИЯ)

Иногда на этом этапе можно открыть совершенно неожиданное применение идеи и тем самым:

найти новые сегменты для продукта,

решить кадровые вопросы,

осознать ценность для партнеров/инвесторов.

Вопросы:

Как ещё это можно использовать?

Может ли это быть применено не только к тому, что планировалось, но и к чему-либо другому?

Как данную идею мог бы использовать ребёнок, человек средних лет, пожилой человек?

Кому еще кроме изначального пользователя может быть интересно это получить/быть причастным?

Можно ли применить имеющуюся идею, модифицировав её?

Как бы я оценил эту идею, если бы узнал её только сейчас?

Слова для ассоциаций: обрабатывать, оперировать, использовать преимущества, манипулировать, извлекать пользу, разбираться, расширять, задействовать, использовать, применять, делать доступным, переставлять, делать более удобным.

Примером другого применения и, как результат более обширной целевой аудитории, является Cirque du Soleil («Цирк дю Солей»). Компания, которая представляет собой настоящий культурный феномен, являясь по сути цирком, но отличаясь от традиционных цирков несколькими важными особенностями. Cirque du Soleil сознательно отказался от дорогостоящих выступлений животных и звездных артистов, обычно составляющих ядро любой программы обычного цирка. Вместо них он соединяет элементы оперы, балета, театра и уличного перфоманса с классическим цирковым искусством, создавая совершенно новый вид развлечений. Уникальный стиль Cirque du Soleil позволяет экономить расходы, привлекая новую и совершенно разную аудиторию, включая взрослых и корпоративных клиентов.

E

ELIMINATE (УСТРАНЕНИЕ ИЛИ СВЕДЕНИЕ ДО МИНИМУМА)

Вопросы:

Можно ли упростить эту проблему?

Какое условие не является обязательным?

Можно ли сделать исключение из правил?

Можно ли и нужно ли разделять проблему на несколько частей?

Можно ли придать этому меньший объём?

Слова для ассоциаций: стереть, сократить, упростить, убрать, очистить, смоделировать, ликвидировать, ограничить, подавить, избавиться, удалить, исключить, искоренить, игнорировать, контролировать, отменить, упразднить.

IKEA - один из крупнейших мировых производителей мебели и товаров для дома. Компания полностью убрала из своего бизнес-процесса сборку мебели и, тем самым, значительно снизила расходы на производство и доставку продукта.

R

REARRANGE/REVERSE (ОБРАЩЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ ПОРЯДКА)

Рассматривая эту часть техники мы берем во внимание то, что от перемены мест слагаемых может очень многое измениться, если мы говорим о процессах. И это один из этапов, которые помогают отшлифовать первоначальные идеи до почти законченного вида.

Вопросы:

Какой порядок будет наиболее оптимальным? Почему именно так?

Являются ли отдельные части взаимозаменяемыми?

Может ли быть иная последовательность действий?

Можно ли поменять местами причину и следствие?

Можно ли поменять местами положительные и отрицательные аспекты?

Что будет, если рассмотреть проблему в обратном порядке?

Что будет, если я буду действовать в другом порядке?

Слова для ассоциаций: удалить, переделать, повернуть, перевернуть, заменить, поменять, переставить, реорганизовать, изменить концепцию, поменять порядок, инвертировать, вернуть, прервать, переместить, изменить.

История предпринимателя Майкла Делла – классический пример построения бизнес-империи, финансируемой на деньги клиентов. Он просто поменял местами процесс таким образом, что клиенты платили не после того как получат продукт, а до изготовления. Благодаря предоплате он избежал риска обесценивания запасов и необходимости занимать деньги. “Комнатное” предприятие Делла развивалось так быстро, что в 1985 году он перенес свое производство в здание площадью около 3000 м2.

Делитесь отзывами - какие интересные решения Вы смогли найти благодаря этому инструменту ;)

33
Начать дискуссию