Главное из репортажа «Медузы» о проблемах телеканала «Матч ТВ»

Отсутствие концепции развития, склад в «Москва-сити» и сокращение расходов.

Телеканал «Матч ТВ» работает с ноября 2015 года: он должен был заменить «НТВ-плюс» и «Россию 2», а также привлечь интерес к спорту в России в целом. В последнее время работа проекта всё чаще ассоцируется со скандалами — журналист «Медузы» Илья Жегулев опубликовал репортаж о работе канала, а редакция vc.ru пересказала самое важное из материала.

Фото со страницы «Матч ТВ» во «ВКонтакте»
Фото со страницы «Матч ТВ» во «ВКонтакте»

Своим появлением «Матч ТВ» обязан главе «Газпрома» Алексею Миллеру. По словам собеседников «Медузы», Миллер очень любит спорт и даже в период убытков спутникового оператора «НТВ-Плюс» не закрывал спортивную редакцию компании. Однако только на покупку прав на трансляции уходило намного больше денег, чем зарабатывал оператор, поэтому в 2015 году «Газпром-медиа» выкупил у ВГТРК испытывающий проблемы спортивный канал «Россия 2» вместе с техникой с трансляций Олимпиады в Сочи. «Матч ТВ» был запущен на основе «России 2» и спортивных активов «НТВ-Плюс».

Создатели «Матч ТВ» планировали тратить на него 12 млрд рублей в год. После трёх лет работы телеканал должен зарабатывать эту же сумму и выходить на прибыль, сказал «Медузе» бывший гендиректор «НТВ-Плюс», а затем «Матч ТВ» Александр Вронский. По итогам 2016 года чистый убыток «Национального спортивного телеканала» (оператора «Матч ТВ») составил 1,74 млрд рублей при выручке в 13,82 млрд — это был первый полноценный год работы проекта, писали «Ведомости».

Тина Канделаки пришла на пост генерального продюсера канала без концепции развития. Она привела с собой бывшего гендиректора телеканала «Домашний» Наталью Билан, с которой создавала программу «Детали» на СТС. Назначение Канделаки стало сюрпризом для Вронского, который не успел рассмотреть концепции, предложенные продюсером Ташем Саркисяном, главредом спортивных телеканалов «Матч ТВ» Василием Уткиным и сотрудниками компании «Красный квадрат», которая производит передачи для «Первого канала».

Источники «Медузы» утверждают, что инициатором назначения Канделаки был президент России Владимир Путин, которому эту кандидатуру предложил глава «Ростеха» Сергей Чемезов.

По словам нескольких источников «Медузы» на «Матч ТВ», идея пригласить Канделаки принадлежала не [главе «Газпром-Медиа»] Дмитрию Чернышенко и даже не Алексею Миллеру. Нового генерального продюсера на канал пристроил лично Владимир Путин, который позвонил Чернышенко и настоятельно рекомендовал назначить на эту должность Канделаки. Бывший топ-менеджер канала уточняет, что еще до звонка президента Канделаки перед руководством «Газпрома» лоббировал глава корпорации «Ростех» и старый друг Путина Сергей Чемезов.

Канделаки тесно дружит с Екатериной Игнатовой, женой Чемезова, а нынешний муж Канделаки Василий Бровко, вместе с ней работавший в компании «Апостол», сам занимает пост директора «Ростеха» по особым поручениям («Апостол» сейчас проходит процедуру банкротства). Именно Чемезов мог подсказать кандидатуру Канделаки и президенту, которому идея понравилась — она казалась самым спортивным человеком в медийной элите, лояльной власти, и активно пропагандировала здоровый образ жизни.

«Медуза»

Сотрудники уходили с «Матч ТВ», не сработавшись с Канделаки и Билан. Изначально на «Матч ТВ» должно было быть три департамента. Новостями и спортивными вопросами, программной сеткой, трансляциями и редакционной политикой должны были заниматься уже работавшие в спортивной журналистике сотрудники. Канделаки и Билан должны были отвечать за развлекательное направление и привлекать людей, ранее не интересовавшихся спортом, однако позже полностью взяли управление в свои руки.

В частности, из-за конфликтов с руководством «Матч ТВ» телеканал покинули бывший глава информагентства «Р-Спорт» Василий Конов, который две недели проработал главным редактором спортивного субхолдинга канала, и бывший вице-президент НХЛ Чарльз Коплин, занимавшийся консультированием руководства проекта. Оба рассказали, что конфликтовали с менеджментом «Матч ТВ».

«Наталья [Билан] не говорила по-английски, и ей было непросто — что понятно, — вспоминает Коплин. — Но она вообще никого не хотела слушать. Я привез с собой двух консультантов — она не хотела с ними встречаться. Она очень старалась сделать все так, как, по ее мнению, это нужно делать в России. Это отличалось от моих представлений о том, как нужно работать, — но Тина и Наталья брали на себя ответственность и имели полное право делать все так, как делали».

Оговариваясь, что Канделаки имела полное право на свои действия и что не стоит считать ситуацию «черно-белой», Коплин все же отмечает: их подходы отличались буквально во всем — вплоть до представления о том, как выглядит студия и как разговаривают ведущие. Когда канал запускался, Коплин считал, что продукция «Матч-ТВ» еще не достигла приемлемого качества. «Их ответ был примерно таким: это Россия, у нас другие стандарты», — вспоминает менеджер.

«Медуза»

«Матч ТВ» активно тратил деньги. Собеседники «Медузы» рассказали, что телеканал предлагал завышенные зарплаты журналистам, комментаторы летали в бизнес-классах за счёт компании, специалисты отправлялись в командировки даже если в регионе уже была подходящая техника. Креативный департамент и менеджмент работали в «Москва-сити», где в одном из снятых помещений был устроен склад для хранения инвентаря трансляций.

Сейчас «Матч ТВ» урезает расходы. Период активных трат продолжался четыре месяца, после чего компания стала выводить комментаторов за штат и сокращать командировки. К лету 2017 года сотрудников стали увольнять «целыми отделами», бэк-офис переехал в бизнес-центр на севере Москвы. Также канал отказался от трансляций матчей чемпионата Испании (в нём играют «Реал Мадрид» и «Барселона»), а права на турниры смешанных единоборств UFС пришлось выкупать у компании «Телеспорт» по завышенным ценам.

Производителей программ связывают с Канделаки и Билан. Источники «Медузы» связывают с руководством канала компанию «КБ Продакшн», которая производит «большие документальные фильмы о спортсменах, дорогие реалити-шоу, программу о здоровом образе жизни "Анатомия спорта"» и другие проекты». По их словам, сметы на её услуги и проекты компании «Сафари Продакшн» завышаются в разы, даже несмотря на то, что их программы изначально дорого стоят.

Опрошенные «Медузой» эксперты считают создание «Матч ТВ» ненужным шагом. По словам главреда Sports.ru Юрия Дудя, спорт в России мало кому интересен и при другом менеджменте «Матч ТВ» вряд ли смотрели бы лучше. Коплин добавил, что при уходе с канала у него было ощущение, «что успех невозможен в тех условиях, в которых существовал проект».

1111
10 комментариев

По словам главреда Sports.ru Юрия Дудя, спорт в России мало кому интересен

Юрий Дудь несет хуйню

3
Ответить

Умная у вас собака, знает чего хочет хозяин

15
Ответить

"это Россия, у нас другие стандарты" - как правило не слишком то и высркме

3
Ответить

Спортбокс уже тоже не тот. Рекламы больше чем самой трансляции, убрали комментарии.... Зачем ставить людей которые далеки от спорта, в дирекцию спортивного канала, вообще не понимаю.

1
Ответить

Путин попросил

3
Ответить

Судя по масштабу затрат с самого начала, накладных и около, какой же широкий шел распил.

1
Ответить

Тину ждет судьба Васильевой? С показательной поркой и затем возвращением обратно?

Ответить