Выгорание c точки зрения психоанализа
Непонятный спойлер: Если бы господин Фрейд жил и поныне, он наверняка бы мог сказать, что выгорание в классическом психоанализе можно рассматривать как переживание «потери объекта», когда вследствие сильного стресса прежние идеалы и эго-идеал утрачиваются, что переживается как утрата.
Ничего не понятно?
Давайте разберем, что именно теряется, почему больно, что за потеря объекта и эго-идеалы.
Разрешите представиться: Бондин Евгений - психолог, предприниматель, который и сам сталкивался с выгоранием, и помогаю вернуться в строй другим людям через индивидуальные сессии и психотерапевтические туры.
Шаг 1. Выгорание: что мы реально наблюдаем
Давайте вспомним симптомы, что происходит с человеком в момент выгорания, что является характерными чертами этого явления:
- Равнодушие. Человек горел делом, идеей, профессией, сейчас безразличие.
- Усилия растут, эффект падает, большинство задач делается на силе воли
- Повышается раздражение на людей
- Ощущение внутренней пустоты;
С точки зрения психоанализа очень значимое внутри рухнуло - произошла утрата объекта и крах эго-идеала.
Шаг 2. Разбираемся в объекте.
В психоаналитическом языке "объект" это то, к чему привязаны наши чувства и влечения. Человек, деятельность, роль, "дело жизни"
Человек, обычно полон энтузиазма, когда не столкнулся с выгоранием.
Врач, живущий идеей спасать жизни ; предприниматель, желающий создать продукт на миллиард (ну или "поменять мир", как завещал Стив Джоббс)
Такие люди не просто "работают работу" - они вкладывают в неё либидо (психическую энергию), надежды, детские фантазии.
Если уж совсем цинично пояснять - это те люди, у которых на работу "стоит", сверхмотивация, выше просто денег.
Многие работодатели мечтают о таких сотрудниках, с огоньком в глазах.
Что происходит перед выгоранием?
- Человек встречается с реальностью, объект начинает сбоить - система не строится, клиенты неблагодарны, сотрудники инфантильны, результат не ценят, а воспринимают, как должное;
"Спасибо, Вася, что перевыполнил план вдвое, вот тебе 1000 рублей" - Или, наоборот, человек сталкивается с реальностью ограничений: "я не могу спасти всех", "мой вклад меньше, чем мне хотелось бы верить", "ну и что, что я создал продукт на миллион, где он?".
В какой-то момент становится слишком больно продолжать всецело жить этим объектом, да и попросту невыгодно.
И тогда психика отводит либидо, снимает такой большой заряд и потенцию.
Психоанализ назовёт это реакцией утраты: объект всё ещё важен, но в бессознательном он уже увядает. Отсюда и смесь апатии, злости, цинизма и внутренней тоски.
По сути, человек в трауре по своей любви к делу, хотя сам часто этого не осознаёт.
Шаг 3. Крах эго-идеала: когда «я, который должен» больше не тянет
Фрейд делил сверх-Я на несколько компонентов, один из которых — эго-идеал: образ того, каким человек должен быть, чтобы быть достойным любви и уважения, некий "идеал".
Альберт Эллис (критик психоанализа и дедушка Когнитивно-Поведенческой Терапии) обозначил это "жёсткими ригидными долженствованиями"
У человека, склонного к выгоранию, эго-идеал соткан из следующих убеждений:
- Я должен быть профессионалом.
- Я должен быть всегда работоспособным.
- Я должен быть ответственным и всегда результаты моего труда - моя ответственность.
- Я должен уметь работать без отдыха.
Конечно, подобные требования или же эго-идеал не появляются сами по себе. Это наследие родительского воспитания, как правило.
Пока получается держаться, эго-идеал приносит чувство гордости и смысла. Но в момент, когда организм перестаёт выдерживать, идеал начинает разрушаться:
"Если я больше не могу тянуть, значит, я не тот, кем хотел быть. Я неудачник и слабак ".
Это не просто усталость, столкновение двух противоречащих тенденций могут даже формировать нарциссическую травму: «я потерял образ того, кем считал себя в собственных глазах».
Отсюда в выгорании так много стыда, презрения, ощущения, что "со мной что-то не так".
С точки зрения психоанализа человек страдает не только из-за нагрузки, но и из-за жестокости собственного эго-идеала, который не допускает права быть живым, ограниченным, уставшим.
Выгорание как защита: бегство в активность, чтобы не встретиться с пустотой
Один из важных вопросов психоанализа: не только «от чего человек страдает», но и от чего он защищается.
Очень часто хроническая занятость и гиперответственность это защита от чувства внутренней пустоты, от депрессивной части, от осознания собственных потребностей и невозможности их удовлетворить
Пока человек в поту решает рабочие вопросы, он не сталкивается с этим слоем. Деятельность становится маникальным слоем, который закрывает глубинную печаль и страх.
Когда же приходит выгорание, защитная активность рушится:
Работать нет сил, бежать тоже, проявляется то, от чего человек убегал.
Отсюда парадокс: выгорание одновременно и мучительно, и потенциально шанс.
Там, где падает прежняя защита, появляется возможность впервые встретиться со своей зависимостью от признания, со злостью на объекты (работу, клиентов, начальство), со своей потребностью в заботе.
Тело, симптом и повторение
Психоанализ обращает внимание, что выгорание почти всегда проявляется через тело хронической усталостью, бессонницей, соматическими симптомами.
Человек, один раз выгорев, без осознания внутренних механизмов часто меняет только внешние декорации - работу, проект, партнёров и продолжает нести тот же эго-идеал. Что неминуемо приведёт его к выгоранию на новом месте работы.
Что с этим делать: не чек-лист, а направление работы
Психоаналитическая оптика не даст быстрых решений а-ля "5 способов моментально выйти из выгорания". Зато она довольно честно показывает, где лежит работа.
Условно её можно описать так:
1) Назвать утрату
Признать, что вы реально потеряли
Это не "я стал ленивым", а "я горюю по тому, кем был и к чему был привязан". Да, может звучать странно, но процесс горевания важен.
2) Дать место злости и разочарованию
Перестать держаться за идеализированный объект - моя любимая профессия, ниша, благодарные клиенты, идея.
Позволить себе злиться, разочаровываться, чувствовать несправедливость - это часть выхода из слияния с объектом.
3) Разобрать эго-идеал
Понять, чьим голосом внутри звучит: "Ты должен", "ты обязан", "ты не имеешь права на слабость"
И постепенно строить новый эго-идеал, который признаёт ограничения, оставляет место удовольствию и игре, не требует постоянного самоуничтожения ради высокой цели.
4) Осознать защитный смысл гиперактивности
Ответить себе честно: от чего я убегаю в бесконечную занятость?
Здесь уже зона длительной терапии, сам человек вряд ли справится с этим
Вместо вывода
Простые советы уровня «выспись» или «съезди в отпуск» так часто не работают. Человек, столкнувшийся с выгоранием, нуждается не только в отдыхе, но и в пересборке своих отношений с объектами, идеалами и собой.
И это уже территория глубокой работы - как раз той, которой и занимался психоанализ: вытащить на свет то, что до сих пор жило в тени, чтобы не просто «вернуться в строй», а перестать снова и снова сгорать в одних и тех же местах.
Подобную пересборку я делаю на своих индивиуальных сессиях и на психологических выездах