Автор BusinessInsider Джим Эдвардс
порассуждал о том, может ли Snapchat всё же зарабатывать деньги. Представляем вольный перевод с незначительными купюрами.
Говоря о Снэпчате, многие не столько удивляются его неожиданной популярности, сколько задаются вопросом: как приложение можно монетизировать, если весь контент, производимый пользователями, автоматически удаляется? Другие компании, вроде Фейсбук и Твиттер, выросли именно по той причине, что смогли таргетировать рекламные объявления в зависимости от контента, который генерируют пользователи.
Но Snapchat — совсем другая история, ведь они сами удаляют весь контент пользователей через несколько секунд после его создания.
Согласно правилам приложения, оно хранит лишь малую долю информации о пользователях. Говоря на языке рекламы, у Снэпчата не так много вариантов. Конечно, можно попытаться убедить рекламодателей таргетировать объявления, исходя из личной информации, которую пользователи заполняют в приложении: ники, пароли, адреса электронной почты, номера телефонов и возраст, - но и тут могут быть загвоздки из-за использования персональных данных.
Другими словами, сейчас Снэпчат зарабатывать не может.
Есть и потенциальное решение проблемы,
но сперва немного предыстории.
Когда Snapchat
отклонил предложение Facebook о покупке за $3 млрд., технологический мир обрушился с критикой на тех, кто издевался над сервисом. Основная претензия выглядела примерно так:
Вы идиоты, если думаете, что Snapchat, который не делает денег, основанный двумя парнями без опыта в бизнесе, с 30 работниками, который не может запатентовать собственную технологию из-за судебного прения с ко-фаундером, не стоит три миллиарда долларов.
Конечно, он стоит три миллиарда! Стартапы, у которых уже есть много пользователей, всегда могут найти способ поднять денег. В крайнем случае, всегда можно включить рекламу всем, как это сделали в своё время Твиттер и Фейсбук. Проблема решена!
К сожалению, всё немного не так. Недостаточно просто сказать, что «мы не знаем, как Снэпчату начать делать деньги, но потому что другие компании смогли раньше, мы должны поверить в силу сервиса, и именно поэтому он столько стоит».
Глупо игнорировать тот факт, что три из четырёх технологических стартапов
проваливаются. Существует немало историй о компаниях, у которых было гигантское количество пользователей, сильный сетевой эффект, блестящие ожидания, - но в итоге оказывалось, что они стоили в разы меньше предварительных оценок или вообще не стоили ничего: TheGlobe.com, GeoCities, MySpace, LiveJournal, Second Life, Friendster, Tribester, Napster.
Несмотря на
обилие потенциальных покупателей, все факты против Снэпчата. Наверное, инвесторы, вложившие летом в сервис $60 млн., были в шоке, когда узнали об отклонённом предложении, которое перекрывало сумму инвестиций более чем в 40 раз.
Невозможность дать рекламодателям таргетирование по генерируемому пользователями контенту в сошлмедиа приложении, единственной функцией которого является генерирование контента, можно считать провалом. Теоретически, покупая Snapchat за три миллиарда, инвестор надеется, что в какой-то момент доход от приложения эту сумму перекроет. Сколько вы можете вспомнить стендэлон-приложений, который генерируют столько наличных? Если только приложения Google, Facebook, Twitter, и, может быть, Pandora.
Возможное решение предложил CEO крупнейшего агентства по аналитике сошлмедиа SocialBakers Ян Резаб (Jan Rezab). Его компания имеет более двух тысяч клиентов по всему миру, вливая миллионы долларов на рекламу в Фейсбуке и Твиттере. Среди клиентов SocialBakers числятся Samsung, Nestle и Diageo.
Ян предложил очень простую и поистине гениальную вещь. Всё, чего не хватает Снэпчату, - это API, с помощью которого можно было бы синхронизировать данные с Фейсбуком или Твиттером, чтобы таргетировать рекламу.
Например, если рекламодатель хочет достучаться до болельщиков «Шинника», живущих в Серпухове, то ему было бы логично сначала выделить этих пользователей на Фейсбуке, а уже потом из них отсечь тех, кто не пользуется Снэпчатом. Таким образом, рекламодатели могли бы показывать свои объявления в приложении только этим пользователям, конечно, при условии, что они связали свои аккаунты.
Получается, что Снэпчату на самом деле не нужно сохранять генерируемый пользователями контент, чтобы привлечь рекламодателей, а всего лишь достаточно использовать стороннюю базу данных вкупе со своей.
С этой позиции те миллиарды долларов при текущей аудитории Snapchat уже не кажутся такими заоблачными.